Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Максим Соколов:
Получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования


25 августа 2016 года Анна Макеева, КоммерсантЪ


Министерство транспорта планирует до конца 2016 года создать Российский транспортный университет: новый вуз будет создан на базе Московского госуниверситета путей сообщения (МИИТ) и передан в ведение Минтранса. Предполагается, что к МИИТу будут присоединены другие столичные транспортные вузы (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА). Как сообщал "Ъ" (17 марта 2016 года), планы Минтранса вызвали резкую критику со стороны представителей учебных заведений гражданской авиации, крупнейших авиакомпаний и аэропортов России: в отрасли не видят оснований для реорганизации и предупреждают, что перемены обернутся падением качества подготовки специалистов. О том, как Минтранс готовится к реформе транспортного образования, корреспонденту "Ъ" АННЕ МАКЕЕВОЙ рассказал министр транспорта РФ МАКСИМ СОКОЛОВ.

— Как вы прокомментируете опасения ректоров авиационных вузов, полагающих, что в результате реорганизации их дипломы перестанут соответствовать международным конвенциям?

— Это консерватизм и популизм. Отправной точкой и основной идеей, которой мы придерживались при принятии решения об образовании объединенного транспортного университета, было то, что конвенционные специальности как у моряков, так и у авиаторов выводятся из-под этого решения. (Сейчас дипломы российских авиационных вузов признаются во всех странах--членах Международной организации гражданской авиации (ICAO).— "Ъ"). Я с пониманием отношусь к тому, что в профессорской среде есть определенный негатив в отношении объединения. Но в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах, на коллегии. Мы это делаем для того, чтобы получить новое качество подготовки специалистов в разных областях всего транспортного дела.

— Как реорганизация отразится на студентах вузов, которые буду объединены?

— Никак. Они как учились по своим профессиям, так и продолжат. Все направления подготовки и факультеты будут сохранены.

— Почему объединение будет происходить именно на базе МИИТа?

— Российский транспортный университет надо было создавать в столице. МИИТ — один из самых крупных вузов, причем не только транспортных. МИИТ создавался как транспортный университет, уже потом из него вышел МАДИ и ряд других отраслевых вузов. В 1930-е годы, когда начались процессы индустриализации, от университетов отделились морское образование, речное, авиационное. Это было требование времени. То образование, которое существует сегодня — причем это относится не только к транспортному образованию,— уже изжило себя, это прошлый век. Все понимают, что нам необходимо новое качество. А для этого нужны концентрация и централизация.

— Где можно будет получить конвенционные специальности, выведенные из-под решения об объединении?

— В Москве конвенционные специальности пилотов никогда не готовились. Москвичи и жители Московской области, которые хотят получить эту специальность, с удовольствием едут в Петербург или в Ульяновск, где учат на пилотов. То же самое касается и моряков. Они готовятся в других вузах, например, в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Пока мы не определились, какой путь выбрать. Можно открыть в Москве филиал, например, питерского Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. А можно полностью закрепить функцию подготовки таких кадров за этим вузом. Потому что, конечно, "Москва — порт пяти морей", но все-таки основное распределение капитаны получают не на канал имени Москвы.

— Какие образовательные стандарты будут применяться в новом вузе?

— Список профессий, которые будут в объединенном вузе, пересматриваться не будет: все специальности, которые есть в вузах до реорганизации, будут сохранены после объединения. С другой стороны, чтобы развиваться, возможно, будут прорабатываться новые направления подготовки. Вне рамок решения о создании нового вуза мы уже разработали стандарт для инженеров-экономистов и специалистов по транспортному праву.

— Представители транспортных вузов неоднократно заявляли о попытках Минобрнауки сократить количество бюджетных мест на экономических и юридических направлениях в транспортных вузах, называя их непрофильными, с чем были категорически не согласны.

— У нас была очень длительная дискуссия с Минобрнауки на разных площадках: и в наших ведомствах, и в Госдуме, и в Совете федерации. Очень приятно, что коллеги нас услышали, в том числе министр Дмитрий Ливанов. Они согласились, что необходимо создавать стандарты по транспортному праву и по экономике и сохранить эти направления подготовки в отраслевых вузах.

— 18 августа Дмитрий Ливанов был отправлен в отставку, пост главы Минобрнауки заняла Ольга Васильева. Как вы считаете, договоренности могут быть пересмотрены?

— Я все-таки рассчитываю на преемственность, тем более что позиция Минтранса со сменой министра образования никак не связана.

— Сейчас учредителями транспортных вузов выступают федеральные агентства — Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот. Они же являются участниками госпрограммы "Развитие образования" на 2013-2020 годы (общий объем бюджетного финансирования более 4 трлн руб.). Если Минтранс станет учредителем нового вуза, он станет и участником этой программы?

— Да. И мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями.

— В феврале 2016 года коллегия Минтранса поддержала разработку концепции развития транспортного образования до 2030 года. На какой стадии находится ее разработка?

— У отраслей были очень жесткие позиции по этому поводу, поэтому Минтранс принял решение, что каждая отрасль должна к 1 сентября 2016 года представить свое видение концепции. На основе этих предложений будут формироваться разделы и главы этой стратегии, которые затем будут представлены на общественное и экспертное обсуждение, а уже потом стратегия будет представлена на утверждение Минтрансу. Принципиально, что мы не тратим на нее никакие государственные деньги. У каждого вида транспорта, исходя из задач транспортной стратегии, есть свои ориентиры, которым мы должны соответствовать. И в транспортной стратегии есть кадровый раздел, в котором есть тема обеспечения кадрами: сколько кого нужно, по каким специальностям. В целом вся эта система как раз и должна замкнуться на создаваемом университете транспорта.

— Во время обсуждения проблем отраслевого образования в Совете федерации в начале 2016 года представители компаний и госкорпораций жаловались, что действующие нормы ограничивают возможность их участия в развитии отраслевых вузов. Так ли это?

— Ограничений нет, но есть определенные неудобства. Например, РЖД не является учредителем наших транспортных вузов, а значит, любая материальная помощь, которую они оказывают, в том числе передавая подвижной состав для испытаний или практики студентов, подпадает под налогообложение. Решения должны принимать финансовые ведомства, но мы, конечно, поддерживаем идею дать компаниям возможность в большем объеме оказывать материальную помощь транспортным вузам.

— Когда могут появиться учредительные документы нового вуза?

— Мы находимся в высокой степени готовности к передаче этого вопроса на решение правительства. До конца года это возможно, но последнее слово за правительством.


комментарии (4):

ALEX5      26/08/2016 [08:22:23]#1
Несколько вопросов Министру
В своем интервью «в отношении объединения» Вы говорите: «… в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах, на коллегии».
Не нужно лукавить. Если в целом поддерживают, откуда такой ВАЛ негативных оценок планируемого объединения. Назовите хотя бы один форум, где прозвучала поддержка и одобрение этой идеи. А мне известны десятки обращений уважаемых коллективов и специалистов, обосновывающих вредность этой затеи.
На вопрос: «Как реорганизация отразится на студентах вузов …», Вы отвечаете: «Никак. Они как учились по своим профессиям, так и продолжат».
Скажите, если реорганизация никак не отразится на подготовке студентов, зачем тогда огород городить? Зачем это недешевое для государства мероприятие затевать?
Вы говорите: «В 1930-е годы, когда начались процессы индустриализации, от университетов отделились морское образование, речное, авиационное. Это было требование времени».
Уже тогда люди понимали, что процесс индустриализации потребует специализированной подготовки специалистов в конкретных областях знаний и деятельности, а не абстрактного инженера или техника, которого «учили всему слегка» и которому все равно, чем он будет в дальнейшем управлять или что эксплуатировать: самолет, морское судно или тепловоз. Скажите, сегодня Россия индустриальное государство или мы возвращаемся к аграрному состоянию?
Вы говорите: «То образование, которое существует сегодня … уже изжило себя, это прошлый век. Все понимают, что нам необходимо новое качество. А для этого нужны концентрация и централизация».
Кто, где и когда решил, что существующее образование изжило себя? Кого Вы имеете ввиду, говоря «все понимают»? Я, например, и сотни известных мне специалистов, не один десяток лет занимавшихся подготовкой этих самых специалистов, так не считают. Кто решил, что для повышения качества подготовки наших специалистов требуется «концентрация и централизация», а не индивидуализация такой подготовки? На чем основываются эти популистские заявления?
См. продолжение

ALEX5      26/08/2016 [08:23:03]#2
Что означает фраза: «И мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями». Означает ли это, что до настоящего времени таких оснований говорить с Министерством образования не было? Как следует понимать «распределение финансирования между образовательными учреждениями», как сокращение или увеличение финансирования? Или это, на самом деле, всего лишь перераспределение финансирования? Если речь идет только о перераспределении, то, что сегодня мешает это сделать?
Если я правильно понял Министра, никакой концепции развития транспортного образования у нас пока нет, февральская коллегия подтвердила необходимость ее разработки, а Минтранс принял решение о необходимости каждой отрасли до первого сентября представить свои видения такой концепции. Тогда зачем бежать впереди паровоза, принимать скоропалительные решения об объединении ВУЗов не имея отраслевой концепции развития профессионального образования? Может быть разумнее после «общественного и экспертного обсуждения» и принятия концепции, вернуться к вопросу каким образом надлежит ее реализовывать, в том числе создавать либо реорганизовывать образовательные учреждения.
Меня гложут смутные сомнения зачем, ради чего затевается это слияние? Повысится качество подготовки специалистов? Вряд ли. Слияние неминуемо, рано или поздно, приведет к утере специфики, индивидуальности подготовки специалистов нарабатывавшийся годами, а это одна из основных компонентов качества. Сократятся затраты на подготовку? Не уверен, их необходимо считать и приводить конкретные цифры. Тогда что движет этим процессом?
К сожалению, наша история знает огромное количество примеров, когда принимались волюнтаристские решения без должной проработки, которые потом признавались ошибками. Не лучше ли сначала семь раз отмерить, а уж потом резать?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/08/2016 [15:24:56]#3
Увы, авиационная отрасль категорически против. Больше всего меня удивило то, что в докладе на Общественном совете Минтранса было сказано, что в МГТУ ГА не готовят специалистов, обеспечивающих безопасность полётов, а значит никакого ущерба при объединении не будет. Но позвольте, а как же диспетчера, а инженеры? Очень жаль, что голоса авиаторов в Минтрансе не слышат.

ALEX5      26/08/2016 [22:29:43]#4
К сожалению все рассчитано на то, что за принимаемые решения, НИКТО отвечать не будет. Именно по этому, в Минтрансе якобы «не слышат» голоса авиаторов. Если бы каждый руководитель персонально отвечал за принятые им решения и их реализацию, ситуация была бы принципиально иной.













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8t85
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer