27 июля 2016 г., AEX.RU – Представители учебных заведений гражданской авиации, крупнейших авиакомпаний и аэропортов России выступили с резкой критикой планов Минтранса по объединению транспортных ВУЗов и передаче их в ведение министерства под эгидой создаваемого Национального университета транспорта. Об этом пишет КоммерсантЪ.
Реформа позволит Минтрансу получить доступ к госпрограмме "Развитие образования" на 2013-2020 годы, в рамках которой авиационные ВУЗы только в 2017 году получат более 3,7 млрд руб. В отрасли не видят оснований для реорганизации и предупреждают, что перемены обернутся падением качества подготовки специалистов. Минтранс эти опасения не комментирует.
В распоряжении издания оказалось письмо руководителя Росавиации Александра Нерадько министру транспорта РФ Максиму Соколову от 26 июня 2016 года с просьбой учесть позицию авиационной общественности, выступающей против планов ведомства по объединению транспортных ВУЗов. Речь идет о создании Национального (Российского) университета транспорта на базе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МИИТ) и передаче его в ведение Минтранса. Предполагается, что к МИИТу будут присоединены столичные ВУЗы транспорта (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА) и научные организации Минтранса. Ректор МИИТа Борис Левин ранее заявил, что Национальный университет транспорта может появиться уже в конце 2016 года.
Согласно постановлению коллегии Минтранса от 24 февраля 2016 года, идея была одобрена "в целях совершенствования деятельности министерства". Сейчас учредителями отраслевых ВУЗов выступают профильные федеральные агентства — Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот. Они же взаимодействуют с Министерством образования и науки РФ при реализации госпрограммы "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Согласно постановлению правительства от 15 апреля 2014 года, общий объем финансирования программы составит более 4 трлн руб. из федерального бюджета до 2020 года. В 2017 году на реализацию программы будет выделено около 400 млрд руб., ВУЗы Росавиации получат более 3,7 млрд руб. из них. Сейчас Минтранс "лишен возможности влиять на формирование параметров" госпрограммы, отмечается в опубликованном на сайте ведомства тексте постановления коллегии.
Господин Нерадько, однако, утверждает, что вопрос смены учредителя образовательных организаций гражданской авиации "на заседании коллегии в принципе не ставился и не обсуждался". "По мнению авиационной общественности, нет убедительных оснований для смены учредителя, а также отсутствуют гарантии сохранения и повышения качества подготовки авиационных специалистов",— говорится в письме. "В гражданской авиации нет ни одного предприятия, ни одной организации, поддерживающей смену учредителя и слияние учебных заведений",— говорит чиновник. По его данным, "категорически против" планов Минтранса выступают ПАО "Аэрофлот", ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр"", АО "Авиакомпания "Россия"" и еще 67 ведущих авиакомпаний и аэропортов России.
Коллегия Минтранса также поддержала разработку концепции развития транспортного образования до 2030 года. Однако господин Нерадько напоминает, что утвержденной стратегии транспортного образования, разработанной с учетом мнения работодателей и самих ВУЗов, не существует до сих пор. По его мнению, само понятие "транспортное образование" "нивелирует специфику каждой транспортной отрасли в учебном процессе". "Необходимость такого типа образования вызывает большие сомнения, а сама стратегия, возможно, разрабатывается ради личных амбиций некоторых должностных лиц",— сетует глава Росавиации.
Источник в авиационной отрасли уверен, что реформа приведет к утрате соответствия дипломов подведомственных Росавиации ВУЗов требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). Сейчас перечень специальностей в ВУЗах гражданской авиации соответствует требованиям приложения к Чикагской конвенции "Выдача свидетельств авиационному персоналу", а дипломы этих заведений признаются во всех странах членах ICAO. ICAO была основана на положениях части II Чикагской конвенции в 1974 году как специализированное учреждение ООН, координирующее развитие гражданской авиации. "Никто просто не пойдет учиться в новый ВУЗ, а конвенционные ВУЗы будут потеряны",— отмечает собеседник. По его словам, в ВУЗах транспортной направленности соотношение профильных специальностей к общим, таким как юриспруденция и экономика, составляет 60:40, "а в МИИТе это соотношение размыто за счет подготовки большого числа юристов и экономистов".
Подробнее