Все чаще мы слышим уже достаточно заезженное высказывание, что «кризис — это время возможностей». Оптимисты всегда ищут положительные стороны даже в плохом. Но так ли просто реализовать эти возможности, и кому это удастся? Мировая авиационная отрасль еще никогда не испытывала такого мощного удара, как COVID. Может ли данная ситуация дать какие-то преимущества в долгосрочной перспективе?

Выступая на Всемирном авиационном фестивале на прошлой неделе, генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор прокомментировал, что из кризиса может выйти и кое-что хорошее. «Я думаю, что есть несколько элементов, которые помогут улучшить отрасль, хотя, честно говоря, мы бы никогда сами не выбрали такой путь. Это из-за ужасного кризиса, вызванного COVID», — сказал Шпор.

Консолидация

Что хорошего мы можем увидеть в этом беспрецедентном кризисе? В то время как в США авиация, в основном, консолидировалась вокруг нескольких крупных перевозчиков, в Европе совсем иная ситуация -— на рынке еще долго будет наблюдаться избыток предложения. 

По мнению Шпора, консолидация — это выход из ситуации для европейских перевозчиков. «Я вижу слишком много игроков в Европе, и я уверен, что некоторые из них не переживут этот уникальный кризис или что-то еще, что произойдет после. Консолидация становится мега-тенденцией в этой отрасли», — добавил он.

Такое мнение поддержал и генеральный директор KLM Питер Эльберс: «Каждый большой кризис в отрасли приводил к дальнейшей консолидации. Так что я считаю, что да, это будет— COVID приведет к дальнейшей консолидации».

Считается, что консолидация рынка в руках крупных игроков — это не позитивный тренд. Не говоря уже о том, чем это чревато особенно для работников других компаний, уже столкнувшихся с сокращением персонала. Однако в долгосрочной перспективе такой подход может сделать отрасль сильнее — меньшее количество авиакомпаний, объединяющих свои ресурсы и участвующих в разработке перспективных планов, обеспечит более здоровый рост в будущем.

В то же время, по мнению главного операционного директора JetBlue Джоанны Джерати, в США дальнейшее продолжение интеграционных процессов  маловероятно. «В Соединенных Штатах мы уже прошли через такую большую консолидацию. Учитывая, насколько нестабильны сейчас дела, действительно трудно увидеть дальнейшую консолидацию в Соединенных Штатах», — сказала она.

Конец эры демпинга

Еще один элемент отрасли пассажирских авиаперевозок — это занижение цен на услуги с целью стимулирования спроса. Это ключевая стратегия низкобюджетных авиакомпаний, особенно в Европе.

«До COVID я довольно критически относился к слепому росту нашей отрасли в течение последних нескольких лет. В таких местах, как Индия или Китай, это имеет смысл, но я думаю, что в Западной Европе снизить цены на билеты до пяти или десяти евро просто для создания искусственного роста — это была тенденция, которую я критиковал и раньше. Я думаю, что COVID остановил эту тенденцию. Я думаю, что в будущем мы увидим более целенаправленный и устойчивый рост. COVID ускорил этот поворот к лучшему», — пояснил глава Lufthansa.

Эффективность

Эффективность — это еще один тренд. Авиакомпании работают над сокращением своих высоких постоянных затрат, чтобы стать более гибкими в будущем. «Успешные авиакомпании Европы и ранее работали над своей эффективностью. COVID ускорит этот процесс и поможет быстрее и эффективнее работать», — говорит Шпор.

Безусловно, некоторые аспекты повышения эффективности выглядят крайне негативно, например, сокращение числа сотрудников, и такая необходимость оптимизации уже давно назрела. Многие авиакомпании ускорили переход на цифровые технологии, внедрение биометрии и других современных технологий в ответ на этот кризис.

Оптимизация флота

Кроме того, не стоит игнорировать оптимизацию воздушного флота. Одним из результатов кризиса является то, что мировой воздушный флот в целом будет моложе и эффективнее. В частности, для Lufthansa маловероятно, что в небо вернется A380, Boeing 747-400 должен быть снят с эксплуатации в ближайшее время, Airbus A340 также выведен из парка. По словам Шпора, авиакомпания вернется с меньшим, но более молодым, экономичным и более экологически чистым флотом.

Это тенденция, которую мы наблюдаем во всем мире. Авиакомпании работают над постепенным отказом от старых самолетов, чтобы сократить расходы и помочь авиации снизить выбросы CO2.

Гарантии санитарной безопасности

По мнению директора по цифровым технологиям Etihad Франка Мейера, сейчас одной из самых больших проблем для пассажиров является отсутствие уверенности в санитарной безопасности на протяжении всего путешествия.

«Модель успеха авиакомпаний заключается в том, что не имеет значения, летаете ли вы на Etihad или American Airlines. Все знают, чего ожидать. Однако прямо сейчас никто не знает, что произойдет, когда пассажир прибудет в аэропорт, как будет проходить транзит», — говорит Мейер.

Ранее успешно зарекомендовал себя код-шеринг и интерлайн. По мнению Мейера — такая модель сотрудничества станет еще более значимой для выхода из кризиса.

Восстановление доверия пассажиров

«Возможность работать с организациями здравоохранения, на мой взгляд, является фундаментальным элементом восстановления доверия, который значительно облегчит жизнь путешественникам. Я вижу еще один уровень проблем интеграции между авиакомпаниями, между властями и, в частности, с сертифицированными организациями здравоохранения», — пояснил он.

Новые стандарты

Формирование новых глобальных стандартов для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров должно быть хорошим делом. Путешествия станут чище и безопаснее, чем когда-либо прежде.

Воздействие COVID привело к всплеску инноваций в авиационном секторе. От использования служебных собак для выявления инфекций, до роботов для UV-дезинфекции в самолетах — идеи, которые были на стадии реализации еще до COVID, и получили ускорение из-за кризиса, а также разработаны новые.

В какой-то момент это почти можно было рассматривать как гонку вооружений между авиакомпаниями, аэропортами и странами за решение проблемы коронавируса. Однако генеральный директор KLM Питер Эльберс говорит, что предпочитает думать об этом иначе.

«Я думаю, что гонка вооружений по определению имеет негативный оттенок, потому что у вас есть лучшее оружие, чтобы победить врага. Это скорее творческий конкурс. Мы должны быть уверены, что всеми знаниями и опытом делимся бесплатно», — сказал Эльберс.

Мы уже видели ряд инноваций в области тестирования, дезинфекции и других аспектов полета, которые вполне могут послужить для улучшения будущего отрасли. Благодаря открытости и сотрудничеству во всем мире, авиация, может выйти из коронакризиса более сильной.

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.