Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Леонтьев:
О самолётах, экономике и любви к небу


11 февраля 2015 года Аргументы и Факты


9 февраля российские лётчики, бортинженеры и стюарды отмечают свой профессиональный праздник - День гражданской авиации. Эта отрасль, пожалуй, больше всего пострадала из-за кризисов и разрухи 90-х. Но вопреки всему, выжила - и сегодня развивается, пусть и не столь стремительно, как хотелось бы.

И гость нашего номера - лётчик и инженер-испытатель с 20-летним стажем Владимир Леонтьев, за плечами которого - тысячи часов полётов, 192 страны мира, в которых он побывал, а так же неугасающая, несмотря на кризисы, вера в большое будущее нашей авиации.
 
Мандариновый рейс
 
- Владимир Павлович, в советское время лётчиками мечтали стать практически все мальчишки страны. Сегодня время романтики прошло? В пилоты молодёжь идёт только из практических соображений?
 
- Романтика неба во все времена была, да и теперь остаётся главным, что двигает ребят сдавать экзамены в авиационные вузы и лётные училища. Однако работа пилота, бортмеханика в СССР всегда хорошо оплачивалась, так что материальная составляющая тоже немаловажна. Плюс к этому профессия авиатора была престижной, давала, говоря современным языком, определённые «бонусы». Это возможность посмотреть страну, а если повезёт - то и весь мир.
 
Были и чисто практические преимущества, например, лётчикам, которым удаётся попасть на «фруктовый рейс», то есть рейс в южные регионы страны, дача уже была не нужна. Чуть не круглый год можно было возить фрукты, овощи из Грузии, Средней Азии и т.д. - на тамошних рынках они стоили копейки, а здесь, в Оренбурге - дефицит. Впрочем, не нужно думать, что в пилоты шли из-за возможностей «привозить шмотки» с рейсов. Главное - это всё равно любовь к небу. Тем более, что попасть в экипаж на борт было очень сложно, листы ожидания насчитывали порой сотни фамилий, а люди ждали назначения годами, выбирали только высококлассных специалистов.
 
- Кстати, профессиональный уровень подготовки лётного состава тогда и сейчас отличается сильно?
 
- Сильно. Но не в том смысле, что пилотов теперь готовят хуже, чем 25 лет назад, а в том, что сейчас совершенно другая техника и другие возможности. Раньше не было компьютерных тренажёров, которые позволяли бы моделировать ситуацию так, будто бы пилот на самом деле находится в кабине лайнера. Не было точной электроники, спутниковой навигации на интерактивном экране. Прежде экипаж отправлялся в полёт с целыми чемоданами документации, штурман нёс с собой бумажные карты, в небе вручную осуществлял расчёт курса и его корректировку. Сейчас же командир корабля идёт в кабину, условно говоря, только с одним электронным планшетом. А в бортовой компьютер уже заложена вся необходимая информация.
 
Принцип целесообразности
 
- На первом месте в гражданской авиации вопрос безопасности. Насколько надёжны наши самолёты по сравнению с зарубежными?
 
- Моя точка зрения однозначна - российские лайнеры надёжнее зарубежных аналогов. Я летал на Ту-134 и «полтиннике», то есть Ту-154. Эти машины конструировались изначально как военные, соответственно, в них закладывалась повышенная прочность планера, много раз дублировались жизненно важные системы… К тому же в экипажи обязательно входил бортинженер, а иногда - ещё и штурман. В «Боингах» же и «Эйрбасах» - только командир и второй пилот. Хотя даже мой опыт неоднократно показывал - третий член экипажа очень помогает и повышает безопасность полёта. Однако здесь уже вступает в силу принцип экономической целесообразности. И в этом наши самолёты проигрывали зарубежным. Расход топлива у наших - больше, расходы на оплату экипажа, соответственно, тоже. Вот и получилось, что в рыночных условиях мы оказались неконкурентоспособны.
 
Лишь недавно мы начали восстанавливать эту утерянную нишу. Речь идёт о российском «СуперДжете». Действительно, неплохая получилась машина. Но теперь проблема в том, что выпуск в нужных количествах наладить не могут - завод в Комсомольске-на-Амуре на четыре года завален заказами. Не хватает людей, профессиональных кадров, чтобы удовлетворить спрос!
 
Потерянное десятилетие
 
- А вообще в авиации ощущается сейчас нехватка кадров?
 
- И в авиации, и в авиастроении - дефицит огромный! Мы же фактически потеряли десять кризисных лет, когда в 90-х люди массово увольнялись, уходили из авиапредприятий в никуда. Я сам с ужасом вспоминаю те времена - в 1998 году налёт был по 10 часов в месяц, зарплату не платили. Приходилось подрабатывать и грузчиком, и сторожем, и разнорабочим на стройке… Вы представляете, какое моральное состояние было у людей? Пилот в небе, летит домой и думает, чем он семью будет кормить, как ему не опоздать на очередную «шабашку». Многие не выдерживали, бросали всё, спивались… Стояли авиазаводы, а высококлассные инженеры торговали китайскими тапочками на рынках, становились «челноками». Закрывались одно за другим авиационные училища, легендарная Оренбургская лётка - яркий тому пример… По нашей авиации в то время был нанесёт такой удар, от которого мы до сих пор не оправились. Ведь нужно понимать, что не станки важны, не самолёты - важны в первую очередь люди, кадры! А именно кадры-то и были потеряны.
 
Сейчас, конечно, я вижу попытки всё это восстановить, но процесс идёт очень медленно. Разогнать авиаотряд можно одной подписью, а собрать крепкий коллектив, который, что называется, «слетался» вместе, когда ребята понимают друг друга без слов - это работа не на один год. И мне, конечно, больно видеть, как вновь из-за нынешнего кризиса объявляют о сокращениях на авиапредприятиях, опять молодёжь остаётся не у дел. Почти наверняка те, кто ушли, уже не вернутся - ведь надо в жизни дальше устраиваться, строить карьеру в другом месте.
 
- И вопрос в завершение. Как вы считаете, есть ли смысл возрождать региональную авиацию? Не слишком ли это дорого для области?
 
- То, что региональная авиация нужна - в этом нет никакого сомнения. Оренбуржье вытянуто на 1100 километров с запада на восток, на машине нужно ехать чуть не сутки из Северного в Светлый. А небольшой самолёт мог бы домчать пассажиров за 3 часа.
 
Что же касается дороговизны, то во всём мире региональные авиаперевозки дотируются государством. И это нормально. Чтобы развивалась экономика, нужна мобильность населения. Никто не будет открывать новые производства в том месте, куда сложно добраться. Так что уверен, что авиация - и большая, и малая - это неотъемлемая часть фундамента развития всего нашего региона и нашей страны. Без этого мы опять окажемся отброшены по уровню развития на десятилетия назад.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCB16n
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/chehov/, смотреть тут.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/dlv/nedorogo/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer