Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме


24 мая 2021 года Ольга Божьева, Московский комсомолец


За инцидент с принудительной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, с целью ареста белорусского оппозиционера — основателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, Белоруссия уже подвергается международной обструкции. К примеру, Литва обвинила Минск в «государственном терроризме», Латвия запретила своему национальному авиаперевозчику AirBaltic летать над Белоруссией. Слышатся угрозы отлучить страну от членства в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и объявить ряд других наказаний, включая запрет пролета над ее территорией.

Возможность подобных санкций с точки зрения международного права «МК» прокомментировал ведущий российский авиационный эксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман ГУСАРОВ: 

- Можно ли в принципе считать действия белорусских авиационных властей законными? Нет ли здесь состава «воздушного терроризма»?

- С точки зрения авиационного законодательства и международного права придраться к белорусской стороне вообще нет никакого шанса. Здесь все нормально. У белорусов был сигнал о возможном теракте. Они обязаны были его отработать в соответствии со своими обязательствами перед международным сообществом и перед ИКАО. Вот если бы был такой сигнал, но они его не отработали, тогда можно было бы предъявить им претензии. В данном случае правительство страны было просто обязано предпринять все возможные меры и использовать все инструменты для обеспечения безопасности полётов, что оно и сделало. Самолет  приземлился. Его обследовали специалисты на предмет взрывоопасных веществ. Проверили его и всех пассажиров на возможную причастность к этому инциденту. Ну, и в процессе проверки обнаружилось, что на борту находится человек который в Белоруссии  числится в розыске. Его задержали. 

- А мог ли экипаж отказаться выдать властям этого своего пассажира?

- Командир воздушного судна обеспечивает безопасность полетов и безопасность пассажиров. Но при этом он не имеет права брать на себя функцию определения виновности или невиновности пассажиров перед законом. Ведь даже когда в воздухе происходит какой-то инцидент, допустим хулиган на борту судна дебоширит, и командир принимает решение сесть в ближайшем аэропорту, то этого пассажира он передаёт авиационным властям, точнее силовым структурам этого аэропорта. И там уже на земле компетентные органы решают, что с этим человеком делать. Командир не имеет права определять его вину. 

- Теперь, после случившегося, Белоруссию грозят исключить из ИКАО. Если такое случится, то какие последствия это будет иметь для Минска?

- Опять-таки, не только с точки зрения международного права, но и принятых международных авиационных традиций, к Белоруссии никаких претензий тоже быть не может. Нет никаких законных оснований принимать какие-либо ограничения, санкции, или говорить об исключении из ИКАО. Особенно на фоне того, что подобные случаи были не раз. И даже куда более вопиющее, чем данный инцидент.

Вот сейчас многие вспоминают момент, когда искали Сноудена, то самолёт президента Боливии Эво Моралеса принудительно посадили в Австрии. Тогда  даже не было сообщений о бомбе, или теракте. Его просто принудили к посадке и обыскали. Но что-то я не помню, что после этого кто-то кого-то откуда-то исключил. 

- Но тогда это нужно было США, а теперь Белоруссии — большая разница...

- Конечно. Что сейчас произойдет однозначно сказать трудно, так как теперь все международные правила и институты активно разрушаются самими же их создателями. Теперь бывает достаточно простых обвинений без каких-либо доказательств, чтобы считать вас виновными. Затем вам предлагают: либо признайте вину, либо мы на вас наложит санкции. Я не исключаю, что все может пойти именно по такому пути и политические санкции на Белоруссию будут наложены.

- Но коснется ли это давление именно белорусской авиации? Минск — крупный пересадочный пункт. Через него многие летают в другие страны.

- Понятно, что в одностороннем порядке любая страна может перестать летать через Беларусь. К примеру, какие-то их европейских стран. Но в этом случае их авиакомпании ждут большие финансовые потери, так как над территорией Белоруссии они летают не только в Россию, но и, к примеру, в ту же юго-восточную Азию или Китай.

- Выходит, санкции они могут принять против себя самих. Но такое ведь уже было и с поставками продуктов, и с Северным потоком, когда действуют по принципу «назло маме отморожу себе уши».

- Понятное дело, что какие-то политические санкции будут. Политики могут постараться надавить в целом на международное авиационное сообщество. Но оно, к счастью, пока не настолько политизировано.  Так что здесь еще большой вопрос. Ведь даже по вопросу с Крымом, который до сих пор в мире считается спорной территорией, ИКАО сделала заявление о том, что она не занимаемся проведением границ и определением юрисдикции территорий. Там сказали: мы отвечаем только за безопасность полетов, и я надеюсь, что позиция ИКАО в данном случае будет точно такой же.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer