Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Кирилин:
РКЦ "Прогресс": летный образец ракеты "Союз-5" ожидаем к 2022 году


18 августа 2015 года Екатерина Згировская, РИА Новости


Генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской, каковы основные характеристики новой ракеты "Союз-5", которая заменит все предыдущие семейства "Союзов", когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".

Международный авиационно-космический салон МАКС традиционно пройдет в подмосковном городе Жуковский с 25 по 30 августа. Салон призван продемонстрировать российские высокие технологии и открытость внутреннего рынка РФ для совместных проектов с зарубежными партнерами. Большое внимание на МАКС уделяют авиационной составляющей, но проекты в области космоса представляют не меньший интерес.
 
Ведущее отечественное предприятие ракетостроения и один из мировых лидеров в отрасли — самарский Ракетно-космический центр "Прогресс", наиболее известный своими ракетами "Союз", на МАКС-2015 представит макеты новейшего поколения ракет-носителей, о котором пока мало что известно.
 
Накануне авиакосмического форума генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской об основных характеристиках принципиально новой ракеты "Союз-5", которая заменит все предыдущие семейства "Союзов", о том, когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".
 
Глава РКЦ также рассказал, когда планируется первый после апрельской аварии запуск к МКС тандема ракеты "Союз-2.1а" и космического грузовика "Прогресс", что ждет "Союзы" на новом российском космодроме Восточный и какова судьба проекта ракеты "Русь-М".
 
— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие разработки самарского РКЦ "Прогресс" собирается представить на авиакосмическом салоне МАКС-2015? Планируется ли заключение каких-либо контрактов?
 
— В этом году на МАКС-2015 у АО "РКЦ "Прогресс" будет стенд в павильоне D1, где можно будет увидеть макеты ракет-носителей "Союз-ФГ", "Союз-2.1в", "Союз-2", "Союз-СТ", перспективных ракет-носителей "Союз-5.1" и "Союз-5.3" в масштабе 1:20. Макеты космических аппаратов "Ресурс-П", "Бион-М" и перспективного космического аппарата "Обзор-Р" будут представлены в масштабе 1:10.
 
На данный момент заключение каких-либо контрактов АО "РКЦ "Прогресс" в рамках салона МАКС-2015 не запланировано.
 
— В июле во время рабочего визита заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова в Самару вы озвучили ему предложение по инициативной разработке перспективной ракеты-носителя "Союз-5.1". Каковы ее особенности, чем она отличается от семейства "Союз-2"?
 
— Ракета-носитель "Союз-5.1" — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить "Союз-2". Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. Отличительная особенность "Союза-5" — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Этот проект разрабатывается РКЦ "Прогресс" в инициативном порядке. В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны.
 
— На какие орбиты "Союз-5" сможет доставлять полезные нагрузки? Какой массы могут быть эти грузы?
 
— "Союз-5.1" планируется как замена существующим носителям "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б", поэтому все те нагрузки, которые выводит "Союз-2", смогут доставляться на орбиту новой ракетой. "Союз-5.1" сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (примерно 200 километров) "Союз-5.1" будет выводить груз массой девять тонн, что несколько больше, чем "Союз-2.1б". Мы сознательно разрабатываем проект ракеты-носителя указанной грузоподъемности, так как создание средств выведения среднего класса — традиционная ниша предприятия.
 
— Какой двигатель планируется использовать на этой ракете? Это будет уже существующая и используемая или принципиально новая силовая установка?
 
— Ракетный двигатель на сжиженном природном газе необходимо создавать с нуля, и мы имеем возможность заложить при его проектировании определенные технические и экономические характеристики, которые в конечном итоге позволят "Союзу-5" конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетной техники. На первую ступень планируется двигатель под проектным номером РД-0164, на вторую ступень РД-0169. Работа над двигателями находится на стадии эскизного проектирования.
 
— Правда ли, что этот носитель будет летать на экологически чистом топливе? Таким образом, "Союз-5" может стать конкурентом ракете-носителю "Ангара" разработки Центра имени Хруничева?
 
— Двигатели "Союза-5" будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода. От него образуется минимальное количество выбросов окиси азота и различных углеводородных соединений. Соответственно, СПГ более экологически чистый, чем керосин, на котором традиционно летают наши "Союзы", в том числе ракета "Союз-2". Керосин также выбран в качестве топлива для носителей "Ангара" и Falcon. Кроме того, СПГ имеет более широкую сырьевую базу, чем керосин, он существенно дешевле и имеет более высокие энергетические характеристики, что дает заметный выигрыш в массе выводимой полезной нагрузки.
 
О конкуренции "Союза-5.1" с "Ангарой" говорить, на мой взгляд, некорректно. Разработка носителей среднего класса — наша традиционная тематика, и выбранная размерность позволит нам избежать излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения. В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя.
 
— Преимущество "Ангары" в ее модульности, а каковы будут преимущества нового "Союза"?
 
— Преимущество нового "Союза-5.1" в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на "Союзе-2". Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены. Хочу подчеркнуть: "Союз-5.1" — не модернизация какой-то существующей ракеты, а абсолютно новый проект, в него сразу закладываются конструкторские и технологические решения, которые позволят ему быть конкурентоспособным с экономической и технической точки зрения.
 
— Какова примерная стоимость новой ракеты?
 
— Говорить о стоимости пока рано, так как идет разработка только эскизного проекта. При этом мы понимаем, что стоимость ракеты-носителя "Союз-5.1" будет меньше стоимости "Союза-2".
 
— Когда планируется защитить эскизно-технический проект "Союза-5"? Каковы сроки создания первого образца?
 
— Эскизный проект в настоящее время находится на стадии завершения, но для того чтобы выйти на защиту, нужно провести экспертизу. Дата экспертизы пока не определена: это либо конец 2015, либо 2016 год.
 
Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021-2022 годах.
 
— Включена ли эта ракета в Федеральную космическую программу?
 
— В Федеральной космической программе на 2016-2025 года прописана опытная конструкторская работа "Феникс" на создание перспективной ракеты среднего класса, способной выводить девять тонн на низкую круговую орбиту. В соответствии с федеральным законодательством на эту работу будет проведен конкурс, в котором смогут участвовать различные предприятия. Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех.
 
— С каких космодромов планируется запускать носитель "Союз-5"? Нужны ли какие-то доработки стартовых столов на действующих Байконуре и Плесецке под эту ракету? Смогут ли ее запускать на Восточном со старта "Союза-2" или потребуется еще один стартовый комплекс?
 
— В эскизном проекте мы рассматриваем несколько вариантов стартовых комплексов — либо создание совершенно новых стартовых столов специально под эту ракету, либо доработку стартовых столов "Союза-2", которые есть на Байконуре, в Плесецке, в Гвианском космическом центре "Куру" и на Восточном. Окончательное решение пока не принято.
 
Необходимо учитывать, что, если переоборудовать стартовый стол "Союза-2" под запуск "Союза-5.1", то в дальнейшем пускать с него
 
"Союз-2" будет невозможно. Мы понимаем, что стартовый стол "Союза-2" на космодроме Восточный новый и современный, поэтому переоборудование под "Союз-5" его не коснется. Но, возможно, отдельный стартовый стол для "Союза-5.1" будет привязан к инфраструктуре имеющегося стартового комплекса — заправочным коммуникациям, газоснабжению, электричеству. Таким образом, возможно существование стартового комплекса с разными стартовыми столами для "Союза-2" и "Союза-5.1" и общими заправочными магистралями и другой инфраструктурой общего технического комплекса в одном монтажно-испытательном корпусе.
 
— Сколько ракет "Союз-5" сможет производить РКЦ "Прогресс" ежегодно?
 
— В настоящее время предприятие производит около 20 ракет-носителей ("Союз-У", "Союз-ФГ", "Союз-2", "Союз-СТ") в год. Примерно столько же ракет "Союз-5.1" мы сможем производить, если она заменит все эти ракеты. Это весьма приблизительная цифра, в реальности все будет зависеть от конкретных заказов.
 
— Планируется ли предлагать эту разработку на международный рынок пусковых услуг? Могла бы эта ракета стать новым носителем (на смену "Зениту-3SL") в проекте "Морской старт", когда его разморозят?
 
— Сегодня любое средство выведения мы разрабатываем так, чтобы в любой момент его можно было предложить на международном рынке пусковых услуг. Что касается проекта "Морской старт", то этот проект технически очень интересен, но участие "Союза-5.1" в нем не предполагается.
 
—  В этом году должен состояться второй испытательный пуск ракеты-носителя легкого класса "Союз-2.1в", которая впервые отправилась в космос 28 декабря 2013 года. Когда запланирован этот пуск?
 
— Второй пуск "Союза-2.1в" запланирован на третий-четвертый квартал текущего года, по готовности полезной нагрузки.
 
— Сколько всего испытательных пусков "Союза-2.1в" планируется провести? Какой примерный график испытаний?
 
— Планируется провести еще четыре испытательных пуска ракет-носителей "Союз-2.1в", после чего изделие пойдет в серийное производство. График пусковых кампаний будет определяться готовностью космических аппаратов. Сейчас можно сказать, что ориентировочно планируется один-два пуска в год.
 
—  Когда планируется отправка на новый российский космодром Восточный ракеты "Союз-2.1а" для первого пуска с этого космодрома со спутником "Аист-2"?
 
— Ракета-носитель "Союз-2.1а", предназначенная для запуска с космодрома Восточный, сейчас находится на заключительных испытаниях в РКЦ "Прогресс", отправка на космодром запланирована на август. Следует уточнить, что первой с Восточного стартует ракета-носитель "Союз-2.1а" с блоком выведения "Волга" и космическим аппаратом "Ломоносов", малым космическим аппаратом "Аист-2Д" и аппаратом формата Cubesat "Контакт-Наноспутник". Ракета-носитель, блок выведения и аппарат "Аист-2Д" разработаны и изготовлены в РКЦ "Прогресс". Отправка на космодром спутника "Аист-2Д" и блока выведения "Волга" запланированы на сентябрь-октябрь текущего года.
 
— На Восточном стартовый комплекс "Союза-2" имеет мобильную башню обслуживания (МБО), аналогичную Гвианскому космическому центру "Куру", на других космодромах, откуда летают "Союзы-2", такой МБО нет. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то особенности у ракеты "Союз-2" для Восточного, созданные специально для ее подготовки через МБО?
 
— В Гвианском космическом центре и на Восточном созданы два самых современных стартовых комплекса для РН "Союз-2". Стартовые сооружения, построенные в 60-х годах прошлого века на Байконуре и в Плесецке, не предполагали того уровня комфорта для работы персонала, который дает МБО. МБО хорошо себя зарекомендовала в неблагоприятных погодных условиях в Гвиане: она защищает от ветра и дождя ракету, оборудование и людей, которые работают на стартовом комплексе. Ракета "Союз-2", адаптированная для космодрома Восточный, как и "Союз-СТ" для Гвианского космического центра, имеет специальные клапаны, позволяющие отводить дренажи компонентов топлива за пределы мобильной башни, т. к. скопление кислорода в замкнутом пространстве может привести к пожароопасной ситуации. На Байконуре или в Плесецке необходимости в такой системе нет: пары кислорода сразу уходят в открытую атмосферу.
 
— Когда планируется полет второго "Союза-2" с Восточного?
 
— Сроки второго запуска РН "Союз-2" с Восточного будут определены нашим заказчиком — Роскосмосом.
 
— Каковы результаты проверок, проводимых на ракетах-носителях "Союз-2.1а" после аварии, случившейся при отделении транспортного грузового корабля "Прогресс-М27М" 28 апреля? Не повлиял ли этот инцидент на спрос на пусковые услуги при помощи этой версии носителя? Известно ли уже, когда могут произвести следующий испытательный пуск тандема "Союза-2.1а" и "Прогресса"?
 
— В настоящее время реализуется план мероприятий по выявлению и устранению причин аварии. Мы уверены, что этот инцидент не повлияет на пусковые кампании "Союза-2.1а", и рассчитываем продолжить реализацию программы постепенного перевода пилотируемой программы на РН "Союз-2.1а". Следующий запуск "Союза-2.1а" с ТГК "Прогресс-М" запланирован на конец 2015 года.
 
— Недавно французская компания Arianespace, британская OneWeb и Роскосмос объявили о заключении контракта на совместный запуск порядка 700 наноспутников при помощи ракет "Союз". Известно ли уже, в какой пропорции поделятся пуски между космодромами Куру на ракете "Союз-СТ", Байконур и Восточный?
 
— В контракте, который подписан между Arianespace, OneWeb и Роскосмосом идет речь о запуске 21 ракеты "Союз-2.1б". В каких пропорциях эти запуски будут распределяться между космодромами, определяет заказчик, т. е. Arianespace.
 
— Есть ли уже понимание, какое количество космических запусков (сколько ракет и сколько космических аппаратов) РКЦ "Прогресс" должен обеспечить в 2016 году? Количество их увеличится или уменьшится по сравнению с 2015 годом?
 
— В последние несколько лет РКЦ "Прогресс" стабильно обеспечивает около 20 запусков в год. Соответственно, в 2016 году мы ожидаем примерно такое же количество.
 
— Самарский центр "Прогресс" производил легкий многоцелевой самолет "Рысачок", на котором можно было бы осуществлять перевозки и обучать пилотов. В каком состоянии сейчас этот проект? Говорилось о планах производства в России самолета на замену чешским Л-410, а "Рысачок" как раз мог бы стать таким самолетом. Будете ли вы выходить с предложением взять на себя исполнение этой задачи?
 
— Необходимо уточнить, что РКЦ "Прогресс" самолеты "Рысачок" серийно не производил, а изготовил опытную партию из пяти самолетов, из которых три летных образца были предназначены для проведения сертификационных испытаний. После получения сертификата типа возможен серийный выпуск самолетов и передача их в эксплуатацию. К концу 2014 года выполнено около 50% объема сертификационных работ, с января 2015 года все работы по самолету прекращены в связи с отсутствием финансирования.
 
Отметим, что самолет "Рысачок" демонстрировался на МАКС-2011 и МАКС-2013 и произвел благоприятное впечатление. Конструкция самолета позволяет при незначительной доработке заменить импортные двигатели и авионику на отечественные, тем самым получить самолет на 100% укомплектованный отечественными комплектующими. Соответствующие предложения нами направлены в Минпромторг РФ.
 
— Если я не ошибаюсь, странная судьба не только у самолета "Рысачок", но и у еще одной космической разработки — ракеты-носителя "Русь-М". Этот проект окончательно закрыли, в чем причина?
 
— Действительно, проект "Русь-М" окончательно закрыт. Но он дал нам импульс для дальнейшего развития: теперь мы работаем над созданием совершенно новой ракеты "Союз-5" и считаем это значительным шагом вперед.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfMhX
YouDo: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer