Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Коблов:
"Космический мусор может нести угрозу жизни людей на МКС"


3 августа 2022 года Ольга Коленцова, Известия


В России создают новую систему контроля за пространством вокруг Земли, которая позволит отслеживать риски столкновений на орбите, предупредит о приближении опасных астероидов и комет и будет фиксировать перемены космической погоды. В интервью «Известиям» гендиректор Центрального НИИ машиностроения (ЦНИИмаш, головная научная организация «Роскосмоса») Сергей Коблов в подробностях рассказал о возможностях создаваемой структуры и о том, для чего она понадобилась. Топ-менеджер также пояснил, из-за чего на орбите всё больше мусора, почему космические корабли могут оказаться беззащитны перед осколком размером с небольшой камень и чем астрономов раздражает деятельность компании Илона Маска.

В России создают новую систему контроля за пространством вокруг Земли, которая позволит отслеживать риски столкновений на орбите, предупредит о приближении опасных астероидов и комет и будет фиксировать перемены космической погоды. В интервью «Известиям» гендиректор Центрального НИИ машиностроения (ЦНИИмаш, головная научная организация «Роскосмоса») Сергей Коблов в подробностях рассказал о возможностях создаваемой структуры и о том, для чего она понадобилась. Топ-менеджер также пояснил, из-за чего на орбите всё больше мусора, почему космические корабли могут оказаться беззащитны перед осколком размером с небольшой камень и чем астрономов раздражает деятельность компании Илона Маска.

«Астрономы жалуются на засилье аппаратов Starlink»

— Сергей Владимирович, в последнее время проблема космического мусора нарастает год от года. Почему?

— Человечество всё активнее осваивает околоземное космическое пространство, на различных орбитах появляется всё больше космических аппаратов, причем как действующих, так и уже выведенных из эксплуатации. Они иногда сталкиваются между собой, распадаясь на фрагменты, которые зачастую образуют облака осколков и несут угрозу действующим аппаратам и орбитальным станциям. Но если потеря автоматического аппарата — это в первую очередь удар по финансам, то столкновение таких объектов с Международной космической станцией или пилотируемым кораблем приводит к тому, что космический мусор может нести угрозу жизни людей.

— Насколько быстро растет количество мусора вокруг Земли?

— С 1957 года, когда в космосе появился первый искусственный спутник Земли ПС-1, и до 2006-го было идентифицировано менее 10 тыс. различных объектов вокруг Земли. Но затем их число стало быстро расти и сегодня превышает 25 тыс.

— Почему темпы роста так ускорились?

— Во-первых, как я уже говорил, растет число самих запусков. Всё больше стран становятся космическими державами, а те, кто давно имеют подобный статус, увеличивают количество пусков. Во-вторых, в последние годы набирают обороты проекты многоспутниковых группировок. На засилье аппаратов Starlink (спутниковая система компании Space X, которая будет обеспечивать интернет-связь. — «Известия») уже давно жалуются астрономы — у них возникает так называемая проблема чистого и спокойного неба, ведь засветка от аппаратов снижает точность наблюдений телескопами. И это при том, что развертывание группировки еще далеко до завершения. И, в-третьих, чем больше неуправляемых объектов в пространстве, тем выше вероятность их столкновения.

— Разве космические аппараты не защищают от столкновения с обломками?

— Безусловно, все автоматические космические аппараты, орбитальные станции и пилотируемые корабли оснащены защитными экранами. Более того, специалисты, в том числе ученые АО «ЦНИИмаш», постоянно работают над созданием новых способов и методов защиты.

Но могут возникнуть ситуации, при которых никакая защита не поможет. Одно дело, если осколок пролетает по касательной, при относительно небольшой разнице в скорости, а другое, если они летят встречными курсами. На видеозаписях из космоса кажется, что корабли летят очень плавно, хотя на самом деле в этот момент они мчатся со скоростью около 8 км/с в секунду. А скорость космического мусора или тех же микрометеороидов может достигать 15 км/с. Для сравнения: скорость пули составляет 300–800 м/с, рекорд — 1,4 км/с. А теперь представьте, что навстречу МКС, летящей со скоростью почти 8 км/с, летит «камешек» со скоростью 15 км/с. Тут никакая защита не поможет, мы же не можем корабли закрывать стальными плитами толщиной в кулак.

«Мы сможем лучше контролировать ситуацию с космическим мусором»

— Как решать проблему с мусором и ростом числа аппаратов на орбите?

— Уводить аппараты и корабли от столкновения.

Ряд материалов, посвященных тематике космического мусора, АО «ЦНИИмаш» представит на «Армии-2022». Наш институт уже не первый раз будет представлен на форуме в составе объединенной экспозиции госкорпорации «Роскосмос».

Прежде всего мы должны понимать, откуда может исходить угроза, а для этого нам нужна система контроля. На протяжении последних пяти лет в России функционирует Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве — АСПОС ОКП. В том виде, в котором она задумывалась, система успешно решает поставленные задачи, но нужно двигаться вперед и создавать новые.

— Насколько я понимаю, речь идет о «Млечном пути» — в начале этого года бывший генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин утвердил концепцию создания системы, и специалисты ЦНИИмаша занимаются реализацией проекта. Расскажите о нем.

— «Млечный путь» позволит обеспечить комплексный мониторинг состояния околоземного космического пространства (ОКП). Благодаря системе мы сможем лучше контролировать ситуацию с космическим мусором и действующими аппаратами, электромагнитную обстановку для космических радиолиний, космическую погоду, потенциально опасные для Земли малые небесные тела — астероиды и кометы.

— Мониторинг будут вести с помощью телескопов? Где их установят?

— Система «Млечный путь» должна обеспечить глобальный и непрерывный мониторинг, поэтому предполагается размещение наземных средств, в том числе и телескопов, не только на территории России, но и за рубежом. О конкретной географии размещения наземных комплексов говорить пока преждевременно, но в идеале они должны создаваться на территории как стран Южной Америки, так и на Ближнем Востоке, в Азии и других регионах планеты. При определении мест размещения будут учитываться эксплуатационные, экономические и политические факторы.

«Просчитывать угрозы из космоса раньше, быстрее и точнее»

— Зачем создавать новую систему, если есть АСПОС ОКП?

— АСПОС ОКП позволяет наблюдать примерно 11 тыс. космических объектов размером 25–30 см на орбитах с высотами более 3 тыс. км. В низкоорбитальной области технические возможности системы ограничены и обеспечивают лишь эпизодическое получение измерительной информации по небольшому количеству космических объектов размером 15–20 см. «Млечный путь» должен обеспечить устойчивый контроль техногенных космических объектов размером 5–7 см на высотах до 2,5 тыс. км, размером 10–15 см на высотах 2,5–45 тыс. км и размером от 0,5–1 м на высотах более 45 тыс. км. «Млечный путь» будет в разы эффективнее прежней системы.

— В чем отличие «Млечного пути» от АСПОС ОКП с точки зрения техники?

— Если коротко, то мы увеличим количество наземных станций и добавим космические аппараты мониторинга околоземного пространства и малых небесных тел.

— Будет ли система рассчитывать вероятность столкновения мусора с космическими объектами — спутниками, орбитальной станцией?

— Расчет вероятности столкновения защищаемых космических аппаратов и орбитальных станций с различными объектами проводится и сегодня средствами АСПОС ОКП. Естественно, что более современный и расширенный набор средств мониторинга, методов обработки информации, планируемый в составе системы «Млечный путь», позволит поднять эту работу на качественно иной уровень. Проще говоря, мы сможем просчитывать угрозы из космоса раньше, быстрее и точнее.

— Планируется ли в рамках системы создать аппараты, которые будут бороться с космическим мусором (уничтожать, сжигать, сталкивать с орбиты)?

— Нет, «Млечный путь» — информационно-аналитическая система. Она должна обеспечивать потребителей оперативной, достоверной, точной информацией об обстановке вокруг Земли, помогать прогнозировать ее развитие, выявлять опасные ситуации, вырабатывать предложения и рекомендации по их парированию и снижению рисков. Борьба с космическим мусором, его удаление из околоземного пространства — принципиально важная задача, но ее реализация относится к компетенции других систем.

— Ранее исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко рассказывал о том, что в будущем систему планируют модернизировать для мониторинга астероидов и комет. Идут ли работы в этом плане?

— Действительно, такие работы проводятся. «Млечный путь», являясь результатом развития существующей системы, должен обеспечить мониторинг также астероидно-кометной опасности.




комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer