23 октября 2017 г., AEX.RU – 22 октября исполнилось 95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев». Все эти годы основными направлениями деятельности КБ является создание самолетов гражданского, специального и военного назначения.
Становление и развитие конструкторского бюро А.Н. Туполева во многом отличались от других отечественных авиационных КБ. Прежде всего, КБ Туполева явилось органическим воплощением и продолжением всех тех передовых тенденций, которые имелись в русской авиационной науке и технике в начале ХХ века. Созданию КБ предшествовал бурный рост интереса к проблемам воздухоплавания и авиации в России. Ярким воплощением этого стали работы Николая Егоровича Жуковского. В 1909 г. в Императорском техническом училище Жуковский начал читать курс лекции «Воздухоплавание» и руководить студенческим воздухоплавательным кружком. Среди слушателей лекции великого ученого и членов кружка незаурядными способностями и тягой ко всему новому в области авиации выделялся студент Андрей Николаевич Туполев.
После смерти Н.Е.Жуковского А.Н.Туполев с С.А.Чаплыгиным, возглавившим коллегию Института, продолжают работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Параллельно с главной, конструкторской деятельностью он активно участвует в создании экспериментальной базы. Самая большая в мире по тем временам аэродинамическая труба Т1 – ТП была построена по схеме, разработанной Туполевым еще в 1915 г. По его инициативе созданы опытный бассейн-гидроканал, лаборатория статических испытаний авиационных конструкций, отдел эксплуатации, летных испытаний и доводки самолетов (ОЭЛИД) и другие подразделения. До последних дней жизни Туполев принимал активное участие в развитии экспериментальных баз ЦАГИ и других институтов, призванных решать задачи самолетостроения.
В 1918-1936 гг. А.Н.Туполев являлся членом коллегии и заместителем начальника ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1922 г. Андрей Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. По предложению самого А.Н.Туполева дату создания Комиссии - 22 октября 1922 г. - считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.
Под руководством основателя конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева, а затем его учеников и последователей - талантливых конструкторов, опытно-конструкторским бюро было разработано более 300 проектов летательных аппаратов различных типов и назначения. Более 19000 воздушных судов марки «Ту» было поднято в небо. На базе ОКБ А.Н.Туполева не только создавались уникальные образцы авиационной техники, но и отрабатывались новаторские решения, которые впоследствии применялись в других высокотехнологичных отраслях, включая фундаментальную и прикладную науку, космическую промышленность.
В области развития программ гражданской авиации наиболее известны разработки КБ по семейству пассажирских магистральных самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154. География экспорта ближнемагистрального самолета Ту-134 охватывает около 15 стран. Среднемагистральный самолет Ту-154, который в течение многих лет являлся основным отечественным воздушным судном, осуществлявшим перевозки на внутренних и международных рейсах, был экспортирован в 16 стран мира. В настоящее время накопленный опыт работы, реализуется в развитии семейства Ту-204/214.
Ключевым направлением деятельности КБ было и остается создание самолетов военного назначения. Фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики разработки конструкторского бюро Туполева широко известны в мире. В настоящее время ПАО «Туполев» в рамках выполнения заказов Министерства Обороны РФ вместе с серийными заводами и ВВС продолжает работы по разработке и поддержанию боевой готовности авиационных комплексов Дальней Авиации. В части модернизации боевых машин КБ ведет работы по внедрению нового вооружения, а также увеличению ресурса систем и комплектующих самолетов. Боевые самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 находятся в строю, участвуют в решении учебно-боевых задач и входят в «триаду» стратегических ядерных сил России. Кроме того, ПАО «Туполев» активно работает над возобновлением производства самолетов Ту-160 (модификация Ту-160М2).
ПАО «Туполев» является основным разработчиком модельного ряда самолетов специального назначения для эксплуатации в различных ведомствах Российской Федерации. Среди разработок КБ самолет Ту-214 ОН -создан по заказу головного исполнителя «Концерна радиостроения «Вега» для Министерства Обороны РФ. Самолеты Ту-214 СР, Ту-214 ПУ,Ту-214СУС, Ту-204-300 (с салоном повышенной комфортности) построены в рамках выполнения заказов Управления делами Президента РФ. В настоящий момент работы по созданию самолетов специального назначения продолжаются.