Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Смирнов:
Правительство запуталось в программах авиастроения и опять противоречит президенту


1 декабря 2016 года Nakanune.ru


Правительство выделило Минтрансу 5 млрд руб. на "обеспечение российских авиакомпаний современными воздушными судами отечественного производства, сохранение рабочих мест и загрузку производственных мощностей предприятий авиастроения, развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах". Из этих средств 4 млрд руб. пойдут на покупку самолетов "Сухой Суперджет-100", и 1 млрд руб. - на покупку чешского Л-410.

Вместе с этим Минпромторг призывает сократить производственные авиастроительные мощности России, которые считает "избыточными" (хоть они и превосходят мощности вместе взятых гигантов "Боинг", "Эирбас", "Бомбардир" и "Эмбраер"). Кроме того, он обещает поддержку только тем авиапроизводителям, чья продукция экспортоориентирована, так как внутренний рынок важен для российских производителей в качестве якорного, обеспечивающего успешный запуск программ, но он недостаточен для выхода на серийность и окупаемость программ.

Что означают эти инициативы, в каком сейчас состоянии авиапром, а также о многом другом в интервью Накануне.RU рассказал член Общественного совета Ространснадзора, член Совета клуба «Опыт», экс-зам.министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

Вопрос: Правительство выделило Минтрансу 5 млрд руб. на покупку SSJ-100 и Л-410. Как Вы оцениваете такую инициативу?

Олег Смирнов: Это решение Правительства, которое уже обсуждается некоторое время, и всё это из серии поддержки производителя "Суперджета-100". С ним дела идут непросто. Сколько лет прошло, сколько бюджетов производитель "Суперджета" съел, и очереди за ним той, которая планировалась изначально, не наблюдается. И эти бюджетные деньги надо рано или поздно отбивать - а это миллиарды долларов, это большие деньги, уже и в Комсомольске-на-Амуре налажено дорогостоящее производство этих самолётов - и, тем не менее, надо их отрабатывать. Поэтому Правительство помогает из бюджета очередной раз с тем, чтобы сбывать эти самолёты, чтобы наши авиакомпании могли закупать их на льготных условиях под гарантии государства.

Это логичный шаг в цепи тех событий, которые происходят с "Суперджетом-100". Однако та "болезнь", которой "болеет" этот самолёт, остаётся, и её надо решать быстро - до сих пор 85% комплектующих остаются западного производства. То есть мы покупаем почти весь самолёт и просто его собираем в Комсомольске-на-Амуре, добавляя 15% своих металлических изделий. А ведь производителем заявлялось, что сначала 85% комплектующих будет западных, но будет взят курс на то чтобы к 2020 г. этот процент был обратный - 25% западного, а 75% нашего производства. Пока такой динамики мы не видим, нам об этом не докладывают. А до 2020 г. осталось немного совсем.

Ещё одно слабое место SSJ-100 - всеобъемлющее послепродажное техническое обслуживание не организовано.
То есть, когда заключают наши компании договор на приобретение или лизинг "Боинга", или "Эирбаса", одним из первых пунктов там написано, что авиакомпания обязуется сопровождать этот самолет всеми видами технического обслуживания до его списания, а так же доставить запчасть, вышедшую из строя, в любую точку мира в течение суток. Вот этого хотят все авиакомпании, Но если этот вопрос не будет решён, то продвижение самолёта будет весьма затруднительно.
 
Когда эти вопросы будут решены, этот самолёт может иметь будущее у нас.
 
Вопрос: Оправдан ли выбор именно этих моделей самолётов для регионов?

Олег Смирнов: Конечно. У нас региональные перевозки пришли в чахлое состояние, мы об этом говорим каждый день, об этом все давно говорят. И прогресса никакого нет. Для примера несколько цифр - в 1990 г. в распоряжении министерства гражданской авиации было 13,5 тыс. летательных аппаратов - самолётов и вертолётов. И все они были отечественного производства. Самолёты были предназначены для любого типа перевозок - крупномасштабные и дальнеполётные, ближние самолёты, внутригубернские и прочие – всё было по полочкам разложено, начиная с маленького Ан-2, и заканчивая Ил-96, Ил-62, "Ту-шки" и прочие. Это всё было в 1990 г.

Прошло 25 лет. Все Ан-24 выработали ресурсы, а это был главный внутригубернский самолёт, уникальный, его надо было модернизировать и продолжать выпускать, модернизировать каждый день, как этим занимается вся авиация мира. Это единственный турбовинтовой самолёт, летает днём и ночью, в обледенение - в любое время. И при этом единственный самолёт в мире, который может садиться на грунт, на лёд, на снег. Но у наших правительств не хватило ума, чтобы модернизировать этот самолёт и продолжать его выпускать, поддерживать это звено внутригубернских и губернских перевозок.

Вопрос: А мировая практика в подобном вопросе существует?

Олег Смирнов: Да, китайцы оказались мудрее. Они взяли этот самолёт, поставили новые двигатели, модернизировали его, установили новую авионику,  назвали по-своему, и сейчас за этим самолётом стоит очередь - в том числе и наши авиакомпании присматриваются к нему. Вот пример, говорящий о "весе мозгов" наших руководителей и руководителей китайских.

У нас же сегодня не хватает - и все губернаторы эти вопросы поднимают – авиации для губернских перевозок, внутригубернских и междугубернских. И один из таких самолетов - это "Суперджет-100". Он, конечно, чуть крупнее Ан-24, но он не может садиться на грунт, требует замечательных полос - полоса должна быть в идеальном состоянии - но по полётным плечам и ТТД   этот самолёт хорошо подходит для малых и средних авиалиний, он был бы полезен. Но при условии, что одновременно с ним правительство бы такую же сумму направило в те аэропорты, куда SSJ-100 будет летать, потому что это требует модернизации взлётно-посадочных полос, приведение их в порядок. Исключая московский регион и десяток аэропортов по стране, остальные аэропорты имеют износ ВПП на 85% и требует реконструкции.

Вопрос: Упоминается самолёт Л-410, выпуском которого занимается УГМК в Чехии. И, вроде бы, планы есть его производства у нас, но производство пока не запущено. Что Вы можете сказать про это судно?

Олег Смирнов: Наш Минпромторг "заблудился" в своих предположениях, что делать дальше. Вспоминая 13,5 тыс. самолётов в 1990 г. и смотря на пару тысяч самолётов сейчас, они, видимо, остаются в растерянности. 25 лет прошло, а авиастроители вместо того, чтобы предложить президенту новый самолёт, который будет лучше, чем Ан-2, предложили модернизировать его, которому уже 60 лет. В этой же "суматохе" они в своё время заключили договор с чехами на производство Л-410. Чехи пошли на то, чтобы разрешить построить завод и собирать самолет здесь, в России.Но поскольку эти решения принимались на уровне Правительства — это международные дела - вот и включили Л-410. Потому что есть обязательства по открытию завода и выпуску этих самолётов у нас в стране.
 
Вопрос: Вместе с тем Минпромторг утверждает, что мощности ОАК слишком велики, их надо сокращать. Нет ли противоречия в том, что мы можем стать сильнее, но должны почему-то сокращать производство?

Олег Смирнов: Это нонсенс. Это явное противоречие. Президент требует импортозамещение, он согласился с жалким состоянием Минпромторга, который не может пообещать, что займётся импортозамещением всех типов самолётов, но те заявления, которые иногда проскальзывают с их стороны, - это блеф. Самолёт - такая инженерно-техническая штука, которая требует ежедневной модернизации. А мы не занимались этим делом 25 лет. Вы представляете, как мы отстали, насколько "ниже плинтуса" мы находимся сейчас? 

Тешить себя надеждой нечего - полностью импортозаместить авиапром сейчас мы не сможем, потому что утекли и "мозги", и кадры, которые занимались этим делом. Организационная госструктура, которая осталась, сейчас влачит жалкое существование в количестве нескольких десятков человек, притом не всегда авиационного образования. Поэтому они в полной растерянности и не могут президенту ничего нового предложить.

Вопрос: Возможно ли как-то из этой ситуации найти выход хоть какой-то?

Олег Смирнов: Нам надо всё равно шаг за шагом этими вопросами заниматься. Начинать надо с возвращения к статусу великой самолётостроительной державы, коей мы были до 1990 г. Задание, которое было дано - разрушить авиапром - выполнено полностью. Начиная с Гайдара с его компанией – он начал разрушать наше гражданское самолётостроение - всё "благополучно" завершено. Необходимо начинать с того, что сейчас есть - доводить "Суперджет-100", заниматься МС-21 - не только выкаткой и парадом, а чтобы он взлетел. Мы, профессионалы, не называем самолёт до тех пор, пока этот самолёт не взлетит. Вот он поднимется в воздух - мы начнём обсуждать его преимущества и недостатки, а пока не взлетит - это не самолёт - это шифоньер. Ведь может и не оторваться от земли, потому что расчёты - это одно, а практика - совсем другое.

Вопрос: Но как воспринимать заявление Минпромторга об избыточности производственных мощностей?

Олег Смирнов: Я этого не понимаю. Президент требует наладить срочно большой выпуск отечественных самолётов - о какой избыточности речь идёт? Если что-то не противоречит указаниям президента, и там делать нечего - так сокращайте, не говоря об этом. Просто спокойно сокращайте, это же внутренний вопрос. Я удивляюсь, почему этот вопрос поднимается.

Вопрос: Здесь же Минпромторг заявляет, что поддерживать будет только экспортоориентированные производства. В чём причина такой инициативы?

Олег Смирнов: Вот это правильная позиция. Тому есть несколько причин: во-первых, нет таких отраслей у нас в стране, которые бы так глубоко были интегрированы в международную гражданскую авиацию. Возьмём для примера транспортную авиацию. Мы летаем почти во все страны мира. И если самолёт не будет отвечать международным требованиям, его ни один аэропорт не примет по показателям. Он должен соответствовать всем мировым стандартам.
Во-вторых, сегодня у нас такой скудный рынок(около 80 млн.пасс.), который перекрывается небольшим количеством самолётов. И если мы будем ориентироваться только на выпуск самолётов для такого рынка, это будет нерентабельное производство.

Вот "Суперджет-100" как задумывался. Михаил Погосян (бывший гендиректор Компании "Сухой" - прим.) докладывал президенту, что самолёт SSJ-100 задумывается как самолёт, который будут выпускать количеством 400 в год, а из них лишь 15% ориентировано на внутренний рынок, 85% - на западный рынок. И президент согласился с этим. Но это оказалось обманом. Сертификат показал, что самолёт на 3 тонны тяжелее, чем было заявлено. Расход топлива - больше, чем докладывалось президенту. Дальность - меньше, и так многое другое. И тут же послепродажное обслуживание не организовано. Первой страной от этого самолета отказалась Италия, кстати, страна- сопроизводитель Суперджета,а за ней и другие страны Европы.

Вопрос: Получается, это заявление стимулирует современное ведение дел в отечественном авиастроении?

Олег Смирнов: Да, и тут я хочу сказать, что сейчас много говорят - кто патриот, кто не патриот. Это пустая болтовня. Патриот России тот, кто выпускает лучшие сапоги в мире, кто выпускает лучшие кастрюли в мире, лучшие телевизоры в мире, лучшие стиральные машины, лучшие самолёты, паровозы, теплоходы и так далее. Вот это - патриоты. А остальные - казнокрады или пустые болтуны.

Поэтому вот задача - её надо поставить всем министрам. Если в течение года он не введёт массовое производство зубных щёток, самолетов. телевизоров…  конкурирующих с западными, то уйдёт работать дворником. И точка. Но министрам такие задачи не ставятся. А ведь с этого начинается патриотизм: наше всё - лучшее в мире. А тот, кто говорит про патриотов, но не может сам ничего сделать - это ничто и никто, случайно попавшее на госслужбу в лице министра.


комментарии (163):

OV4gmas      02/12/2016 [12:00:10]#1
Правильная статья, спасибо. Только по Л-410 информация "скромная"... По этому вопросу нужно обращаться к И. Левитину, он лучше "разъяснит". А то, что у нас есть свои самолеты значительно лучше в этом классе, могли бы рассказать страдальцы ТАНТК им. Г.М. Бериева (семейство Бе-32,34,36), умницы, которых на удивление в правительстве не видят и не слышат. Просто очередное вредительство, как и с сурерджетом...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/12/2016 [12:15:35]#2
Самолёты есть, когда они построены, испытаны, сертифицированы и находятся в серии. А говорить что они есть, но дайте пару миллиардов долларов на запуск производства это и есть Суперджетостроение - много денег, много времени и негарантированный результат.

Сашочек      03/12/2016 [11:36:04]#3
УЖ, если даже Олег Сергеев (специалист № 1), в целом стал подбирать дипломатические выражения по нынешнему состоянию российского авиастроения, то представляется необходимым привести альтернативную по тональности оценку сложившегося положения.
Итак, Правительством, Минпромторгом и организациями около них за годы после двухтысячного (допустим до этого года казна была пуста) принято около сорока документов (постановлений, распоряжений, целевых программ, дорожных карт и т.п.), предусматривающих РАЗВИТИе российской авиации.
За эти же годы из бюджета выделено свыше половины триллиона рублей средств (\\\\\\\"для того же развития\\\\\\\").

Все эти действия сопровождались пафосными выступлениями, заверениями о занятии ДЕСЯТИ (!!!) процентов мирового рынка самолетов в очень скором времени (в документах правительства). Авиация, по заверению самых высоких чинов правительства, ВПК - находилась и находится в самом центре их внимания!!!

Каков итог? В 2010 году, на который по заявлениям должен был начаться массовый выпуск авиационной техники, было выпущено 6 (ШЕСТЬ) самолетов.... ШЕСТЬ самолетов.... Заводов в стране, занятых тематикой гражданских самолетов больше этого числа.
В стране полностью прекращен выпуск самолетов жизненно необходимого России модельного ряда (!!!), за исключением ШТУЧНОГО выпуска ближнемагистрального Суперджета.
Счетная палата и прокуратура, проверявшие состояние дел, в своих выводах записали - ни одна из поставленных целей Минпромторгом, считай правительством, не были достигнуты, ни одно обещание НЕ ВЫПОЛНЕНО...

В итоге, авиакомпании за семь с небольшим лет вынуждены были завезти 837 забугорных машин (своих за эти годы авиакомпаниям втюрили аж 56 самолетов... МЕНЕЕ 7 ПРОЦЕНТОВ). Помогал возу и глава российской делегации во время ОФИЦИАЛЬНОГО визита в Америку, он вдруг(???) закупил 50 самолетов Боинг-737...

Россия в авиации СЕГОДНЯ попала в ПОЛНУЮ зависимость от США и Европы!!!!! ОНИ в любой момент могут не просто остановить производство СУПЕРДЖЕТА, но и полеты всех авиакомпаний, т.е. \\\\\\\"российской\\\\\\\" авиации...

Скажите, разве обязательно нужен Сталин, чтобы спросить за такие результаты? Спросить \\\\\\\"где обещанные 10 процентов мирового рынка? где деньги Зин, почему остановлены заводы, а некоторых не стало?\\\\\\\".
Разве существующих нормативных положений основного и сопутствующих статей закона Российской Федерации недостаточно для того, чтобы задать эти вопросы?

Но за все эти \\\\\\\"грандиозные успехи\\\\\\\", за выкинутые миллиарды, за загубленные собственные,, доведенные до освоения и даже выпускавшиеся самолеты - не было НИКАКОГО СПРОСА!!! Даже пальчиком не погрозили.
Вероятно потому, что это - результат коллективного деяния правительства, ВПК и минпромторга. При таком положении в России авиации !!!!

А ведь в Указе Президента России В.Путина от 2001 года строго устанавливалось - не допустить в авиационной деятельности критической зависимости от зарубежных стран...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      03/12/2016 [14:32:13]#4
Десять потерянных лет полностью на совести Погосяна. Сейчас ситуация совершенно иная. Строится Ил-76/78, взлетел Як-152, собирается первый Ил-112, серро взлетит МС-21. Да и Суперджет все же производится, пусть и за госденьги. Но результаты очевидны. Да, можно сделать было и больше. Но спасибо Михаилу Аслановичу и его заокеанским консультантам, подсунувшим нам Кукушонка и на 10 лет лишившим все остальные проекты финансирования.

Сашочек      03/12/2016 [19:02:53]#5
Десять потерянных лет полностью на совести Погосяна.
_____________________________________
О нем в будущем предлагаю просто никогда не вспоминать. Потому что, якобы разбирающийся в авиации субъект, ради личных амбиций уничтожил авиастроение тем, что отверг все отечественное в комплектации "прорывного", чем подвел к краху десятки НИИ, КБ и предприятия-комплектаторы, не имевшие, в результате, в последние годы заданий по своей специализации, потерявшие свои кадры.
Не понимать этого было нельзя, значит он сознательно шел на их уничтожение, значит ему отечественная авиация была абсолютно безразлична. Показательно, что он все сделал, чтобы Туполям, Илюшинцам в программах и ФЦП не стало никаких тем по гражданской авиации.

Да, Ил-76/78 строится , думают об Ил-114. На них выделяют немалые бюджетные средства. Но зачем их надо было выводить из Ташкента??? Делал это Христенко. Зачем? В этих самолетах до 80 % было комплектующих из России. Существует мнение, что он просто выполнял задание намеренного ухудшения отношений России с этой среднеазиатской республикой.
МС-21, к сожалению, во многом выполняет роль "прорывного" по уничтожению предприятий-комплектаторов борта.

Вопрос в другом, и он, пожалуй, главный. Как все это могло допустить государство, и выполняющее его роль правительство (повторюсь, при наличии Указа Президента страны о недопущении критической зависимости от зарубежья)?

Как можно было на заседаниях принимать "с голоса" предложения Минпрома, ОАК о таких важнейших ГОСУДАРСТВЕННЫХ программах (некоторые члены правительства предлагали не принимать "с голоса")? Как "пропускали" программы не проводя экспертизы назначенными специалистами, где главными были бы потребители - авиаперевозчики?

А ведь они ОФИЦИАЛЬНО (!!!) писали в правительство о недопустимости принятия этих программ! Писали о ненужности авиаперевозчикам планируемых в них машин и настаивали на других самолетах. В итоге они оказались абсолютно правыми и страна не выпускает гражданских самолетов, что является позорным для Отечества.

В таком положении не может быть виноватым кто-то один или два человека. Виноват орган, управляющий экономикой страны, тем более, что на словах - авиация у него всегда в приоритете.... Не случайно ни одному слову, сказанному правительством о будущем авиации на местах абсолютно никто не верит...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      05/12/2016 [02:54:34]#6
2 Сашочек

К сожалению, никто из Ташкента ничего не выводил. Вы просто не в курсе. Так и производились бы все эти самолеты в Ташкенте, если бы наши соседи не сорвали уже подписанный и согласованный с ними крупный международный контракт на поставку самолетов, задрав отпускную цену до небес. Это и стало последней каплей. Как результат - обновленный Ил-76 было решено в Ташкент уже не отдавать, чтобы не давать соседям инструмента для очередного шантажа России за ее же деньги. То же самое сейчас со 114-м. Зачем дорабатывать, тратить бюджетные деньги, чтобы они потом нам опять руки выкручивали?

Сашочек      05/12/2016 [11:53:22]#7
Насколько помнится, срыв заказа Иордании, заключенного с Россией приписали А.И.Федорову. За это его и уволили (С.Б.Иванов), хотя он прямо за него не как бы не отвечал и ташкентсий завод в ОАК не входил. Просто А.И.Федоров публично дал справку, что Суперджет не взлетит в сроки, названные Ивановым с подачи инициатора этого самолета, после нашумевшей поездки в Комсомольск.

Ташкент был слишком заинтересован в работе авиационного завода, чтобы выдвигать дурные цены. Христенко "наступал" на республику не только по авиационной тематике...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      05/12/2016 [16:42:43]#8
Вы просто не в курсе. Они сорвали большой контракт с Китаем на 76-е. После чего и произошёл резкий разворот в сторону Ульяновска. Ну и отлично, завод заработал, появился заказ, что плохого в этом? Я бы выкупил и у Антонова права на несколько машин и поставил у нас в серию. Было бы что заводам производить.

Сашочек      06/12/2016 [17:11:01]#9
Ваше "Я бы выкупил и у Антонова права на несколько машин и поставил у нас в серию. Было бы что заводам производить." является фактически оценкой деятельности российского Минпромторга, российского ВПК, да и правительства за, как минимум, их пятнадцатилетнюю бурную деятельность по управлению авиастроением. В стране ничего не создано, заводам нечего производить.
Вы также, как и Счетная палата, косвенно констатируете - в результате их деятельности не достигнута ни одна из провозглашавшихся целей.
Принципы, заложенные в новую редакцию государственной программы, основное содержание которых состоит в том, чтобы еще больше оставаться в пристяжных (к Боингу и Эрбасу), по убеждению всех специалистов, с которыми пришлось пообщаться, будут добивать уже фактически убитого. Собственных кадров вообще не будет, собственных самолетов - тем более.
Может кто-нибудь объяснить - откуда взялись эти люди, приговаривающие уже в третьей программе отечественное авиастроение к небытию?
Кто конкретно из числа их начальства диктует им эту цель ?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      06/12/2016 [23:21:29]#10
Я бы не стал вот так все валить на Минпромторг. Если подсчитать, сколько денег за это время государство вбухало в авиапром, то возникают вопросы к тем, кто их бездарно проел - к промышленности.

[+] Посмотреть все комментарии (163)










Материалы рубрики

Андрей Ванденко
ТАСС
"Аэрофлот" без сантиментов

РБК
Аэропорт "Казань" вложит 50 млн рублей в подготовку к ЧМ по футболу
Андрей Лапшин, Марина Иванющенкова
Harvard Business Review — Россия
Система Каменщика

РИА Новости
МиГ-35 хотят приобрести почти 30 стран
Евгений Девятьяров
Известия
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей
Наталия Ячменникова
Российская газета
На посадку

Интерфакс
Рынок авиаперевозок Башкирии в целом стабильный
Алексей Паньшин
ТАСС
Приступить к модернизации "Искандеров" планируется в начале 2020-х годов



Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин
Известия
В США не создано ни одного гиперзвукового аппарата
Наталия Ячменникова
Российская газета
Укротить сверхзвук

RNS
О новой стратегии развития авиапрома
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
"Любите дальневосточную авиацию — летайте самолётами Авроры"
Елена Платонова
Газета.Ru
Ту-154 не уступает западным аналогам
Александр Ковалев
РИА Новости
Европейские космические ноу-хау пришли в Россию
Наталия Ячменникова
Российская газета
Поднять этот вес
Алексей Паньшин
ТАСС
Работы над новым самолетом "судного дня" планируем начать в 2017 году
Юрий Плохотниченко
Travel.ru
Thai Airways отмечает рекордный спрос из России
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
От программы не то что жира, уже и части мяса не осталось

РИА Новости
Россия поможет США проложить путь к Марсу и Луне
Banu Hamad
Rudaw
Летчик-курд бомбит ИГИЛ

Nakanune.ru
Правительство запуталось в программах авиастроения и опять противоречит президенту

Интерфакс
Реконструкция аэропорта завершится в феврале-марте 2018 года
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Границы между лоукостерами и обычными авиакомпаниями постепенно исчезают
Наталия Ячменникова
Российская газета
За задержку рейса авиапассажирам заплатят почти 400 тысяч рублей
Ирина Белова
Российская газета
На взлет!

Интерфакс
Мы планируем сдать новый аэровокзал в середине 2019г

Интерфакс - Недвижимость
Хелипорт "Столица" должен стать флагманом для Москвы

RNS
О планах РКЦ "Прогресс" и конкурентной борьбе на рынке пусковых услуг
Иван Сураев
РИА Новости
КРЭТ прикладывает все усилия для наращивания экспорта
Иван Сураев
РИА Новости
Экспортные "Аллигаторы" будут готовы к поставке в 2017 году
Валерия Решетникова
ТАСС
Готовим базу для создания гиперзвуковых летательных аппаратов

ТАСС
Россия участвует в ремонте афганских вертолетов

РИА Новости
Египет ждет россиян к Рождеству, безопасность гарантирует

RNS
О задачах, перспективных исследованиях и разработках
Наталия Ячменникова
Российская газета
Нужен ли полицейский на борту
Дмитрий Струговец, Алексей Песляк
ТАСС
Коммерческий запуск с "Морского старта" будет стоить $65–76 млн

RNS
Об инспекции египетских аэропортов и приватизации компаний
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Опыт реальных боевых действий просто бесценен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Аватар, я тебя знаю!
Александр Ковалев
РИА Новости
ESA планирует сотрудничать с Россией в освоении Луны
Ксения Алейникова
ТАСС
Транспортный университет станет флагманом для отраслевого образования

ТАСС
"Побеждают те компании, которые создают новые компетенции"

RNS
Государство задало общее направление: мы двигаемся в сторону Луны
Владимир Артяков
Интерфакс
Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения

Гудок
Мы все транспортники и делить нам нечего, кроме пассажиров
Сергей Сафронов
РИА Новости
Ведем консультации с Индией по поставкам С-400
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Сирия уроков
Юрий Абросимов
КоммерсантЪ-FM
«Для Китая это очередной технологический шаг вперед»

ТАСС
"Алмаз-Антей" планирует оснастить аэропорт Шарм-эш-Шейха новыми РЛС
Анна Макеева
КоммерсантЪ
Получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100