Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Рано Джураева:
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей


9 февраля 2017 года Евгений Девятьяров, Известия


Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) на пороге больших перемен: в этом году компания акционируется и одновременно вырабатывает стратегию развития на период до 2030 года. Далеко идущие планы ЦЭНКИ с генеральным директором предприятия Рано Джураевой обсудил корреспондент «Известий» Евгений Девятьяров.

— При вступлении в должность перед вами ставилась задача финансово оздоровить компанию, у которой были большие долги. Эта задача решена?

— Задача, поставленная передо мной руководством «Роскосмоса», была очень интересная, но рискованная. У меня такое ощущение, что первый очень важный шаг сделан и сегодня мы устойчиво встали на ноги. Ничто уже не может нас свалить.

На предприятии к моменту моего назначения сложились серьезные финансовые проблемы. Поэтому уже через две недели после своего прихода я предложила антикризисные меры. Они обеспечили срочное спасение предприятия и ту стабильность, которую мы сегодня имеем.

У нас был кассовый разрыв где-то около 8 млрд рублей. Мы его сократили до 1,5–2 млрд. Нам удалось более чем в два раза снизить кредиторскую задолженность. Сегодня она составляет только около 2 млрд рублей. И это очень важная цифра. Кредиторская задолженность предприятия существует практически всё время. Это постоянный процесс, и это не страшно. Важно, чтобы мы умели с ней работать.

Поэтому мы стараемся сейчас прежде всего уделять внимание нашим партнерам, которые связаны со строительством космодрома Восточный, а также нашим подрядчикам на Байконуре, которые обеспечивают работу, связанную с пусковой деятельностью.

​​​​​​​— Вы сказали, что финансовое положение у предприятия на сегодняшний день устойчивое. Что вы имеете в виду?

— За весь период, что я тут работаю, не было ни одного срыва по зарплате. Нам важно это обеспечивать и дальше. У нас также нет никаких просроченных долгов перед государством и налоговыми органами. Обеспечено своевременное обслуживание кредитного портфеля и отсутствие дефолтов по каким-либо долгам предприятия.

В 2016 году мы впервые вышли в прибыль. Благодаря началу нового этапа в развитии наземной космической инфраструктуры, связанной с Восточным и другими объектами, в прошлом году у нас получилось примерно 50 млрд доходов и 48 млрд рублей расходов. В структуре доходов 45% пришлось на работы в интересах Минобороны, 45% — на «Роскосмос», еще 10% составили внебюджетные поступления. При этом с помощью антикризисных мер мы сэкономили за прошлый год 2 млрд рублей.

У нас есть бюджет на 2017 год и даже уже сверстаны бюджеты на 2018 и 2019 годы. Мы заложили, конечно, их с прибылью. В 2017 году ожидаем оборот компании на уровне 50 млрд рублей, где-то около 46 млрд рублей составят расходы. Доля бюджетных средств вновь составит 90%. При этом поступления от «Роскосмоса» и Минобороны распределятся как 60 на 40 соответственно. Это связано с планируемым началом финансирования работ по второму этапу строительства на Восточном после утверждения в этом году, я надеюсь, Федеральной целевой программы развития российских космодромов. И, как обычно, еще 10% в нашей структуре доходов придется на внебюджетные источники.

— Благодаря чему появляются внебюджетные деньги и планируете ли вы наращивать эти поступления?

— У нашей продуктовой линейки существует порядка 60 направлений, по каждому из которых мы смотрим, что можно предложить на рынке. Фактически всё технологическое оборудование мы производим сами, у нас применяются самые современные методы конструирования. У нас есть свой собственный достаточно серьезный конструкторский комплекс, в котором трудится около 2,5 тыс. человек. Мы можем предлагать свои услуги по инженерному сопровождению любой разработки и в любой сфере.

Сегодня доходы от внебюджетных источников у нас составляют только 10%. Мы сейчас пытаемся найти другие сферы, где наши технологии могли бы быть полезны, и корректируем наш бюджет в сторону оптимистического сценария. Ставим перед собой задачу увеличить за три года доходы от внебюджетных источников с 10 до 30%. Это очень важная задача в рамках общей стратегии «Роскосмоса» по коммерциализации отрасли.

Конечно, для того чтобы увеличивать доход из других источников финансирования, нам нужно обеспечить соответствующее предложение на рынке. Для этого нам надо расширять нашу производственную сферу. Сейчас наши площадки разбросаны, поэтому перед нами стоит задача по концентрации производственных мощностей на одной площадке. Это один из наших приоритетных проектов на ближайшие один–два года — создание универсальной производственной площадки, на которой мы могли бы реализовывать свои коммерческие проекты.

— Вы уже приступили к разработке программы дальнейшего развития компании?

— Да, сейчас мы готовим стратегию развития до 2030 года. Я поставила срок — до 1 июня мне должны представить проект на утверждение.

В рамках общей стратегии отрасли, которая утверждается «Роскосмосом», правительством и президентом, мы делаем свою стратегию. Она будет перекликаться с теми задачами, которые перед нами ставятся. Как в фигурном катании, у нас будут обязательная программа и еще произвольная программа.

Наша обязательная программа — это всё, что заложено в утвержденных отраслевых госпрограммах. Произвольная программа — это, с одной стороны, продолжение реформы предприятия, направленной на обеспечение его конкурентоспособности и эффективности расходов. С другой стороны — это коммерциализация. Мы считаем, что благодаря освоению новых высокотехнологичных рынков, в том числе в рамках импортозамещения, можно удвоить или увеличить кратно наши доходы из внебюджетных источников. Речь идет в первую очередь о таких направлениях, как авиапром, химическое и энергетическое машиностроение.

— К какому сроку вы ожидаете утверждения госпрограммы развития космодромов на период до 2025 года? И какие там будут параметры?

— Обоснованием и продвижением ФЦП занимаются соответствующие подразделения «Роскосмоса». Мы свою часть предоставили. Вполне реально, что утверждена она будет в первой половине 2017 года.

Тем не менее в части проекта строительства второй очереди Восточного работы не прекращаются. Сейчас идет финансирование по линии опытно-конструкторских работ. А финансирование строительно-монтажных работ в полном объеме заложено в ФЦП, поэтому оно начнется с момента утверждения программы.

Цифра 500 млрд для ФЦП «Развитие российских космодромов» пока остается актуальной. Ее никто не менял. Если какое-то новое сокращение и будет, то небольшое. Насколько я понимаю, у нас просто что-то по срокам строительства куда-то может сдвинуться. Как раз сейчас взят период — I квартал, для того чтобы определить все приоритеты по срокам.

— Сдвигаются ли планы по развитию инфраструктуры на Восточном?

— Нет, всё остается в силе. 2017–2018 годы — начало строительства стартового и технического комплексов для «Ангары». 2021 год — первый пуск ракеты. 2023 год —запуск пилотируемого корабля. Для стартового комплекса «Ангары» будет выделено около 40 млрд рублей в части установки технологического оборудования.

Основная задача нашего центра сейчас — это подготовиться к пускам ракет «Союз», запланированным на ноябрь-декабрь 2017 года. Мы сейчас осуществляем достройку стартового и технического комплексов, а также пяти водозаборных станций, которые обеспечивают космодром водой. Выбрали подрядчиков, уточняем сметы. В целом на сегодня у нас определены восемь подрядчиков, которые будут с нами работать.

Весь объем работ по первой очереди на Восточном реально закончить за один год. И мы планируем до конца года завершить практически все работы. Однако нам придется прерывать строительные работы на время подготовки ракеты-носителя, космического аппарата, разгонного блока непосредственно к пуску. В связи с этим работы в техническом комплексе закончатся в I квартале 2018 года.

— С группой S7, новым владельцем «Морского старта», вы уже обсуждали, как будет дальше развиваться этот проект?

— Мы пока еще только переписываемся, поскольку сделка только завершена. Я думаю, что в ближайшее время у нас уже может состояться встреча с г-ном Филевым, на которой мы наметим наш план работ.

На «Морском старте» всё оборудование наше. Все работы, связанные с ремонтом, обслуживанием и продлением сроков службы, осуществляются нашими филиалами.

— Что вы думаете о планах компании «Космотрас» возобновить пуски с Байконура конверсионных ракет «Днепр»? Этот вопрос обсуждается?

— Обсуждается, но пока мы к этой работе не привлечены. Поэтому мы еще не приступали к расчетам окупаемости этого проекта. Но, по предварительным оценкам, те расходы, которые будут необходимы для того, чтобы осуществить эти пуски, будут выше, чем доходы, которые мы можем получить в результате. Я думаю, что уже в I квартале будет дан ответ на этот вопрос.

— Как проходит работа по акционированию предприятия, которое должно состояться до конца этого года?

— Мы — стратегическое предприятие для государства. На сегодня выпущены все решения об акционировании. Мы стремимся стать акционерным обществом и с нетерпением этого ждем. Нам станет проще действовать. Все акции компании перейдут в собственность «Роскосмоса».

В рамках подготовительных работ до конца прошлого года мы должны были провести полную инвентаризацию имущества и оформление этого имущества. С этой целью была создана большая межведомственная комиссия. Однако в ходе работ было выявлено очень много объектов недвижимости и земельных участков, которые раньше вообще не числились. Поэтому сейчас эта работа продлена на три месяца. Занимаемся оформлением этих объектов. Кроме того, большая работа проводится по оформлению интеллектуальной собственности, патентов и прав на авторство.

Все наши филиалы и все производственные объекты войдут в новую компанию. Это будет одна единая компания. В свое время было очень правильно сделано, что собрали весь цикл работ вместе. Только так можно обеспечить выполнение всех поставленных задач вовремя. Например, тот же первый пуск с Восточного был выполнен, потому что всё находилось в одних руках.

— Вы, кстати, не думаете о новом названии компании? Для нового акционерного общества, которое будет работать на стыке интересов государства и бизнеса, название ЦЭНКИ может оказаться несколько пугающим.

— Мне кажется, «Космодромы России» — это было бы более правильное название для акционерного общества, ведь мы же не только эксплуатируем эти объекты. Но название ЦЭНКИ очень дорого для многих поколений людей, которые здесь работали и работают. Поэтому убрать это название совсем было бы неправильным решением. Мы сейчас рассматриваем вариант совместить вместе эти два названия — «Космодромы России» и ЦЭНКИ.



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBafZo
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, ссылка на описание.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer