Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Кашин:
Приступить к модернизации "Искандеров" планируется в начале 2020-х годов


19 января 2017 года Алексей Паньшин, ТАСС


Российский оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-М" по своим характеристикам не имеет равных в мире и будет находиться в строю еще минимум 25 лет. О планах по модернизации "Искандера", о создании нового танкового комплекса активной защиты "Арена-М", а также об испытаниях модернизированных управляемых ракет "Атака" для Ми-28НМ в интервью ТАСС рассказал генеральный конструктор АО "НПК "Конструкторское бюро машиностроения", создающего эти вооружения, Валерий Кашин.

— Планируется ли дальше модернизировать ракетный комплекс "Искандер-М"?

— Мы уже подготовили предложения по дальнейшему развитию этого комплекса, сейчас они рассматриваются в Министерстве обороны. Но усовершенствования нужно приурочивать к каким-то событиям. К началу 2020-х годов исполнится десять лет с того момента, как "Искандером-М" была оснащена первая бригада, и как раз настанет время, когда техника потребует ремонта. То есть модернизация должна совпасть с необходимостью ремонта и обслуживания техники в бригадах, вооруженных "Искандерами", чтобы не снижать боеготовность.

А если говорить о сроках службы существующих "Искандеров-М", то мы считаем, что этот комплекс будет находиться в строю соизмеримое со своими предшественниками время — лет 25–30 (комплекс "Точка" служит более 40 лет, "Точка-У" — 30 лет). Здесь не надо забывать, что поставки "Искандера-М" — это создание полной инфраструктуры для размещения бригады в месте постоянной дислокации, создание хранилищ и технической позиции. Все это серьезные затраты, и каждые пять-десять лет создавать новые комплексы — нерациональное расходование госсредств.

С другой стороны, могут возникнуть другие цели, которые нужно поражать, могут возникнуть новые политические обстоятельства и угрозы на границах. Естественно, на это надо будет реагировать модернизацией комплекса.

— К какому году все бригады будут оснащены "Искандерами"?

— Контракт у нас рассчитан до 2017 года, и в следующем году мы должны поставить комплекты еще для двух бригад. Возможно, потребуется еще какое-то количество комплексов, но это уже решает Генштаб Вооруженных сил РФ. Мы продолжим производить ракеты: сейчас бригады оснащаются войсковым запасом ракет, а еще должен быть создан соответствующий запас для центра (существуют три вида запаса ракет: войсковой, оперативный и запас центра — для органов управления Минобороны РФ. — Прим. ТАСС).

— Как военные отзываются об "Искандере"?

— В Минобороны оценивают комплекс достаточно высоко, причем не только непосредственный пользователь — Ракетные войска и артиллерия, но и Генеральный штаб. То есть можно сказать, что из всего высокоточного оружия большой дальности: наземного, воздушного и морского базирования — в наибольшей степени предъявляемым требованиям, по оценке военных, отвечает "Искандер-М".

— Предусмотрена ли контрактом поставка тренажеров?

— Когда "Искандер-М" создавался, денег было мало, и в тактико-техническое задание (ТТЗ) разработка тренажеров не была включена, только минимальный набор учебно-тренировочных средств: практические ракеты для разгрузки/загрузки, плакаты и так далее. Вопрос о создании тренажеров был поднят нами перед министром обороны РФ при оснащении первой бригады. Пользователи комплексов эту инициативу поддержали, а министр дал команду работу развернуть. Сейчас создан тренажер для расчета самоходной пусковой установки. Он уже прошел госиспытания, первый комплект находится в Михайловской академии, Минобороны планирует их заказывать.

Но мы ставили вопрос более широко: нужно разработать семейство тренажеров, позволяющее обучать весь личный состав бригады, а также поддерживать постоянный уровень боеготовности. Сейчас такой комплекс разрабатывается. Он закроет все вопросы по подготовке специалистов, эксплуатирующих технику в ракетной бригаде. Завершить эту работу планируется в 2018 году.

— Есть ли за рубежом аналоги "Искандеру"?

— В США, например, задачи поражения целей на глубине до 500 километров планировали решать другими средствами, скорее всего, авиационными.

У них есть комплекс ATACMS (Army Tactical Missile System), который создавался для работы на сухопутном театре военных действий, но с характеристиками, уступающими "Искандеру-М": дальность меньше, вес полезной нагрузки при стрельбе на дальность 300 км — существенно меньше. Также, создавая этот комплекс, Соединенные Штаты рассчитывали, что противники не имеют эффективной системы ПРО.

Из других стран наибольшее внимание таким комплексам уделяет Китай. И он, безусловно, в последнее время очень прогрессирует, так как не связан ограничениями Договора о РСМД. Плюс уровень промышленности в КНР за последние годы сильно вырос: там освоили хорошие электронные технологии, химические производства, сделали большой скачок в базовых технологиях, которые нужны для создания ракетной техники. Тем не менее те китайские комплексы, информация о которых у нас есть, также серьезно уступают "Искандеру-М" по точности и способности преодолевать ПРО.

— А по украинским разработкам в этой области что можете сказать?

— Появилось много информации, что по этой теме вдруг активизировалась Украина. СМИ сообщили, что там хотят разработать свой комплекс, используя зарубежные деньги. И если посмотреть по внешнему виду, то он очень похож на "Искандер". Однако я сомневаюсь, что все вопросы, требующиеся для создания такого оружия, их промышленность в состоянии решить в короткие сроки. Тем более что многие производства, которые нужны для этого, находятся на территории Донбасса. Нужно и ритмичное и полное финансирование работ.

У ОПК Украины есть проблема с кадрами, потому что, на мой взгляд, люди, которые работали в 1991 году — я говорю сейчас о ракетчиках, — постарели и вышли за рамки активной деятельности.

— Над какими проектами сейчас работает предприятие в области комплексов активной защиты (КАЗ) для бронетехники?

— Судьба КАЗ не до конца находится в наших руках. Такой комплекс — это как панцирь для черепахи, а панцирь без черепахи никому не нужен, разве что гребешки из него делать. Соответственно, облик комплекса зависит от того, под какую "черепаху" он делается, и приоритет в выборе должен быть отдан разработчику носителя — танка.

Изначально, когда в СССР было принято решение создавать КАЗ, Конструкторскому бюро машиностроения была поставлена задача разработать "Арену" для Т-80, а тульскому ЦКИБ СОО — систему "Дрозд", которая сейчас выросла в систему "Афганит" (устанавливается на танк Т-14 "Армата". — Прим. ТАСС), предназначенную для Т-55. В начале 90-х годов прошлого века государство прекратило финансировать оборонно-промышленный комплекс, и мы заканчивали "Арену" за свой счет. Успешно прошли государственные испытания. Однако к тому времени Министерство обороны сделало основную ставку на другие машины: Т-90, Т-72 и "Армату". Фактически мы остались без носителя.

Некоторое время назад мы с "Уралвагонзаводом" договорились установить КАЗ на Т-72 и Т-90. Но теперь разработчики танков попросили совсем иную компоновку комплекса активной защиты. Принципы вроде бы те же, но на самом деле это абсолютно новая разработка. Причем в ходе развития танков Т-72 и Т-90 еще несколько раз были уточнения по компоновке КАЗ, и комплекс пришлось заново переделывать.

За последнее время в КБМ дважды приезжал главком Сухопутных войск генерал-полковник О.Л. Салюков. Мы договорились резко активизировать эту работу. Сейчас комплексы активной защиты для танков Т-72 и Т-90 находятся на предварительных испытаниях.

— Это продолжение "Арены"?

— Да, но это уже "Арена-М". Мы сохранили наименование комплекса, так как его модификации созданы на основе задела по "Арене", но на самом деле, повторюсь, это новая разработка — все сделали под другой танк. Очень хотелось бы, чтобы требования заказчика по этому комплексу стабилизировались.

То, что активная защита для танков нужна, демонстрирует последний военный опыт. Конфликты на Ближнем Востоке показали, что, во-первых, без танков — никуда, а во-вторых, обеспечить их полноценную защиту традиционными средствами, в том числе динамической защитой, уже нельзя — танки бьют, и они горят.

Кстати, раньше всех начали серийно использовать активную защиту танков в войсках израильтяне. Узнав из прессы о КБМ и "Арене" и поняв, что КАЗ не мистика, а реальность, они начали работу в этом направлении, и теперь у них есть танки, оснащенные активной защитой. США тоже сейчас работают над такой системой.

— Американцы утверждают, что у них есть ультимативное оружие — противотанковый ракетный комплекс TOW, против которого не устоит ни один танк. Сможет ли "Арена" защитить наши танки от этой ракеты?

— По той информации, которую мы имеем об этих ракетах, "Арена-М", безусловно, сможет защитить танк от TOW.

— Сейчас в России создано много разных платформ, как гусеничных, так и колесных. Планируется ли устанавливать ваши ракеты "Атака" или "Хризантема" на "Курганец" или "Армату"?

— Я не согласен, что платформ много. Да, в рекламных материалах их действительно большое количество, но какие из них приняты на вооружение?

Ракеты "Атака" 9М120-1 мы установили на боевые машины поддержки танков (БМПТ), выполненные на шасси танков Т-90 и Т-72. Разработки прошли государственные испытания, но на вооружение БМПТ не приняты, хотя мы надеемся.

По тактико-техническому заданию Минобороны сейчас разрабатываем машину "Гибка-С" на легкой платформе "Тигр". Она должна обеспечивать перевозку отделения стрелков-зенитчиков, стрельбу ракетами ПЗРК как во время стоянки, так и при движении. Работу мы ведем со своими смежниками за собственные средства. Машина сейчас готовится к проведению предварительных испытаний, она изготовлена, завершается ее отладка. После проведения предварительных испытаний рассчитываем на государственные испытания и принятие ее на вооружение.

Также мы ведем анализ и поиск решений по созданию другого легкого зенитного ракетного комплекса ближнего действия (типа "Стрелы-10") — это опытно-конструкторская работа "Птицелов". Если задача будет поставлена, мы будем стремиться стать участниками этой работы.

— Когда появятся модернизированные ракеты "Атака" для Ми-28НМ?

— Намечена целая программа по модернизации управляемого ракетного вертолетного вооружения, и это касается не только ракеты "Атака". Работы идут полным ходом, и есть уже хорошие результаты испытаний. Новые ракеты существенно улучшат боевые характеристики вертолетов Ми-28НМ — их система вооружения превзойдет вооружение всех зарубежных вертолетов.

Надо отметить, что Минобороны, начиная с 90-х годов прошлого века, не заказывало специальное управляемое вооружение для вертолетов. То есть все, что делалось, было либо инициативной модернизацией, либо использованием ракет, сделанных для других видов войск. В частности, сейчас в качестве ракеты "воздух–воздух" российские боевые вертолеты используют ракету комплекса "Игла-С", разработанную для войсковой ПВО. Пришлось вносить в нее некоторые изменения. Поэтому можно сказать, что система вооружения боевых вертолетов долгое время находилась в состоянии застоя, так как деньги не вкладывались, никто ничего не заказывал, всех устраивало то, что есть.

— А ракету от "Вербы" будут использовать на вертолетах по примеру "Иглы-С"?

— Тоже будут использовать.

— Остается ли сейчас в России проблема создания головок самонаведения (ГСН)?

— Проблема есть. Особенно плохая ситуация с инфракрасными ГСН, в том числе работающими по воздушным целям.

Принципиально новая головка за последние 20 лет создана только одна – для ПЗРК "Верба". Если в СССР было много разработчиков, которые конкурировали, и это способствовало высокому качеству изделий, то сейчас мы испытываем дефицит разработчиков ГСН. Реально есть пока только один — АО ЛОМО.

При этом вопрос создания головок самонаведения является очень важным, так как общее развитие вооружений и военной техники идет в сторону решения задачи по принципу "выстрелил-забыл-поразил". Если раньше преобладающее количество средств управляемого вооружения было построено по командному принципу, когда наземная система вырабатывала команды, а ракета была тупым исполнителем, то теперь интеллект и потенциал для обработки информации переносится на ракету.

— Кроме "Вербы" есть какие-то примеры?

— Сейчас еще в ряде комплексов применяются головки самонаведения с неплохими характеристиками.

— А "Верба" так же будет заменять "Иглу-С" в войсках, как "Искандер" меняет "Точку", или планируется какое-то соотношение того и другого?

— Поскольку "Верба" более совершенна и обладает большими возможностями, то сейчас преобладающий объем заказа со стороны Минобороны РФ приходится на нее. Но этот комплекс дороже, поэтому спрос на "Иглу-С" тоже есть, особенно у зарубежных потребителей. "Игла-С" до сих пор высокоэффективна и по многим характеристикам превосходит другие ракеты, имеющиеся на вооружении ряда стран.

— На экспорт "Вербу" предлагаете?

— Сейчас мы уже можем это делать. Паспорт экспортного облика у нее есть.

— С какими показателями КБМ выполнил гособоронзаказ 2016 года?

— Все обязательства перед Минобороны выполнены. Мы поставили два бригадных комплекта ОТРК "Искандер-М", бригадные комплекты ПЗРК "Верба", в общем, год закрываем успешно, в том числе по опытно-конструкторским работам.

Кроме того, в этом году были проведены госиспытания двух изделий. Одно из изделий — это противотанковый ракетный комплекс "Хризантема-СП", вариант "Хризантемы-С" без украинских комплектующих: раньше был украинский оптический прицел, а сейчас отечественный, с дополнительными возможностями, в том числе обеспечивающий применение комплекса ночью в лазерном канале управления. Госиспытания машины были завершены в августе.

— В КБМ идет перевооружение?

— Идет планово. Потребность в нем складывается из двух частей. Первая часть — это расширение технологических возможностей, потому что на старом оборудовании невозможно делать целый ряд современных элементов. Вторая часть — обеспечение выпуска продукции в больших объемах. К примеру, чтобы обеспечить сегодняшний темп оснащения ракетных бригад, нам нужно было увеличить выпуск продукции в четыре-пять раз.

Важный момент этого процесса в том, что приходят молодые люди, которые хорошо знакомы с вычислительной техникой, неплохо подготовлены, но не чувствуют микроны пальцами, как старая гвардия, поэтому оборудование должно быть высокоточным и высокоинтеллектуальным.

— Как на предприятии обстоят дела с импортозамещением?

— Мое мнение таково, что стопроцентного импортозамещения быть не может. Мы не можем отгородиться от всего мира, ни одна страна в мире не может достичь изолированно лучших результатов по всем направлениям. Но я согласен с тем, что там, где нас могут "взять за горло", мы должны избегать использования иностранных комплектующих. В этом смысле вопросы решены. За горло нас не возьмут.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSFA5
Автосервис Volkswagen на https://youdo.com/auto/brand/volkswagen/.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/avtovoz/dlv/avto/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer