Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Насенков:
Мы можем лишить авиацию противника возможности ведения разведки


18 февраля 2015 года Анастасия Кравченко, Известия


Первый заместитель гендиректора АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, объединяет российские предприятия, выпускающие средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) для военных и гражданских самолетов) Игорь Насенков рассказал «Известиям» о том, как начинаются войны в XXI веке, об импортозамещении бортовой электроники и модернизации военной техники Индии.

— Сейчас эксперты говорят о будущих «войнах шестого поколения», однако их теории разнятся. По-вашему, какой будет война будущего? 
 
— Возможности радиоэлектронной борьбы полностью меняют расклад сил на поле боя. Даже когда одна из сторон имеет подавляющее превосходство в высокоточном оружии, она не может победить, если ее системы управления, вооружения и военная техника подвержены воздействию средств РЭБ вероятного противника. В результате самое современное оружие превращается в бесполезную груду металлолома. Средства радиоэлектронной борьбы могут размещаться на самой разной военной технике — самолетах, кораблях, танках и автомобилях. Комплексы РЭБ используются для обнаружения радиоэлектронных средств противника и воздействия на них различными методами, в том числе электромагнитным излучением. Их главная задача — не дать возможность оппоненту получить своевременную и корректную информацию о реальной ситуации в определенной зоне ведения боевых действий. Или полностью заменить реальную радиоэлектронную обстановку на ложную, блокировать применение систем и средств связи, передачи данных, навигации и наведения оружия.
 
Современные конфликты становятся всё сложнее и изощреннее. Как показали события на Ближнем Востоке и Балканах, успех военных действий в значительной степени определяется еще до начала наземных операций. Сначала наносятся удары с помощью авиации, крылатых ракет, высокоточного оружия. Ликвидируются радары систем противовоздушной обороны, разрушаются основные и запасные командные пункты, нарушается связь, снабжение. Обороняющаяся сторона предварительно оглушается и ослепляется, дезорганизуется: при определенных обстоятельствах наземная операция может даже не понадобиться.
 
— С начала 1990-х годов средства РЭБ выходят на первый план военных стратегий в крупнейших армиях мира. В 1999 году в Югославии Соединенные Штаты испытали так называемую U-бомбу — при ее взрыве образуется мощный электромагнитный импульс, поражающий радиоэлектронные приборы управления и связи в большом радиусе. Ведет ли концерн разработки в данном направлении?
 
— Безусловно, мы занимается проблемами, связанными с поражающими факторами СВЧ-оружия. Наши работы в этой области связаны как с созданием самого сверхмощного высокочастотного оружия, так и с системами защиты своей радиоэлектроники от его воздействия. Одновременно с работами по созданию СВЧ-боеприпасов, оказывающих воздействие на всю радиоэлектронику, мы полагаем, что существует реальная возможность создать сверхмощный комплекс радиоэлектронного поражения с элементами выборочного силового воздействия — по направлениям и частотным диапазонам. Головки самонаведения атакующих ракет, многофункциональные радиолокационные станции самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет, системы связи и навигации просто будут выведены из строя, а точнее, будут «сгорать».
 
Концерном серийно выпускается новый комплекс РЭБ «Красуха–4», который создатели в шутку называют «шапка-невидимка». Он способен полностью лишить авиацию противника возможности ведения радиолокационной разведки и применения высокоточного оружия. Комплекс обеспечивает радиоэлектронное подавление самолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов — «накрывает» все системы локации противника, и те перестают видеть цели уже за 250 км.
 
Кроме того, в ближайшее время на вооружение поступает комплекс пассивной радиолокации. Он вообще ничего не излучает, а работает исключительно на прием — поэтому его невозможно обнаружить. Зато сам комплекс легко «видит» противника и дает команды средствам радиоэлектронного подавления и огневого поражения, которые его уничтожают.
 
Ни один современный образец вооружения уже не принимается в войска без комплексов индивидуальной радиоэлектронной защиты — они увеличивают живучесть техники в 25–30 раз.
 
— В одном из интервью вы упоминали разработку интегрированной многофункциональной системы электронной борьбы воздушно-космического базирования, которая должна появиться в серии не позднее 2017 года. Расскажите подробнее о возможностях этой системы. 
 
— Система воздушно-космического базирования предназначена для поражения и подавления радиоэлектронных средств противника. Широкодиапазонная пассивная радиолокация позволяет в реальном времени, скрытно, без излучения демаскирующих сигналов получать информацию о группировках систем вооружения противника в радиусе нескольких сотен километров. Система оказывает как силовое, так и интеллектуально-дезинформирующие воздействие на информационные и боевые ресурсы систем разведки, навигации, связи, передачи данных и управления оружием. По степени воздействия, мощности и разнообразию режимов работы создаваемые средства превосходят имеющиеся на сегодняшний день станции и комплексы РЭБ. Эти разработки — асимметричный ответ на создание Штатами новейших средств воздушно-космического нападения и системы противоракетной обороны в Европе.
 
— Большая часть военно-воздушных сил Индии — это советская техника, которой необходима глубокая модернизация и обновление электроники. Ведете ли вы переговоры с коллегами из Индии по данному вопросу?
 
— С конца 1940-х годов Индия участвовала как минимум в семи крупных локальных конфликтах. С Пакистаном эта страна до сих пор находится в состоянии латентного конфликта. По этой причине Индия стремится в кратчайшие сроки закупить современную военную технику. Сегодня большая часть индийской военной техники нуждается в обновлении и существенной модернизации. На вооружении индийской армии — более 500 боевых самолетов. Из них более 300 либо советского производства, либо изготавливаются по лицензии, полученной у СССР (речь идет о МиГ–27 и МиГ–21. — «Известия»). Соответственно вся электроника и «начинка» самолета требуют существенной модернизации.
 
В ближайшее время начнется глубокая модернизация истребителей МиГ-29. И Россия, и Индия заинтересованы в сотрудничестве и совместной разработке самолетов нового поколения, оснащенных передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и новыми системами РЭБ.
 
На протяжении последних 2 лет в Индии реализуется программа обновления авиационного парка. Она включает разработку национального истребителя Tejas, участие в совместной с Россией разработке истребителя пятого поколения, а также покупку истребителей за рубежом. КРЭТ участвует в проекте по лицензионному выпуску истребителей СУ-30МКИ в Индии. План предусматривает оснащение самолетов новейшей авионикой — в частности, установку системы управления оружием (СУО). Кроме того, истребители Су-30МКИ оснащены новой бортовой радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решеткой.
 
Также специально для индийских коллег мы разработали системы управления оружием для самолетов МиГ. Кроме СУО, на борту истребителя МиГ-21BIS UPG была установлена система регистрации полетной информации «Карат-Б». Она позволяет в случае авиапроисшествия полностью восстановить причину случившегося.
 
Для палубного семейства МиГ — единственного на сегодня серийно выпускаемого самолета горизонтального взлета, способного взлетать с авианосных кораблей без катапульты, — разработаны система управления оружием и интегральная бортовая система контроля и регистрации.
 
— Какие прогнозы по наращиванию экспорта продукции за рубеж? 
 
— КРЭТ экспортирует продукцию в страны СНГ, Латинской Америки, Западной Европы и Африки — к 2017 году мы планируем увеличить экспорт до 35%. Наибольшим успехом на внешнем рынке пользуются авиационные станции активных помех, размещаемые на самолетах компании «Сухой».
 
Контейнерная станция активных помех индивидуальной защиты САП-518 особенно эффективна против ракет с активными радиолокационными головками самонаведения. Устройство предназначено для защиты самолета типа Су-30МК от поражения современными и перспективными ракетами класса «земля-воздух» и «воздух-воздух».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6c1m
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/kabluk/dlv/refrigerator/, подробности...
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/carpentry/cuttingwood/mdf/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer