← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Александр Чуркин:
Разработчик спутников: сейчас мы запускаем с Восточного аппаратов больше других


28 ноября 2017 года Алексей Песляк, ТАСС


28 ноября запланирован запуск российского спутника дистанционного зондирования Земли "Метеор-М" №2-1, который станет основной полезной нагрузкой для второго в истории запуска с космодрома Восточный. Помимо "Метеора" на орбиту должны быть выведены 17 иностранных малых аппаратов и российский экспериментальный спутник "Бауманец". О подготовке к запуску, технических параметрах и особенностях спутника "Метеор", его функционале, перспективных аппаратах этой серии, а также о спутниках серии "Канопус" рассказал в интервью ТАСС в преддверии старта главный конструктор космических систем и комплексов корпорации ВНИИЭМ (предприятие — разработчик этих спутников) Александр Чуркин.

— Александр Львович, расскажите, для чего предназначен спутник "Метеор"?
— Космические аппараты "Метеор-М" предназначены для получения в первую очередь гидрометеорологической информации, которая используется для оперативного прогноза погоды, а также для мониторинга глобальных изменений климата нашей планеты. Помимо этого они используются для мониторинга окружающей среды, а начиная с аппарата №2-1, то есть с текущего "Метеора", появилось дополнительное назначение — это информационная поддержка служб поиска и спасания терпящих бедствие по международной программе КОСПАС-САРСАТ.

Хочу еще уточнить, что в связи с наличием резерва массы и места под обтекателем, а также возможностей разгонного блока "Фрегат" попутно со спутником "Метеор-М", который является основной полезной нагрузкой, этой же ракетой — "Союз-2.1б" — выводится группа иностранных коммерческих аппаратов и экспериментальный российский аппарат "Бауманец". Работа над этим аппаратом шла в основном в НПО машиностроения.

— В чем отличие КА "Метеор-М" №2-1 от предыдущих аппаратов этой серии? В чем технологические особенности?
— На очередном космическом аппарате "Метеор-М", как, собственно говоря, и на каждом аппарате, вносятся некоторые изменения в существующие системы — они модернизируются, улучшаются, но также и меняется приборный состав.

В частности, именно на этом аппарате не будет присутствовать бортовой радиолокационный комплекс и гелиогеофизический аппаратурный комплекс. Эта аппаратура проходит сейчас модернизацию — смену поколений. На следующих аппаратах она предстанет уже в обновленном виде. В то же время здесь появилась дополнительная аппаратура, которой раньше не было, — это бортовая аппаратура системы КОСПАС-САРСАТ. Есть изменения также и по служебной части. Как это принято в традициях ВНИИЭМ, мы отрабатываем в экспериментальном режиме некоторые приборы на перспективу.

— Сколько по времени изготавливался спутник? Были ли трудности?
— Длительность изготовления аппарата — понятие, конечно, растяжимое. Если начинать с изготовления составных частей, закупки под них элементной базы и так далее, то этот процесс занимает около трех лет.

С готовыми бортовыми системами — это от девяти месяцев до года, то есть непосредственно сам аппарат. Но такого не бывает, системы поступают постепенно. В процессе сборки аппарата и на начальном этапе испытаний выявляются замечания, аппаратура дорабатывается. Поэтому в данном случае непосредственно работа над аппаратом шла около полутора лет.

— Нет ли предпосылок для переноса старта?
— Никаких предпосылок для переноса этой даты на сегодня нет. И в то же время, как всегда, конечно, имеются резервные дни на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Это два следующих дня — 29-е и 30-е число.

— Как вы оцениваете надежность ракеты-носителя "Союз-2.1б"?
— "Союз 2.1а" — это ракета той же серии, также разработки самарского РКЦ "Прогресс", но менее мощная ракета, с меньшим энергетическим потенциалом.

Первый запуск с космодрома Восточный был действительно выполнен ракетой "Союз 2.1а". 1a — это этап модернизации ракеты, а "Метеоры" традиционно выводятся ракетой "Союз-2" этапа 1.б. И с космодрома Байконур запуски осуществлялись таким же типом ракет. Она была несколько модернизирована для запуска с космодрома Восточный. Была доработана система управления, ряд других систем, так что она несколько отличается. С точки зрения надежности, на базе нашей практики, считаем ракету достаточно надежной. Собственно говоря, то же можно сказать и про разгонный блок "Фрегат".

— Планируется ли в перспективе запустить другие аппараты серии "Метеор"? Если да, то когда?
— Уже через год, в декабре 2018 года, мы планируем запустить следующий аппарат серии — "Метеор-М" №2-2. Также в планах, и уже имеются контракты с Роскосмосом, изготовление и запуск аппаратов "Метеор-М" №2-3 в 2020 году и №2-4 в 2021 году. Продолжение этой серии пока рассматривается, возможно, что она еще и далее будет продолжена, но, как вариант, переход в дальнейшем на запуски спутников следующего поколения, работа над которым ведется, — аппараты серии "Метеор-МП".

— Как идет подготовка к третьему пуску с Восточного, в рамках которого планируется запустить два аппарата "Канопус-В" производства ВНИИЭМ?
— Корпорация ВНИИЭМ полюбила космодром Восточный, и сейчас мы запускаем оттуда больше других отечественных фирм. И вслед за этим запуском "Метеора" в ноябре, менее чем через месяц, в декабре текущего года, предстоит запуск с той же стартовой площадки двух аппаратов серии "Канопус-В". Это высокодетальные аппараты дистанционного зондирования Земли "Канопус-В" №3 и №4.

Запуск обоих аппаратов будет осуществлен одной ракетой-носителем "Союз-2" этапа 1.а. Аппараты "Канопус-В" уже на космодроме, на технической позиции. Их подготовка идет по графику.

— Планируется ли запуск спутников серии "Канопус-В" в перспективе?
— Два следующих аппарата — "Канопус-В" №5 и №6 также сейчас создаются в АО "Корпорация ВНИИЭМ", и их совместный запуск запланирован на конец следующего года. То есть сейчас у нас два запуска в течение месяца — "Метеор" и два аппарата "Канопус", и на конец следующего года —  такой же план для космодрома Восточный. Продолжение серии "Канопус-В" после №6 пока обсуждается с заказчиками.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2017/11/28/28988/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.