Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Рождественский:
Задача определена. значит, будем ее решать


16 октября 2015 года Журнал "Крылья Родины"


Приказ о реорганизации Московского авиационного института и Российского государственного университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ) был выпущен Министерством образования и науки еще 24 марта 2015 года. В нем говорится, что МАТИ присоединяется к МАИ в форме структурного подразделения, имущество МАТИ закрепляется за МАИ, и МАИ является правопреемником МАТИ. 29 сентября 2015 года согласно приказу Министерства образования и науки РФ исполняющим обязанности ректора назначен Александр Викторович Рождественский.

Александр Рождественский
Александр Викторович Рождественский - кандидат педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского» с 2012г. Является автором более 100 печатных работ, в том числе 11 монографий, 5 учебников и 16 учебных пособий в таких областях, как экономика, социально­экономические отношения в сфере образования, инновационная деятельность высших учебных заведений, интегрированные структуры высшей школы, предприятий военно-промышленного комплекса и др.

На первом же заседании ученого совета А.В. Рождественский в своем выступлении прояснил наиболее острые нюансы. Он в частности отметил, что «ситуация сложная, и сложилась так, как сложилась. Для меня это назначение – вызов. И я его принял. Рекомендую и вам делать так же. Плата за общежитие для студентов повышаться не будет. И собственность МАИ распродаваться тоже не будет».
 
11 октября в авторской программе Максима Шевченко «Точка» на НТВ Александр Викторович так же был конкретен и лаконичен:  Не стал бы расчленять МАИ-МАТИ по признакам их отношения к военному ведомству. По сути, они оба работали и работают на оборонку. Так уж исторически сложилось, что один вуз готовил конструкторов, а второй – технологов. Что касается мотивации моего назначения. Просто есть некая данность. И эта данность изменилась. Требования к руководителям вузов тоже поменялись. Задача управленца – сформировать команду, которая эффективно создавала бы необходимые условия для развития вуза по образовательным программам и соответствующие условия для работы своих ученых.
 
Ситуация со сменой руководства в МАИ ныне бурно обсуждается в СМИ. Как любое новшество, оно имеет, как сторонников, так и противников. И все же, самое мудрое решение: не спешить с выводами. Лучше дать человеку возможность себя проявить. Если имеются вопросы, то их задать. Собственно, мы это и делаем в беседе с исполняющим обязанности ректора Александром Викторовичем Рождественским. Редакция национального авиационного журнала «Крылья Родины» решила узнать, что происходит в момент слияния научных и педагогических школ МАИ-МАТИ в легендарном институте и как будет происходить процесс в авиакосмической промышленности и науке.
 
- Почему, по Вашей оценке Устав МАИ, по которому проводят выборы ректора, не соответствует сегодняшним геополитическим и экономическим российским реалиям?
- На этот счет существует позиция учредителя, которая обозначена в разосланном по системе типовом уставе. Где определено, что ректор назначается министерством. Эта позиция соответствует требованиям действующего законодательства. А лично я считаю, что старый Устав МАИ, по которому на отчётно­выборной конференции ректора голоса выборщиков от профессорско-преподавательского состава приравнивают к разнорабочим, уборщицам и сантехникам, не соответствует требованиям времени и является наследием лихих «перестроечных» времен, когда увлеклись демократизацией. Как известно в МАИ ректора назначались.
 
- Какой Вам видится одна из насущных проблем?
- Мы должны готовить инженеров для высокотехнологичных производств, классных конструкторов авиационной и ракетно-космической техники. Основными оценщиками качества образовательных услуг и результатов работы технических университетов должны являться производственные предприятия и конструкторские бюро. И подготовка соответствующих специалистов должна вестись в плотном взаимодействии университета и производства. Практикоориентированность – это одна из основных задач при подготовке инженеров для современного производства. 
 
- Что дает слияние двух вузов? 
- И в МАИ, и в МАТИ традиционно была сильной связь с производством. Система же, заложенная в новом Законе об образовании, позволяет дать дополнительный импульс в создании базовых кафедр, наполнить их новыми современными образовательными программами и практиками. Что позволит студентам старших курсов проходить обучение, в том числе, и на конкретных производствах. Без этого, ни о каком дальнейшем развитии не может быть и речи. 
 
Кроме того, мы понимаем, что лабораторная, материально – техническая базы крайне необходимы при подготовке высококлассных инженеров. А ВУЗы в полном объеме ими не обладают. Поэтому мы обязаны использовать оборудование, которое есть на производстве. Что это даст? Это позволит нашим выпускникам уже со старта вовлекаться в реальный производственный процесс и работать в полной мере как уже состоявшимися подготовленными специалистами. ИМ не нужен будет дополнительный адаптационный период, растягивающийся на несколько лет после окончания вуза.
 
- Прежняя модель образования себя изжила?
- Она была ориентирована на времена советского периода. Сейчас же требования к университетам меняются. Если посмотреть на учебные аудитории, на лаборатории, на корпуса, создается такое ощущение, что попадаем в ситуацию 70¬х годов. Времена изменились, а ориентированность осталась неизменной.
 
- Финансовая составляющая, наиболее болезненная.
- Ученые и конструкторы смогут эффективно работать только при наличии достойных условий труда. «Боритесь за форму, содержание подтянется». А мы этого в полном объеме обеспечить не можем. Проблема? Еще какая! 
 
Проблема не в недостаточном выделении ресурсов. Их было выделено достаточно. Скорее вопрос стоит в эффективности их использования. В реальности мы сейчас имеем, что видим. Посмотрите вокруг. Обшарпанные стены, устаревшая материально техническая и лабораторная база и т.д. Конечно, чтобы до конца понимать ситуацию, необходим определенный анализ. Хотелось бы многое поменять, чтобы выйти из состояния законсервированности и отвечать требованиям, предъявляемым к ведущим университетам, готовящим специалистов для ОПК. Но менять, безусловно, нужно так, чтобы не разрушить всё лучшее, что было достигнуто предыдущими поколениями. Где это уже было: « Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Так вопрос не стоит. Поэтому нужно время для эволюционных преобразований, а его, как обычно, нет.
 
- Если в двух словах о ближайшей перспективе.
- Еще раз хочу подчеркнуть ¬ главный оценщик качества нашей работы – это производство. Мы должны создать все условия, чтобы наши студенты овладевали современными знаниями, чтобы им было здесь комфортно. Чтобы они здесь не только учились, а и имели бы все условия для полнокровной жизни, могли заниматься спортом и всесторонне развиваться. 
 
Есть целый ряд научных центров, школ – они существуют, они сохранены. Если мы их не будем поддерживать, то ничего хорошего из этого не получится. Научные школы, ученые, конструкторы – это наши выпускники, великая плеяда выдающихся деятелей, которыми по праву гордится МАИ - наш золотой фонд. И к нему должно быть соответствующее отношение.
 
Ветер перемен, перемен прогрессивных достиг и МАИ. Решение о слиянии двух вузов не принималось поспешно. К нему готовились основательно и заблаговременно. Собственно, никакой тайны не было: об этом все знали. И подбор кандидатуры руководителя осуществлялся тщательно и продуманно. Так что, никаких спонтанных действий со стороны Министерства образования и науки в решении данного вопроса тоже не было. Что касается опрометчивых выводов, то их делать преждевременно. Лучше пожелаем Александру Викторовичу успехов и конструктивных результатов.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7sgH
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer