15 июля 2019 г., AEX.RU – 14 июля 2019 года исполнилось 75 лет АО «Аэроприбор-Восход» (входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех). Вот уже три четверти века предприятие создает высокоточную аэрометрическую аппаратуру для самолетов, вертолетов, парашютных систем, ракетной техники, беспилотников , а также для космических аппаратов. Это приборы, без которых невозможен любой полет, сообщает пресс-служба «Аэроприбор-Восход».
75 лет тому назад, 14 июля 1944 года, заместитель народного комиссара авиационной промышленности СССР Александр Яковлев подписал приказ № 431: «Организовать опытно-конструкторское бюро при заводе № 133 – анероидно-мембранных, трубчато-пружинных и сильфонных приборов». Так родилось предприятие, носящее сегодня название АО «Аэроприбор-Восход».
История современного АО «Аэроприбор-Восход» началась гораздо раньше – в конце XVIII века, когда крестьянин-старообрядец из Владимирской губернии Сергей Трындин основал в Москве мастерскую по изготовлению физических и математических инструментов. Дела у Трындина складывались успешно. Скоро предприятие начало производить медико-хирургические инструменты, и даже телескопы. Фирма также занималась монтажом различных электрических приборов и систем. К примеру, устанавливала системы защиты от молний на крупнейших зданиях в Москве: храме Христа Спасителя, Большом и Малом театрах.
В 1921 году предприятие национализировали и преобразовали в Завод аналитических весов «Метрон», а в начале войны завод был эвакуирован в Свердловск. В военные годы было не до разработки новых изделий, на первом месте стоял выпуск оборонной продукции. Но прогресс в самолетостроении требовал новых, более точных аэрометрических приборов и систем.
В июле 1944 года при заводе было решено организовать новое ОКБ-3. В 1947 году оно было преобразовано в уже полностью самостоятельное ОКБ-133. Возглавил его Николай Константинович Матвеев, работавший до того в Институте авиационного приборостроения НКАП. До этого назначения за плечами Николая Константиновича был большой опыт работы на предприятиях авиапрома и даже командировка в США. В 1936 году он был отправлен в Америку для изучения производства сильфонов и области их применения. Результатом этой трехмесячной командировки стало приобретение более 200 патентов. В основном это касалось производства автопилотов и автоматических приборов управления топливной системой.
В конце 1950-х годов в стране быстрыми темпами развивается реактивная авиатехника – был пройден «звуковой барьер», отечественные истребители вплотную подошли к скоростям полета, превышающим 2500 км/ч. Создавались сверхзвуковые дальние бомбардировщики и межконтинентальные пассажирские лайнеры, развивалась ракетно-космическая техника.
В 1966 году ОКБ-133 переименовали в Московское приборостроительное конструкторское бюро «Восход». В это же время МПКБ «Восход» в инициативном порядке приступило к работам по созданию нового типа средств отображения пилотажно-навигационной информации – коллиматорного индикатора. В настоящее время подобные устройства называются индикаторами на лобовом стекле (ИЛС). Тогда исследовательские работы на эту тему велись применительно к пассажирским самолетам.
В середине 1970-х годов в связи с разработкой авионики для перехватчика МиГ-31 была поднята тема индикаторов на лобовом стекле. Специалистам «Восхода» удалось создать новейшие световоды, сделав изображение индикатора цветным, контрастным и четким. Уже более 40 лет прицельно-пилотажный индикатор на лобовом стекле ППИ-70В успешно эксплуатируются на борту истребителей-перехватчиков МиГ-31.
За все эти годы специалистами предприятия было разработано большое количество аэрометрических систем для военной авиации. Некоторые успешно эксплуатируются до настоящего времени. К примеру, системы воздушных сигналов СВС-ПН с электронным вычислительным устройством, которые были созданы для МиГ-25 и Су-24. Или цифровой информационный комплекс ИКВСП-2-10 для самолета Су-27.
АО «Аэроприбор-Восход» разрабатывает аэрометрическую аппаратуру и для самых современных российских самолетов, отметили в компании