← Назад

Главная История История и современностьМежгосударственному авиационному комитету – 20 лет

7 декабря 2011 года / Aviation EXplorer

Двадцать лет назад произошли кардинальные изменения в стратегически важном для мировой авиации Евроазиатском регионе – обширной территории мира, соединяющей своим воздушным пространством Европу, Азию, Ближний и Дальний Восток, Северную Америку. Руководствуясь принципами Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО), 12 новых независимых государств заключили межгосударственное Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Был создан Межгосударственный авиационный комитет (МАК), и определены его полномочия.

Анодина Татьяна Григорьевна
Председатель Межгосударственного авиационного комитета, доктор технических наук, профессор, лауреат Премии ИКАО имени Эдварда Уорнера

Основной принцип Соглашения – приверженность международному праву, уважение национального суверенитета, взаимное доверие, и общее стремление к динамичному и безопасному развитию авиации на основе единых международных правил и процедур. Время показало, насколько своевременным и актуальным было решение о формировании на постсоветском пространстве межгосударственной структуры, наделенной полномочиями в важнейших сферах авиации в интересах всех стран региона.

Главными направлениями деятельности МАК, как исполнительного органа, образованного на основании межгосударственного соглашения, являются:

- разработка норм летной годности и правил сертификации гражданской авиационной техники; сертификация авиационной техники и ее производства;

- сертификация международных и категорированных аэродромов, их оборудования и его производства;

- расследование авиационных происшествий и разработка мер по их предотвращению;

- координация вопросов развития гражданской авиации;

- координация гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения;

- реализация международных проектов.

За эти годы совместно был создан эффективный и сбалансированный механизм регионального и международного сотрудничества в области гражданской авиации и авиационной индустрии.

На основе международных соглашений МАК осуществляет сотрудничество с 72 государствами и международными организациями, в том числе в рамках полномасштабных соглашений в области безопасности полетов и летной годности с США, Китаем, Индией, многими странами Тихоокеанского региона, Азии, Африки, Ближнего Востока, Центральной и Латинской Америки.

Многолетнее сотрудничество МАК с государствами Евросоюза Францией, Германией, Италией и др. явилось основой подписания двухстороннего Соглашения с Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA). Тесно сотрудничая с основными разработчиками и производителями авиационной техники России, Украины, США, Евросоюза, Канады, Бразилии и др. и авиационными властями этих государств, Авиарегистр МАК сертифицировал более 130 типов воздушных судов, которые эксплуатируются ведущими авиакомпаниями в различных регионах мира. В частности, за последний период Авиарегистр МАК вручил Сертификаты типа на новые пассажирские самолеты SSJ100 и Ан-158.

В основе сертификации международных и категорированных аэродромов, их оборудования и его производства – созданная МАК система Авиационных правил, одобренных и принятых государствами – участниками Соглашения. Сертифицированные МАК более 100 международных аэродромов и их оборудования  дали качественно новые возможности для развития международной сети воздушных сообщений, в том числе по кроссполярным, транссибирским и трансазиатским маршрутам.

МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA) и Международного общества расследователей авиационных происшествий (ISASI).  Как международный независимый орган, МАК провел расследования более 500 авиационных происшествий в 76 странах.

Вместе с ИКАО МАК участвует в реализации проектов, направленных на повышение безопасности полетов и поддержание летной годности в государствах – участниках Соглашения, на основе гармонизации национальных законодательств, норм и правил с международными нормами и стандартами. В рамках Регионального проекта ИКАО–МАК прошли подготовку по программам, одобренным ИКАО, более 5000 авиационных специалистов государств – участников Соглашения.

Важнейшим направлением деятельности МАК является содействие созданию условий, обеспечивающих доступность авиационных перевозок на основе  добросовестной конкуренции, либерализации рынка, упрощения пограничных и таможенных формальностей. С именем МАК связано решение важных для мировой гражданской авиации задач – реализация принципа независимого расследования авиационных происшествий на базе новейших технологий и международной кооперации, объединение усилий государств в области сертификации воздушных судов и аэродромов, участие в реализации глобальных инициатив ИКАО.

Высокая эффективность Межгосударственного авиационного комитета во многом определяется поддержкой глав государств и правительств государств региона, для которых инновационное развитие гражданской авиации и авиационной промышленности на основе международной интеграции является приоритетной задачей.

Межгосударственный авиационный комитет за 20 лет работы стал не только эффективной международной региональной организацией в области гражданской авиации. Его деятельность направлена, прежде всего, на консолидацию стран в области авиации. Это является позитивным примером международной интеграции в важнейшей сфере экономики.

 

Материал подготовлен журналом "Авиасоюз"




URL: http://www.aex.ru/docs/1/2011/12/7/1472/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.