Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Люди

К 100-летию маршала авиации А.И. Покрышкина

6 марта 2013 года / Министерство обороны РФ / Aviation EXplorer
 

Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

А.С. Закалюк. «Свободная охота» А.И. Покрышкина над Черным морем 5 ноября 1943 г.

 

Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (ныне — г. Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде.

Выпускник Пермской школы авиационных техников Александр Покрышкин

 

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле-мае 1941 г. 

Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55 иап ВВС Южного фронта. Уже 23 июня 1941 г. он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель Me-109. В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.

А.С. Закалюк. Бой А. Покрышкина в районе Запорожья. 1941 г.

 

В этот период, по воспоминаниям его сослуживцев, началось формирование будущего воздушного мастера. Все свои наблюдения и размышления он заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Позднее ее первичные наброски приобретают аналитическую направленность в оценке успехов и неудач воздушных боев с личным участием А.И. Покрышкина и его боевых товарищей. На основе накопленного опыта Александр Иванович разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны. Он один из первых в ВВС Красной Армии стал практиковать «свободную охоту» на неприятельские самолеты, умело используя тактику прославленных германских воздушных асов против них же самих. В горниле боев и сражений рождалась знаменитая «покрышкинская» наука побеждать.

Страница тетради «Тактика истребителей в бою»

 

К концу 1941 г. кавалер высшей государственной награды страны — ордена Ленина старший лейтенант А.И. Покрышкин совершил 190 боевых вылетов и был признан одним из лучших воздушных разведчиков в авиационном полку. 

В марте 1942 г. командованием авиаполка капитан А.И. Покрышкин первый раз представляется к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 63; на разведку войск противника — 133; на сопровождение своих бомбардировщиков — 19; на прикрытие своих войск — 29; на перехват самолетов противника — 36; на разведку со штурмовкой — 8». К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 г. за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика-истребителя — новатора тактики воздушного боя.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

 

Он первым широко стал использовать боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во всех подразделениях истребительной авиации ВВС КА. Им также были апробированы новые приемы воздушного боя: «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях». Выступая активным сторонником наступательного боя, Александр Иванович постоянно руководствуется краткой формулой боя: «Высота, скорость, маневр, огонь» и всегда выходит победителем.

К маю 1943 г. А.И. Покрышкин выполнил 363 боевых вылета, уничтожив только по официальным данным 30 самолетов противника (реально воздушных побед было значительно больше).

Особое внимание Александр Иванович уделял подготовке летных кадров, их боевой выучке. 30 летчиков, прошедших «школу А.И. Покрышкина», стали Героями Советского Союза, а 3 из них — дважды.

24 августа 1943 г. его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора А.И. Покрышкина было 455 боевых вылетов, многочисленные воздушные бои на юге Украины.

В 1943 г. его признают одним из самых результативных советских летчиков-истребителей. Это о нем президент США Франклин Рузвельт восхищенно скажет: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».

В феврале следующего года командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков предлагает гвардии подполковнику А.И. Покрышкину возглавить структуру боевой подготовки истребительной авиации (ИА) ВВС. Перед ним открывается перспектива быстрого карьерного роста. Однако Александр Иванович отказывается от заманчивого предложения с просьбой продолжить службу в родном гвардейском полку.

В марте 1944 г. его назначают командиром 16-го гвардейского авиаполка 4-го Украинского фронта, в составе которого он воевал с первых дней войны. Уже в июле того же года дважды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вступает в должность командира 9-й гвардейской Мариупольской авиационной дивизии с присвоением очередного воинского звания. В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия под его командованием участвует в воздушном сражении по уничтожению Бродской группировки противника на Ясском направлении. Несмотря на все запреты и массу неотложных дел, прославленный комдив не раз находил время на боевые схватки с врагом в воздухе. В течение года он записывает на свой счет еще 7 уничтоженных вражеских самолетов.

19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя.

Бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина на родине в Новосибирске. Скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Г. Лангбард

 

В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции части 9-й авиадивизии прикрывали от ударов вражеской авиации соединения 3-й танковой армии. За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на львовском направлении дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. В Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях её части в составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии успешно выполняли боевые задания по прикрытию войск 3-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской и 52-й армий. За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании р. Одер юго-восточнее Бреслау (Вроцлав) дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

На завершающем этапе войны её части успешно действовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За овладение г. Виттенбергом дивизия была награждена орденом Ленина, а за отличия в боях за Берлин ей было присвоено наименование «Берлинская». Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6 – в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.

Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

 

После окончания в 1948 г. Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.

Слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Рядом с А.И. Покрышкиным в учебной аудитории дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков

 

С января 1949-го по июнь 1951 г. он — заместитель командира 33-го (в июне 1949 г. переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951–1955 гг. — командир этого же соединения. В августе 1953 г. ему присваивают звание генерал-майора авиации. В феврале 1955 г. возглавляет истребительную авиацию Северо-Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба — слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне – Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Ее А.И. Покрышкин окончил в 1957 г. с отличием. 

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО — заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи. 

Как и в годы Великой Отечественной войны, Александр Иванович в должности командующего армией при решении стоящих задач проявлял завидную настойчивость, творчество и инициативу. В числе первых командармов в Войсках ПВО страны он освоил полеты практически на всех типах советских истребителей 1950-х — начала 1960-х гг.

В июле 1968 г. генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего — члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 г., успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.

Заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин

 

24 декабря 1971 г. VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избрает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества. Приказом Министра обороны СССР № 012 от 8 января 1972 г. он прикомандирован к ДОСААФ с оставлением на действительной военной службе. 16 декабря того же года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».

Маршал авиации А.И. Покрышкин

 

За годы работы Александра Ивановича во всесоюзном обществе сложилось много интересных форм патриотического воспитания советской молодежи, направленных в первую очередь на формирование высоких гражданских позиций подрастающего поколения, подготовки его к военной службе. Творческий подход к ведению оборонно-массовой работы среди молодежи привел к значительному увеличению числа обучающих призывников, повысил уровень их подготовки по 35 военно-учетным специальностям.

Однако в 1981 г. в связи с ухудшением здоровья маршал авиации А.И. Покрышкин был вынужден сложить с себя полномочия председателя ЦК ДОСААФ. 11 ноября 1981 г. приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.

Учетно-послужная карточка маршала авиации А.И. Покрышкина

 

Активно участвовал Александр Иванович и в общественно-политической жизни страны, являлся депутатом Верховного Совета СССР 2–10 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР 9-го созыва.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Творческое наследие прославленного аса представлено рядом трудов, в которых нашли отражение славный боевой путь советского маршала и его боевых товарищей, взгляды и размышления на применение истребительной авиации в войне. В золотой фонд отечественной военной литературы вошли книги А.И. Покрышкина: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (Москва, 1948), «Небо войны» (Москва, 1956–1975), выдержавшая пять изданий, «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976), «Познать себя в бою», изданная посмертно (а впоследствии и переизданная) в 1986 г. 

В 1999 г. свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.

Варианты атак немецких самолетов разных типов. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 1999

 

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Отечество свято чтит светлую память о нем. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.

Памятник маршалу авиации А.И. Покрышкину в г. Новосибирске. Скульптор — народный художник России М. Переяславец, архитектор – Ю. Бурика

 

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации


Министерство обороны РФ



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWHrD
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/cars/refrigerator/, лучшие цены тут.
https://youdo.com/auto/brand/opel/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer