Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Маевский:
Философия борьбы

Генеральный конструктор КРЭТ о развитии средств РЭБ


25 сентября 2014 года Илья Крамник, Лента.ру


Российские военные и оборонка ищут способы нейтрализации традиционного превосходства «вероятных партнеров» в системах управления и связи. Одно из приоритетных направлений — развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванных лишить противника преимущества в информационной сфере и даже повернуть против него самого, искажая передаваемую информацию.

«Ленте.ру» удалось побеседовать с генеральным конструктором аппаратуры радиоэлектронной борьбы Юрием Ивановичем Маевским — заместителем генерального директора по НИОКР техники РЭБ Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Несмотря на традиционную закрытость этой тематики, наш собеседник ответил на ряд вопросов о российских системах РЭБ, философии их разработки и совершенствования.

«Лента.ру»: Насколько хорошо мы представляем себе возможности современных западных РЛС и систем наведения? Есть ли гарантия того, что имеющиеся системы РЭБ смогут подавить радары противника в случае конфликта?

Мы работаем на опережение. Мы обязаны прогнозировать развитие систем «с той стороны», строить на этом всю свою работу. Действуя по программе 2025 года, мы должны знать, каким противник может оказаться в 2030-м. Есть различные методы прогнозирования, и разрабатывая свои перспективные системы, мы моделируем в качестве противника именно возможности условного 2030 года. Конечно, сохраняется какая-то неопределенность, и мы закладываем в наши комплексы избыток возможностей, способные эту неопределенность парировать.

Если же говорить о гарантиях… Возможности проверяются практикой. Мы создаем системы, проверяем их, отрабатываем, учитываем ошибки, создаем заново и т.д. И эксплуатация для нас очень важна, как на территории России, так и за рубежом, там, куда мы поставляем свое оборудование. Потому что очень сильно различаются условия: и географические, и вероятный противник.

Это единственная надежная гарантия, мы постоянно проверяем на практике, как все работает.

Какие параметры сегодня ключевые для РЭБ? Насколько корректно мнение, что все зависит от мощности сигнала и ширины перекрываемого диапазона частот?

Мы перешли к цифровым способам обработки и формирования сигналов. Благодаря миниатюризации можно делать системы, перекрывающие весь рабочий диапазон в системах связи и радиолокации — раньше приходилось изготавливать специализированные системы на каждый диапазон.

Кроме того, возникло понятие неэнергетической помехи. Современные средства обнаружения и обработки позволяют получать точную копию сигналов. И мы можем формировать свой аналогичный сигнал, поменяв те параметры, которые нам нужны, например, в его структуре. Теперь вовсе необязательно применять силовое подавление, закрывать помехами весь экран. Иногда проще получить сигнал, разобрать его, изменить кое-что и вернуть назад.

Какова роль систем РЭБ в условиях все большей «дигитализации» управления боем? Не возникает ли патовая ситуация, когда рост возможностей систем управления и связи и возможностей РЭБ перекрывают друг друга?

Нет, такая ситуация не складывается. Дело в том, что каждая система управления — это определенный набор связей. Наша задача, задача РЭБ — найти эти связи, какие-то оборвать, в какие-то, не обрывая, подсунуть искаженную информацию. Образно это можно сравнить с подбрасыванием монетки в кассу бухгалтеру, которому придется всю ночь пересчитывать, чтобы разобраться в чем дело.

Хотя проблема есть. Как выявить наиболее важные цели, чтобы не тратить лишние ресурсы? Я получаю поток сигналов между разными объектами, и надо из этих объектов выбрать те, что для меня наиболее важны — неважно идет ли речь об обнаружении, управлении, связи и т.д. Наши методы это позволяют, и пока с той стороны улучшают средства управления, мы совершенствуем средства радиоэлектронной борьбы.

А какие сигналы важнее всего? С чем необходимо бороться в первую очередь? «Аваксы», связь, что-то еще?

Для любого применения оружия прежде всего необходима полная информация о противнике, о том, как он распределил по объектам свои группировки, в группировках — группы и т.д. Все зависит от момента, от того, в какой стадии конфликта мы находимся. В начальной стадии, возможно, действительно важнее всего «Аваксы», а затем, например, на первый план может выйти штабная инфраструктура, система передачи информации. Фиксированной схемы нет, конфликт — это процесс, развивающийся по своим законам.

Вернемся к эволюции систем РЭБ. Какова продолжительность жизненного цикла системы и какие трансформации она проходит в рамках этого цикла? Недавно я разговаривал с представителями Объединенной судостроительной корпорации. Для них главная проблема — своевременное обновление радиоэлектронного оборудования, в том числе РЭБ. Срок — 5-10 лет, хотя корабль как платформа служит многие десятилетия. Какова ваша оценка?

Кораблестроители правы. Я бы даже сказал, что жизненный цикл — 4-5 лет. Раньше, когда мы создавали специализированные системы, Минобороны требовало срок службы по 15-20 лет. Но электроника развивается слишком быстро. Поэтому мы переходим к модельным схемам. Основа системы, платформа, может служить и 20 лет, но мы делаем стандартизированные по креплению и интерфейсу модули, которые позволяют нам совершенствовать аппаратуру, меняя не весь комплекс, а отдельные блоки. Поставил новый блок, получил новые возможности.

То есть мы переходим на стандартную шину обмена данными?

Совершенно верно. Современный уровень развития электронной техники позволяет добиваться программными методами очень многого. Например, в производстве авиационных двигателей. Другая версия ПО — другие характеристики при том же «железе». И мы должны делать так же. Это основное стратегическое направление. Главное — электроника должна соответствовать уровню, достигнутому оппонентом, который не ждет, когда его догонят, а тоже повышает свою эффективность, и мы обязаны за ним успевать, а где-то и пересекаться.

Эффективность управления мы рассматриваем через конфликт двух систем. Вот система управления противника, вот наша, и вот конфликт. Задача каждой стороны — уничтожение противостоящей группировки, сила которой во многом определяется системой управления. Мы должны сосредоточиться на тех средствах, которые позволят нам быстрее обнаружить и распознать цель, быстрее навестись и быстрее ее уничтожить.

И если у противника, допустим, хорошая система разведки, обладающая высокой дальностью, то наша задача — снизить эту дальность до такой степени, чтобы успеть первыми. Если у противника лучше система доведения информации, то мы должны воздействовать на нее так, чтобы он опоздал, а мы опять были бы первыми. РЭБ позволяет решать такие задачи.

Мы добились хороших результатов и по количеству одновременных направлений воздействия, и по уровню алгоритмов. Иначе нельзя. Мы вынуждены учиться противодействовать развитым системам управления и связи, создавать средства, способные компенсировать успехи оппонентов. Сама судьба заставляет нас делать комплексы соответствующего уровня.

Как организован процесс разработки? Он дискретный, возобновляющийся и прекращающийся по мере достижения определенных этапов или непрерывный? И кто из стран-лидеров НАТО наш основной оппонент в разработках, у кого, помимо США, есть свои достижения в этой сфере?

Это непрерывный процесс, с постоянным обменом информацией — от академии наук до прикладных структур по разным направлениям. Основа всего — прогнозирование и испытания. Остановить процесс невозможно. Крайне важна обратная связь с Минобороны: мы даем техническую основу, гарантируя, что она не хуже, чем у противника, но комплекс эксплуатируют конкретные люди, и мы должны понимать, насколько они с этим справляются. Нередко боевые офицеры предъявляют такое требование: правильному комплексу нужна всего одна кнопка — включить/выключить. Ну, мы и это пытаемся сделать. Наконец, часто опыт эксплуатации позволяет расширить границы возможностей, заложенные при проектировании.

Если говорить об оппонентах, то, конечно, это не только США. Великобритания, Франция, Италия, Израиль... У каждого есть свои сильные стороны. Израиль, например, разрабатывает отличные средства подавления головок самонаведения различных типов — радиолокационных, инфракрасных, комбинированных…

Очень важным шагом для нас было приобретение «Авиаприбор-холдинга», крупнейшего производителя авиационного БРЭО. Это позволило нам сильно повысить уровень наших модульных систем: авиаприборостроители активно применяют данные технологии в своей работе, мы — в своей. Объединение с «Авиаприбором» сильно облегчило нам работу, в том числе по комплектующим — в конечном счете мы используем во многом близкие наборы деталей, просто по-разному скомпонованные для разных задач.

Что можно сказать о системе РЭБ «Хибины», которая устанавливается, в частности, на Су-34, а также о системах РЭБ комплекса Т-50?

«Хибины» — это серийный комплекс, предназначенный для групповой защиты самолетов от ЗРК. Но он продолжает совершенствоваться — в том числе за счет миниатюризации. Оставаясь в тех же габаритах, при той же массе и параметрах энергопотребления, комплекс может получить куда больше возможностей.

Другой аспект — переходя на электронику нового поколения, мы уменьшаем массу и габариты, облегчая самолет. Надо понимать, что РЭБ существует не сама по себе. Если перспективный самолет отличается пониженной заметностью, то можно применять комплекс со сниженным энергопотенциалом, что открывает широкие перспективы для дальнейшего совершенствования. Это касается и Т-50. Новое поколение твердотельной электроники, уменьшение массы, габаритов, более компактное размещение на самолете... Хотя общих решений не так много, для каждого конкретного типа самолетов разрабатывается что-то свое — в зависимости от ограничений по массе и габаритам, теплового режима. Взять комплекс с одного типа самолета и поставить на другой не получится. Задача решается каждый раз заново.

Недавно СМИ сообщали об облете российским бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук» в Черном море и подавлении его систем обнаружения. Насколько эти сообщения соответствуют действительности?

Эффект был. СМИ много чего могут говорить, но эффект был. Правильный.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer