Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Бондарев:
В отличие от американцев, мы реально бьем игиловцев


5 ноября 2015 года Виктор Баранец, Комсомольская Правда


Российские самолеты и вертолеты уже больше месяца участвуют в боевых действиях в Сирии, нанося удары по вооруженным отрядам «Исламского государства» (ИГ - запрещенная в России террористическая организация) и других террористических групп. Как замышлялась эта воздушная операция? Как она сейчас идет? На эти и другие вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца отвечает главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Виктор Бондарев
Бондарев Виктор Николаевич.
Генерал-полковник. Родился 7 декабря 1959 г. в селе Новобогородицкое Петропавловского района Воронежской области. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, Военную академию Генштаба Вооруженных сил РФ. С мая 2012 года главнокомандующий Военно-воздушными силами. С 1 августа 2015 года - главнокомандующий Воздушно-космическими силами. Герой Российской Федерации. Награжден орденами Мужества, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и рядом медалей.

БУТАФОРСКАЯБОМБЕЖКА
 
- Виктор Николаевич, как вы понимаете смысл трагических сирийских событий?
- Ряд стран с помощью так называемой умеренной (а по сути - незаконной) вооруженной оппозиции предпринимали попытки свергнуть режим Асада. Но они просчитались. Видимо, думали, что стоит еще чуть-чуть нажать на Асада и его армию - и дело будет в шляпе. Нажать, возможно, и с помощью ИГ.
 
- Но ведь самолеты США и их союзников больше года бомбили ИГ…
- Да, «бомбили» так, что ИГ сначала взял под контроль 30%, а затем почти 75% сирийской территории вместе с крупными нефтепромыслами! Это была бутафория, имитация борьбы с террористами. У этой самой «умеренной» оппозиции силенок не хватало, чтобы свалить Асада. Мы слышали, что самолеты коалиции бомбят ИГ, но никто не видел результатов. И если бы законная сирийская власть игиловцам сдалась, то ряды их увеличились бы многократно.
 
- Я видел вас под Оренбургом на сентябрьских учениях «Центр-2015», где присутствовали президент, министр обороны, начальник Генштаба. По легенде этих учений, против крупных террористических формирований применялась наша авиация. Вы тогда смотрели в бинокль на удары своих летчиков по «террористам» и уже видели Сирию?
- Конечно, я - да и не только я! - догадывался, что наш Верховный главнокомандующий смотреть на развитие сирийских событий спокойно не будет. Потому что это в конечном итоге обернется против России. Поэтому тут все было понятно, все было предсказуемо. Я думаю, что для России этот вариант значительно лучше, чем мы бы ждали, когда вся эта свора придет к нашим границам.
 
- Почему было принято решение использовать прежде всего самолеты и вертолеты наших ВКС в Сирии, какая тут была идея?
- А что можно было еще применить? Стрелять каждый день ракетами? Это очень накладно. Да ведь и игиловцы - это высокомобильный бандитский сброд. Они на автомобилях, на велосипедах, на ишаках перемещаются. За ними на танках не нагоняешься. После каждого удара они меняют позиции. Другое дело - авиация. Исходя из этого и принималось решение о той нашей боевой технике, которая там находится.
 
- С чего начиналась подготовка воздушной операции?
- Мы просчитали все возможные угрозы. Мы туда поставили не только истребители, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, но и зенитные ракетные системы. Потому что могут быть различного рода форс-мажорные обстоятельства. Допустим, угон боевого са- молета на территории сопредельного с Сирией государства и нанесение удара по нам. И к этому мы должны быть готовы.
 
- Как наши самолеты и вертолеты добирались до Сирии?
- Самолеты летели сами, вертолеты перевозили.
 
- У вас не было разведданных, что американцы пронюхали переброску нашей боевой техники в Сирию?
- Мы сбили их с толку…
 
- Как именно?
- Не будем раскрывать нашу кухню стратегического прикрытия…
 
КРАСНЫЕ КРУЖКИ
 
- И все же незадолго до начала операции (30 сентября - Ред.) один из генералов Пентагона заявил, что «самолеты русских готовы и они в ближайшие дни могут начать бобмежки»… Это была объективная информация?
- Мы в принципе были готовы начать уже через 3 часа.
 
- После приземления?
- Так точно.
 
- А может, они только делали вид, что не замечают переброски нашей боевой техники?
- Не думаю. Наше появление в Сирии и начало воздушной операции радикально сломало их планы в этом стратегически важном регионе. Российская армия всего за два последних года стала другой. Мы начали получать по 250 самолетов и вертолетов в год! Изменилась и система боевой под готовки. С 2012 года у нас пошли внезапные проверки, которые научили нас очень многому. А внезапные проверки позволяют понять, в какой реальной степени боеготовности находится армия. Мы сейчас можем собраться для выполнения боевых задач за минимальное время. Вот все это и предопределило ту «прыть», с какой мы сработали в Сирии… Это не из-за того, что мы такие крутые перцы и были готовы с ходу в бой ринуться. А из-за того, что тщательно изучалась вся инфраструктура и районы дислокации ИГ. Мы тщательно вели разведку, мы получали информацию. Летный состав сидел в классах, изучал район предстоящих действий. Мы изучили все «чувствительные» для мирного населения Сирии места. Это мечети, школы, святые места, больницы, роддома, школы. Мы их пометили красными кружками. Что-бы туда ни в коем случае не упала ни одна бомба…
 
- Пометили на карте?
- Да, у каждого пилота на карте вылета.
 
- Это было еще до начала операции?
- Конечно. Потому что по-другому мы не имели права себя вести.
 
- Вы можете назвать количество наших самолетов и вертолетов, поддерживающих действия сирийской правительственной армии?
- Там более 50 самолетов и вертолетов. Именно столько, сколько нам необходимо. Больше пока не надо.
 
- По какому принципу отбирались летчики, штурманы, техники для работы в Сирии?
- Прежде всего отбирали тех, кто имеет боевой опыт. А потом укомплектовывали всеми, кто имел наиболее высокую подготовку.
 
- Как вы оцениваете уровень профессионализма летчиков?
- Я доволен, я горжусь своими пилотами.
 
СИРИЮ ВИДНО С АРБАТА
 
- У главкома Воздушно-космических сил есть возможность видеть и Сирию, и авиационные свои средства из космоса?
- Да, есть.
 
- А когда вы бываете в Национальном центре управления обороной, там в режиме онлайн вы все видите?
- А зачем? У меня свой пункт управления есть. Я и тут все, что нужно, вижу…
 
- Прямо здесь, в главкомате?
- Да. Надо лишь перейти в другое помещение…
 
- Как наши летчики в Сирии получают информацию о позициях террористов?
- Во-первых, это космос. Второе - беспилотники. Третье - авиационная разведка. Идет и оперативная информация от агентурной разведки. Поэтому каждую цель, каждую задачу, которая ставится, мы тщательно проверяем, согласовываем с местным руководством, генералами сирийских вооруженных сил, и потом принимаем решение по каждому объекту.
 
- СМИ США и других стран НАТО регулярно сообщают, что русские самолеты наносят удары по мирным жителям. Как вы реагируете на такую информацию?
- Я могу утверждать на 100 %, что этого быть не может. А то, что американцы и их подручные там выдумывают - этого и следовало ожидать. Брехня - их информационное оружие. Им любыми способами надо опорочить нашу работу. Мы ее ведем прозрачно - каждый день показываем миру. А возьмите работу американских пилотов в Афганистане. Они ее не показывают вообще! Да и что им показывать? Как они «по ошибке» афганскую свадьбу или госпиталь разбомбили?
 
- А если ИГ подорвет какую-нибудь мирную цель и скажет, что это русские сделали?
- А у нас есть координаты по каждой цели, у нас есть объективный контроль. Мы готовы представить данные по любой цели, по любому объекту, по которому мы били. Кстати, бандиты из ИГ собирают детей, свозят их в лагеря и начинают готовить из них смертников или диверсантов. Они прикрываются детьми.
 
ТАКТИКА
 
- Как менялась интенсивность наших авиаударов по ИГ?
- В первый день мы 9 ударов нанесли. А потом до 80 ударов дошло. В среднем сейчас 50 - 60 ударов в сутки.
 
- Формирования ИГ меняют тактику. Они начали прижиматься к мирным населенным пунктам, мечетям, больницам. Это вынуждает наших летчиков учитывать такие обстоятельства?
- Конечно.
 
- Каким образом?
- Они вынуждены бить противника более аккуратно. С другой стороны, это даже плюс, что террористы сейчас разбегаются со всех этих блокпостов, освобождая путь сирийской армии. Деваться им некуда, они понимают, что стационарный объект будет нами уничтожен. Мелкие села они не занимают, потому что сирийская армия подходит, села эти легко простреливаются артиллерией. И бандиты вынуждены сосредоточиваться в крупных населенных пунктах. Это опять же против них играет.
 
- Почему?
- Потому что сирийской армии легче оцепить один крупный город и там дело свое доделать… А для нас единственная проблема - должна быть филигранная работа пилота, чтобы по чувствительным для мирных сирийцев местам не нанести удар.
 
- Как достигается эта филигранность?
- Во-первых, разведка. Во-вторых, тщательно рассчитывается каждый полет, изучается каждая цель, высчитываются координаты этой цели, забивается все в машину. В машине перепроверяется несколько раз. Затем, когда летчик выходит на цель и есть какие-то малейшие сомнения в том, что будет недолет или перелет, он просто выполняет повторные заходы и после этого работает. Поэтому столько степеней защиты не позволяют пилоту ошибиться.
 
- Как нам удалось поделить сирийское воздушное пространство с американцами?
- Знаете, это, наверное, единственный пункт или согласованное решение, на которое и американцы, и мы пошли и подписали меморандум об использовании воздушного пространства.
 
- ВВС Сирии, Ирана, Ирака участвуют в боевых действиях вместе с нашими самолетами?
- Да, сирийские пилоты участвуют - и армейская авиация, и самолеты ударной авиации. Иракцы на своей территории также участвуют.
 
- И как вы оцениваете их профессионализм?
- Что тут говорить… У них техника старовата по сравнению с нашей. Но благодаря боевому опыту они также подтянули свои результаты, работают они неплохо.
 
- Они обучались на территории России?
- Да, практически все. Правда, в конце у них было свое летное училище, но в основном они выпускники наших.
 
- У нас есть там единый штаб с вашим представителем, который воздушные действия координирует?
- Да, конечно.
 
- Это генерал, это полковник?
- Генерал.
 
ФАЛЬШИВКИ НЕДРУГОВ
 
- В некоторых иностранных СМИ появилась информация о наших сбитых самолетах и вертолетах, даже видео показывали. Что вы можете сказать?
- Я скажу, что хотят выдать желаемое за действительное. Примитивные фальшивки. Слава богу, на сегодня у нас потерь нет.
 
- Как часто вы получает информацию о состоянии нашего авиакрыла?
- Каждый день я начинаю работу именно с этого. В 8 утра мне докладывают.
 
- Одна из американских газет сообщала, что террористам в одном случае удалось обстрелять из реактивной артиллерии аэродром, в другом - охрана аэродрома якобы понесла тяжелые потери при нападении отряда ИГ. Было нападение на аэродром?
- Нет, нападения на аэродром не было. Слава богу, что все живы, ни одного бойца мы не потеряли.
 
БОЕВОЙ ЛАНДШАФТ
 
- Территория Сирии имеет очень специфичный ландшафт. Все эти особенности учитываются в боевой работе летчиков?
- Да, территория Сирии, особенно ближе к морю, имеет пересеченный ландшафт, немножко гористая, поросшая растительностью. Но дальше вся территория Сирии - практически ровная песчаная степная зона, больше пустыня. Поэтому основная задача у сирийцев - выбить ИГ из горной лесистой местности и дальше переходить на равнину.
 
- Но там же сильные песчаные бури бывают, говорят, уже к концу года могут запылить…
- Сейчас там начинается сезон дождей, и практически дня не проходит, чтобы не было грозы. Главным образом это случается днем. Поэтому мы работать будем ночью. Хотя нам в принципе без разницы - что днем, что ночью.
 
- Как складываются отношения гражданского населения Сирии и наших летчиков?
- Сирийцы прекрасно знают, где находится аэродром, с которого мы работаем. Мы там уже длительное время, и ни одного случая жалобы от сирийцев. Я на 100% уверен, что так и впредь будет.
 
- Работа наших самолетов и вертолетов в Сирии - это еще, наверное, и «лаборатория», испытание нашей боевой техники в реальных боевых условиях?
- Безусловно. Мы проверяем всю технику, которая там находится, ее возможности. Мы проверяем средства поражения, как они себя ведут в той или иной обстановке. Естественно, мы не имеем права все это дело оставить без анализа, без изучения, без дальнейшего совершенствования и т. д.
 
- Прошла информация, что на одном из наших военных заводов уже в три смены работают… Якобы нашим летчикам в Сирии ракет не хватает…
- Чушь собачья! Мне пока еще ни один директор предприятия не позвонил и не сказал, что, мол, выдыхаюсь.
 
- Как вы оцениваете эффективность этого оружия?
- Я считаю, что прекрасное оружие. Не зря же его и другие страны закупают. Жалоб не поступало. Разве что от тех, кого это оружие бьет…
 
- А что там за случай был, когда наш самолет залетел в воздушное пространство Турции? Из-за чего такой громкий шум и гам поднялся?
- Там наш самолет выполнял боевую задачу на севере Сирии. Была очень плотная облачность. Когда наш истребитель стал проходить вдоль границы с Турцией, аппаратура показала, что какие-то наземные средства ПВО пытаются делать захват боевой машины. И летчик был вынужден сделать противоракетный маневр. Ну чуток забрался в турецкое небо. Что мы честно и признали…
 
ПРЕМЬЕРА
 
- Генералы сирийские говорят, что успехи их войск на земле во многом определяются эффективностью действий российской авиации, расчищающей им путь. Как вы к такому комплименту относитесь?
- Как к заслуженному. Сегодня военная наука предусматривает, что изначально должны наноситься удары авиацией, высокоточным оружием, чтобы избежать лишних потерь. В чем преимущество авиации? Во-первых, это высокомобильный вид. Допустим, после обнаружения цели мы можем нанести по ней удар через 5 минут, если из зоны дежурства в воздухе работаем, или через 15 - 20 минут с аэродрома. Когда результат видно, внизу паника возникает и т. д. Второе. Ни для кого не секрет, что самое страшное для тех, кто находится внизу, это безысходность, бессилие перед тем, что тебя бьют, а ты ничего не можешь сделать. Вся эта злость перерастает в необдуманные ошибочные действия, которые в конечном результате оказывают хорошую помощь пехоте.
 
- Применение нашей боевой авиации в Сирии - это, в сущности, премьера Воздушно-космических сил. Это фактически первое участие ВКС в реальных военных условиях.
- Да. После 1 августа первое участие.
 
- И как вы оцениваете «премьеру»?
- Конечно, мощь нашего вида войск увеличилась. Решение Верховного главнокомандующего объединить в один кулак и космос, и противовоздушную оборону, и авиацию абсолютно правильное. Все сферы схвачены. И сейчас идет обкатка всего этого огромного хозяйства, в том числе и в Сирии…
 
- Что бы вы хотели сказать своим подчиненным в Сирии со страниц «Комсомолки»?
- Я бы хотел прежде всего поблагодарить наших летчиков, техников, специалистов ПВО за их отличную работу там. Я хотел бы сказать слова огромной благодарности их семьям за то, что они понимают, что их мужья, сыновья, братья делают очень важное дело. Меня очень радует, что нет ни одной жалобы, ни одного отказа, ни одного пожелания, чтобы оттуда уехать. А еще я хотел бы поблагодарить руководство страны и Минобороны за то, что мы получили прекрасную технику и можем решать любую задачу, которую нам поставят.
 
* Запрещенная на территории РФ организация



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer