Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Бордунов:
По монреальскому счету


15 июля 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Продолжается расследование катастрофы Боинг-737-800 авиакомпании Flydubai, который разбился в марте в Ростове-на-Дону. И все чаще в связи с этой трагедией юристы и адвокаты упоминают Монреальскую конвенцию. Почему? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к профессору, эксперту ICAO Виталию Бордунову.

Виталий Дмитриевич, при чем тут Монреальская конвенция?

Виталий Бордунов: Дело в том, что родственники пассажиров, погибших в этой авиакатастрофе, могут получить от авиакомпании из Дубая совершенно разную компенсацию. Для иностранцев она несоизмеримо больше, чем для россиян.

Поясните, пожалуйста.

Виталий Бордунов: Сегодня действуют две конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок: Варшавская 1929 года, которой придерживаются 32 государства, включая Россию, и Монреальская 1999 года, в которой участвуют 120 государств, в том числе Украина. Их принципиальное различие? В подходах к определению размера материальных компенсаций.
10 млн рублей по правилам Монреальской конвенции должен выплатить перевозчик в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира

Так, размер компенсации за причиненный вред жизни и здоровью пассажира по правилам Варшавской конвенции - 20 000 тысяч долларов США. Монреальская конвенция в подобных случаях подходит по-другому. Первоначально в 1999 году компенсация определялась в 100 000 специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, на основе которых исчисляется компенсация за вред в нацвалюте. Раз в пять лет размер компенсации подлежит пересмотру с учетом инфляции, если она превышает 10%. Что и сделано ИКАО в 2009 году. Больше пересмотра не было.

И какую сумму по правилам Монреальской конвенции должен выплатить перевозчик?

Виталий Бордунов: В случае вреда жизни и здоровью пассажира - сумму в национальной валюте, равную 113 000 СПЗ (10 млн 283 тыс. руб., 1 СПЗ = 91 руб.).

При перевозке багажа, если он уничтожен, утерян или поврежден, ответственность перевозчика ограничивается 1031 СПЗ (около 93 тыс. руб.). Предусмотрена и компенсация вреда даже из-за элементарной задержки пассажиров, багажа или груза: ответственность перевозчика в данном случае оценивается в 4694 СПЗ (свыше 427 тысяч рублей). Причем конвенция обязывает перевозчика возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. Этого предписания в архаичной Варшавской конвенции просто нет. 

Монреальская конвенция предусматривает компенсацию вреда авиапассажирам даже из-за элементарной задержки багажа или груза

Получается, что международно-правовые нормы перевозок делятся как бы на первый и второй сорт?

Виталий Бордунов: Так и есть. Существование двух видов международных правил воздушных перевозок привело на практике к дискриминации пассажиров из стран "Варшавской системы" на международных рейсах. По рекомендации ИАТА авиакомпании, перевозящие одновременно пассажиров из стран Варшавской конвенции и Монреальской конвенции, применяют их избирательно, исходя из гражданства пассажира. Кстати, страны Евросоюза присоединились к Монреальской конвенции еще в 2004 году.

А что Россия?

Виталий Бордунов: Россия, хотя и заявляла о таком намерении, до сих пор этого не сделала. Наша страна - единственная из двадцатки G-20 и стран БРИКС, которая не подписала Монреальскую конвенцию.

Когда-то Варшавская конвенция помогла международным авиаперевозчикам решать единообразно вопросы ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, порядка и условий его возмещения, разрешать споры, возникшие по следам авиаперевозок, и другие вопросы. Россия участвует в ней с 1933 года. Но время Варшавской конвенции давно прошло. И это надо понимать, а точнее - принимать срочные меры. Иначе откровенная дискриминация российского пассажира на международных авиалиниях так и будет продолжаться.

Кстати, иностранцы, которые летают с нашими компаниями, не остаются в накладе, если, допустим, потерялся багаж?

Виталий Бордунов: Нет, если они из стран Монреальской конвенции. Россиянин получит материальную компенсацию в размере 400 долларов США, а иностранцу возместят 1031 СПЗ.
Монреальскую конвенцию подписали США, страны Евросоюза, Китай, Япония и др. - всего 120 стран

Варшавской конвенции придерживаются Россия, Узбекистан, Беларусь, Венесуэла, Гондурас, Ливия, Алжир, Ангола, Иран, Ирак, Зимбабве, Йемен и т.д. - всего 32 страны

Между тем

Родственники 27 погибших при крушении самолета авиакомпании FlyDubai получили предварительные компенсации в размере 2,025 млн рублей. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Родственники остальных пока не представили документы в полном объеме. Однако не все родственники погибших собираются получить предлагаемые компенсации. Они рассчитывают на то, что, сразу обратившись в суд, смогут взыскать с авиакомпании и ее страховщика значительно более крупные суммы.



Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

- Устаревшие правила прошлого века лишают российские авиакомпании важного элемента конкурентоспособности, убивают интерес главного "финансиста" перевозок - пассажира. Не случайно в российском национальном сегменте международного рынка авиаперевозок почти всю его половину занимают сегодня иностранные компании.

А ведь Россия готовится провести в 2018 году чемпионат мира по футболу. Миллионы гостей хлынут в страну. Однако российские перевозчики могут остаться ни с чем. Или им достанутся крохи от потоков иностранцев, выбор которых той или иной авиакомпании будет во многом определяться услугами, предлагаемыми по новым или старым правилам международных воздушных перевозок. Пока же у нас действует Варшавская конвенция, и именно на ее правовой основе будут решаться все вопросы, связанные с перевозкой зарубежных гостей.

Но срочная ратификация Монреальской конвенции 1999 года - это полдела. Нужно привести действующее воздушное законодательство в части, касающейся регулирования воздушных перевозок, в соответствие с положениями конвенции. Следует как минимум переработать главу Воздушного кодекса РФ "Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя". Кроме того, нужно внести изменения в пункт 1 раздела Общих положений ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей". Работы много, но это того стоит. Мы не должны оставаться на обочине: современные правила международных авиаперевозок должны, наконец, долететь до российских авиакомпаний и их пассажиров!



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBczLd
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer