← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Ростислав Веселов:
Спрос на авиаперевозки среди украинцев упал на 30%


9 июля 2014 года Ольга Сороколетова, Delo.ua


Новый гендиректор международного аэропорта "Львов" им. Даниила Галицкого Ростислав Веселов рассказал Delo.UA, как он собирается развивать аэропорт, когда подешевеют авиабилеты и когда Ryanair начнет летать в Украину.

- Ростислав, вас относительно недавно назначили генеральным директором международного аэропорта "Львов" (13 июня 2014 года — прим. Delo.UA). Какие еще кандидатуры рассматривались на этот пост?
- Назначение генерального директора международного аэропорта "Львов", как и других аэропортов Украины, является прерогативой Министерства инфраструктуры. Так что о других кандидатурах на этот пост и о критериях выбора не могу ничего сказать. Аргументом в мою пользу, скорее всего, был мой 32-летний опыт работы в авиационной отрасли, из которых 17 лет — на руководящих постах как в авиакомпаниях, так и в аэропорту Львова.
 
- Вы работали в авиакомпании "Аэросвит",банкротство которой в 2013 году потрясло рынок. Не думаете, что репутация этой компании отразится на вашей работе?
- На протяжении всей своей трудовой деятельности я профессионально подходил к выполнению своих обязанностей. Открывал представительство авиакомпании "Аэросвит" во Львове в 1997 году. Руководителем представительства я был с начала его работы и до 2000 года, а затем в период с 2004 по 2013 год. Опыт работы в авиакомпании "Аэросвит" позволяет мне хорошо понимать потребности авиаперевозчиков и пассажиров в части качественного аэропортового обслуживания. Поэтому я не считаю, что опыт работы в крупнейшей украинской авиакомпании может иметь негативный подтекст.
 
- Назовите главные проблемы аэропорта "Львов" на сегодняшний день.
- Наиболее актуальным сейчас является вопрос завершения строительства и введения в эксплуатацию электроподстанции, которая должна обеспечивать бесперебойное электроснабжение аэровокзала в соответствии с проектной мощностью. Сегодня электропитание аэровокзального комплекса осуществляется по временной схеме. Решение этого вопроса требует государственного финансирования в размере 62 млн грн. Аэропорт уже заручился поддержкой Министерства инфраструктуры в решении данного вопроса. Мы планируем, что в течение этого года подстанция будет введена в эксплуатацию.
 
- Как планируете решать проблемы аэропорта?
- Во львовский аэропорт я пришел в апреле 2013 года на должность начальника службы управления терминалом и занимал эту должность до назначения генеральным директором предприятия. Так что с работой аэропорта я знаком не понаслышке. После моего вступления в должность на основе анализа текущей финансово-производственной деятельности предприятия был разработан среднесрочный стратегический план развития аэропорта на 2014-2018 годы, оптимизирована организационная структура предприятия, пересмотрен финансовый план на 2014 год. Среди мер, которые мы планируем предпринять для смягчения влияния кризиса на работу аэропорта, открытие новых рейсов, открытие бизнес-зала, начало коммерческой эксплуатации парковки и прочее. Так, нам уже удалось договориться с авиакомпанией "Урга" о начале выполнения с 18 июня 2014 года ежедневных регулярных рейсов по маршруту Львов — Киев ("Жуляны"), а с 4 июля налажено прямое авиасообщение с Днепропетровском. Рейсы четыре раза в неделю выполняет украинский перевозчик "Днеправиа".
 
- Как политическая и экономическая нестабильность отразилась на работе аэропорта?
- Нестабильная политическая и экономическая ситуация в Украине привела к уменьшению спроса среди населения на авиаперевозки примерно на 30%, что привело к отказу ряда авиакомпаний от выполнения рейсов.
 
- О каких авиакомпаниях вы говорите?
- Авиакомпания "ЮТэйр-Украина" в конце марта сократила число рейсов Львов — Москва с 6 до 3. А с 11 мая отменила рейсы Львов — Киев ("Жуляны"). Кроме того, авиакомпания "Wizz Air Украина" перенесла на неопределенный срок открытие шести новых рейсов (в Барселону (Жирону), Неаполь, Кутаиси, Тель-Авив, Рим (Фьюмичино) и Валенсию). Также не была начата программа полетов авиакомпанией "Atlasjet Украина", презентация которой состоялась в нашем аэропорту еще в начале апреля (авиакомпания планировала выполнять чартерные программы в Турцию и страны Средиземноморья — прим. Delo.UA).
 
- На какой пассажиропоток планирует выйти аэропорт по итогам 2014 года?
- Аэропорт завершил 2013 год с показателем 700,8 тыс. пассажиров. В планах на 2014 год был заложен пассажиропоток на уровне 819 тыс. пассажиров (рост 15,7%). Но ввиду последних событий в Украине и в авиационной отрасли в частности этот показатель был скорректирован до 552 тыс. пассажиров, что означает падение пассажиропотока в 2014 году на 21%. Так, за пять месяцев текущего года пассажиропоток уже упал на 10% (до 192,5 тысяч пассажиров) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом если на внутренних рейсах наблюдался незначительный рост количества пассажиров на 8% (до 41,3 тыс. пас.), то падение пассажиропотока на международных рейсах составило 13% (151,2 тыс. пас.)
 
- Помимо политической ситуации в стране, на деятельности аэропорта наверняка отразилась и девальвация гривни?
- Поскольку договоры с иностранными авиакомпаниями заключены в валюте, то колебание валютного курса не имело негативных последствий для аэропорта. Кроме того, авиационные сборы также зафиксированы в долларах, и они не менялись с начала года. Формирование же стоимости авиабилетов является прерогативой авиаперевозчика и зависит от его ценовой и маркетинговой политики.
 
- На какие финансовые показатели планирует выйти аэропорт в 2014 году?
- По результатам работы в 2013 году чистая прибыль аэропорта составила 16 млн грн. Планы на 2014 год были откорректированы исходя из результатов работы аэропорта в первые пять месяцев 2014 года. По нашим прогнозам, в 2014 году прибыль аэропорта составит 12 млн грн.
 
- Насколько загружен новый терминал аэропорта?
- Вопрос относительно загруженности производственных мощностей аэропорта возникает регулярно. В данном вопросе важно принимать во внимание то, что реконструкция аэропорта проходила в рамках подготовки к Евро-2012. Во время его проведения количество обслуживаемых терминалом пассажиров достигало 1950 человек в час при пропускной способности терминала в 2000 человек в час. Если подходить к вопросу о загрузке аэропорта чисто с арифметической точки зрения, то при пропускной способности в 5 млн пассажиров в год и пассажиропотоке в 700,8 тыс. человек средняя загрузка составляет около 14%. Однако в период пиковой нагрузки этот показатель может достигать более 50%. В настоящее время существующие производственные мощности являются, безусловно, чрезмерными, что усложняет экономическое положение предприятия, однако это позволяет планировать развитие аэропорта в долгосрочной перспективе.
 
- Почему "Wizz Air Украина" отказалась открывать базу в аэропорту "Львов"?
- Компания "Wizz Air Украина" не отказывалась от идеи открытия базы в аэропорту Львова. Речь идет о переносе сроков базирования. Ввиду нестабильной политико-экономической ситуации в Украине авиакомпания отдала два воздушных судна (одно из которых планировалось базировать у нас) для эксплуатации материнской компании в Европу. Как только ситуация в стране нормализуется, самолеты будут возвращены в Украину, а планы относительно базирования авиакомпании во Львове и открытия шести новых направлений будут реализованы. Точных дат ни мы, ни авиаперевозчик назвать не можем, поскольку это зависит не от нас.
 
- Чем именно аэропорт планирует привлекать новые авиакомпании?
- В апреле этого года представители аэропорта приняли участие в европейском форуме по развитию авиамаршрутов Routes, где провели переговоры более чем с 20 авиакомпаниями (как с представителями сегмента лоу-кост, так и с традиционными авиакомпаниями). До момента подписания договоров мы, как правило, по просьбе авиакомпаний не разглашаем их названий и обсуждаемые маршруты, поскольку это может нарушить их планы.
 
Кроме того, начиная с сентября 2013 года в аэропорту действует система скидок на аэропортовые сборы, в соответствии с которой авиакомпания может получить скидку до 80% при открытии новых регулярных международных рейсов.
 
- Ранее авиакомпания Ryanair заявляла о желании начать полеты в аэропорт "Львов". На какой стадии находятся переговоры?
- Компания Ryanair не отказывалась от идеи выполнять полеты во Львов. На данном этапе переговоры приостановлены, поскольку все находятся в ожидании подписания Соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом. Как только это решение будет принято, мы снова сядем за стол переговоров.
 
- Действительно ли "открытое небо" поможет развитию украинских аэропортов?
- Переговоры о подписании Соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС ведутся с конца 2007 года и являются важным шагом на пути евроинтеграции Украины. Соглашение позволяет отказаться от двустороннего регулирования авиаперевозок между странами, снимает целый ряд ограничений для авиакомпаний, ускоряет и упрощает процедуру получения разрешений на воздушные линии, способствует развитию сети авиаперевозок, ведет к усилению конкуренции среди авиакомпаний и снижению цен на авиабилеты. В разрезе аэропортов, а тем более региональных, это возможность повысить загрузку производственных мощностей, улучшить финансовые показатели деятельности и создать дополнительные рабочие места.
 
- Почему же его подписание постоянно откладывается?
- За ответом на этот вопрос стоит обращаться в Госавиаслужбу Украины. Как мне известно из открытых источников, украинская сторона полностью готова, и сейчас ведутся переговоры о назначении даты его подписания.
 
- Многие региональные аэропорты Европы платят дотации авиаперевозчикам. Готов ли аэропорт "Львов" пойти на это ради привлечения туристов в город?
- Данная практика действительно существует. При открытии новых рейсов аэропорты оказывают маркетинговую поддержку авиакомпаниям, в том числе совместными рекламными акциями, предоставлением собственных рекламоносителей на льготных условиях и так далее. Речь не идет о прямых дотациях. Наш аэропорт готов поддерживать открытие новых направлений из аэропорта через имеющиеся у нас маркетинговые инструменты.
 
- Когда авиабилеты для украинцев подешевеют?
- Снижение стоимости авиабилетов возможно только при условии здоровой конкуренции на рынке авиационных перевозок. В том числе этому будет способствовать упомянутое ранее Соглашение о едином авиационном пространстве.
 
- Как вы оцениваете нынешнее состояние авиарынка в Украине?
- Состояние авиарынка Украины характеризуется общим падением пассажиропотока (-30%), что обусловлено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. Однако при стабилизации ситуации возможен ежегодный 10%-ный рост рынка авиаперевозок.
 
- Какова в среднем рентабельность аэропортовых услуг в мире и в Украине?
- По итогам 2013 года рентабельность работы львовского аэропорта была на уровне 15%. Показатель же рентабельности аэропортовых услуг в мире колеблется в среднем от 10% до 25%.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2014/7/9/24890/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.