Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Шахматов:
Ректор СГАУ: Мы занимаемся "штучной" подготовкой специалистов


16 ноября 2015 года Юлия Осипова, РИА Новости


Самарский государственный аэрокосмический университет (национальный исследовательский университет) входит в мощный авиационно-космический кластер России. Ректор Евгений Шахматов рассказал о том, кого, как и к чему готовят в этом вузе.

- В октябре два университета — СГАУ и СамГУ – объединились в один мощный научно-образовательный кластер. Почему принято такое решение?
— Реформа высшего образования России предполагает, что в ближайшие годы на месте 3 тысяч нынешних высших учебных заведений будет выстроена своеобразная пирамида во главе с 50 ведущими вузами международного и национального уровня. Объединение вузов позволит нам сохранить лидирующие позиции в новой структуре.
 
За объединенным университетом сохраняется статус национального исследовательского университета и присутствие в "Проекте 5-100". При слиянии фундаментального направления подготовки (государственный университет) с прикладным (аэрокосмический университет) четко виден эффект синергии — получается симбиоз физико-математического, технического и гуманитарного направлений. С одной стороны, это расширяет диапазон направлений подготовки объединенного университета, с другой – повышает узнаваемость в мире.

Согласно нашей дорожной карте, к 2020 году мы должны войти в первую сотню лучших мировых высших учебных заведений. Кроме того, СГАУ и СамГУ близки друг другу по уровням баллов ЕГЭ бюджетных абитуриентов. Мы близки даже территориально: наши кампусы объединены Ботаническим садом.

- В каком направлении в последние годы меняется система подготовки специалистов?
— Главный принцип, которым руководствуемся, — обучение через исследования. Получение знаний в практической работе является ключевым моментом, краеугольным камнем нашей программы. Мы переходим на снижение аудиторной нагрузки, увеличивая долю исследовательской работы.
Нам нужно стремиться к системе, когда преподаватель читает блок установочных лекций, а все остальное студенты постигают в работе над проектами —  спутниками, двигателями, исследовательской аппаратурой или реальной компьютерной программой. Такой подход позволяет повышать квалификацию и самих преподавателей, ведь в рамках реального проекта всегда возникают нестандартные вопросы, ответы на которые приходится искать всем вместе.
Например, мы сейчас учим студентов создавать так называемый "виртуальный двигатель". На его базе можно провести все предварительные испытания, довести до совершенства, а потом уже в "цифре" отдавать на изготовление. На выходе получаются специалисты комплексного плана. Они знают, как моделировать, проектировать и создавать двигатель в комплексе, а не отдельные его узлы. Такой подготовки нет ни в одном университете. Ради этих знаний к нам приезжают студенты из Германии и других стран.

- Как реализуется взаимодействие вуза с работодателями Самарской области, где довольно мощный авиационно-космический кластер?
— Принцип "обучение через исследования" реализуем, в том числе, с РКЦ "Прогресс" и с ОАО "Кузнецов". Речь идет о работе над конкретными производственными проектами этих предприятий: будь то разработка нового газотурбинного двигателя или создание малого космического аппарата "Аист". У этих проектов четкие сроки: мы отчитываемся перед предприятиями, а предприятия — перед министерством, которое выделяет деньги на эти проекты. Отличная схема, она дисциплинирует всех.
Другая схема взаимодействия с предприятиями — подготовка кадров. Мы сотрудничаем с целым рядом российских и зарубежных компаний, имеющих представительство у нас в стране, по двум основным формам: целевой набор по существующим основным программам подготовки и организация целевых программ под задачи конкретного предприятия на договорной основе.
Целевой договор будущий студент заключает как с вузом, так и с выбранным предприятием. Минобрнауки России оплачивает обучение этого студента с целью дальнейшего трудоустройства на конкретном предприятии.
Кроме того, есть целевая специализированная подготовка. По запросу работодателей специалисты вуза разрабатывают программу обучения под конкретные задачи, а предприятие дополнительно оплачивает подготовку специалиста. Здесь появляются индивидуальные учебные траектории. Чаще всего такие программы разрабатываются на уровне специалитета, магистратуры и аспирантуры.

- В чем Вы видите конкретную пользу от непрерывности образования?
— Если человек во время учебы решает задачи, стоящие перед предприятием, он приходит на производство адаптированным. Потом предприятие заказывает СГАУ подготовку магистров и аспирантов. Такая система налажена, например, с РКЦ "Прогресс". Авиационно-космическая отрасль нуждается в грамотных топ-менеджерах. Наш институт двигателестроения и энергетических установок как раз готовит выпускников по специализации "инженер-организатор производства".
Недавно семь выпускников уехали работать в Рыбинск. Через три года один из них — Роман Диденко возглавил конструкторский отдел систем инженерного анализа службы генерального конструктора в НПО "Сатурн", другой — Евгений Ефимов — стал главным конструктором. Представляете себе, три года — и главный конструктор! Думаю, что здесь сработал сплав инженерных знаний, знаний по организации производства и личных лидерских качеств. Мы планируем масштабно заниматься "штучной" подготовкой таких специалистов по заказам предприятий.

- Не могли бы Вы рассказать про какого-нибудь выпускника, который, будучи ещё студентом, четко понимал, где и над чем он будет работать сразу после окончания вуза?  
— Наши выпускники возглавляют многие отечественные предприятия аэрокосмической и двигателестроительной отрасли. Если говорить о зарубежных студентах, то несколько лет назад факультет инженеров воздушного транспорта СГАУ закончил Викториен Лома из Камеруна. Будучи студентом, Викториен от имени своего государства провел переговоры с авиастроительным заводом "Авиакор" о поставке в Камерун трех самолетов Ан-140.
После окончания СГАУ он уехал в Канаду (в Монреале есть мощный аэрокосмический кластер), где прошел серьезнейший отбор и поступил на работу конструктором в широко известный самолетостроительный концерн Бомбардье. Сейчас он руководит окончательной сборкой крыла самолета. Таких примеров у нас много: большинство наших студентов нацелены делать карьеру именно в аэрокосмической отрасли.  

- Сколько у вуза базовых кафедр и лабораторий?
— Две базовые кафедры: кафедра космического машиностроения, действующая в тесном контакте с РКЦ "Прогресс", и кафедра  инновационного менеджмента, созданная совместно с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Но у нас появился и новый перспективный вариант обучения – сетевой. Такая форма подготовки использует самые разные интеллектуальные ресурсы, включая библиотеки, лабораторное оборудование, квалифицированных специалистов, которые ведут занятия, практики и выпускные квалификационные работы.

- Отслеживаете ли Вы инновации в аэрокосмической отрасли?
— Это происходит в рамках проведения научно-исследовательских работ по заказам предприятий, но находит свое отражение и в образовательных планах. По инициативе вуза в образовательную программу включаются специализирующие модули. Образовательные программы гарантируют получение студентом базового пакета компетенций, а вот тем компетенциям, которые нужны "сверх", обучают как раз эти модули.
Например, отечественные авиационные предприятия внедряют бесстапельную сборку с помощью лазерных нивелиров. Было бы странно продолжать обучать студентов на стапелях. Разрабатывая такие модули, университет все делает за свой счет в надежде, что предприятие, оценив качество подготовки выпускников, закажет целевую специализированную подготовку.

- Какие, на Ваш взгляд, сейчас наиболее востребованные узкие специальности, связанные с аэрокосмической отраслью?
— Это зависит от развития отраслей экономики и потребностей предприятий. В 2015 году наибольшее количество абитуриентов зачислено на факультет информатики, в институт авиационной техники, а также в институт электроники и приборостроения. Среди наиболее востребованных специальностей: информационная безопасность автоматизированных систем, фундаментальная информатика и информационные технологии, проектирование, производство ракет и ракетно-космических комплексов, а также автоматизация технологических процессов и производств.

- А какие направления Вы считаете наиболее перспективными?
— Когда подавали заявку на участие в “Проекте 5-100”, безусловно, мы опирались на собственные достижения и конкурентные преимущества. Это разработки в области космического машиностроения, двигателестроения, виброизоляции, компьютерной оптики и в других направлениях, которые появились как "закрытые" авиационные и космические технологии. Сейчас они получают более широкое распространение в здравоохранении, машиностроении, наноиндустрии, IT и других гражданских отраслях. В плане их технологической уникальности и потенциала эти достижения соответствуют мировому уровню.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer