Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Вехи истории

Гражданская авиация в годы ВОВ

21 апреля 2015 года / МГТУ ГА / Aviation EXplorer
 

"Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945". Экспозиция Музея Московского технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) к 70-летию Великой Победы.

Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 

«Воздушный транспорт из-за отсутствия большого числа транспортных самолетов в минувшую войну не играл в перевозках большой роли. Но были моменты, когда не было других возможностей совершать перевозки, как только самолетами, и воздушный транспорт играл тогда решающую роль. Так было со снабжением блокированного Ленинграда, партизанских отрядов и войск, действующих в тылу врага».


Маршал Г.К. Жуков
 

 

22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы СССР, навязав советскому народу самую тяжелую и кровопролитную войну.
 
С первого дня войны и до Победы, все 1418 дней и ночей, гражданские авиаторы в едином боевом строю Военно-Воздушных Сил Красной Армии сражались против агрессоров.
 
23 июня 1941 г. постановлением СНК СССР гражданский воздушный флот был передан в оперативное подчинение Наркомату Обороны СССР и все его служащие и рабочие были объявлены мобилизованными. Решено было сформировать авиационные группы ГВФ особого назначения. И уже 23 июня 1941 г. для выполнения специальных заданий командования Красной Армии была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН). Местом ее базирования определен аэродром Внуково, ставший крупной военной базой Подмосковья. К 27 июня были сформированы еще пять авиационных групп: Белорусская, Киевская, Прибалтийская, Северная и Юго-Западная, а также три отдельных авиационных отряда ГВФ по обслуживанию Северного, Балтийского и Черно-морского военно-морских флотов.
 
Выполняя боевые приказы, подразделения и отдельные экипажи ГВФ доставляли на фронт боеприпасы, вооружения, горюче-смазочные материалы, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, поддерживали связь между штабами, вели воздушную разведку, бомбили вражеские объекты. Они оказывали всестороннюю помощь партизанам, участвовали в воздушно-десантных операциях, летали в глубокий тыл противника.
 
Яркими страницами боевой летописи частей и подразделений ГВФ стали подвиги личного состава в битве под Москвой, при оказании помощи блокадному Ленинграду, в сражениях под Сталинградом, в Крыму, на Северном Кавказе, в Заполярье и на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, в решающих сражениях по разгрому войск агрессора в Германии и взятии Берлина.
 
Летные экипажи ГВФ выполняли боевые задания Красной Армии в боях за освобождение от гитлеровцев народов стран Восточной Европы – Польши, Чехословакии, Албании, Болгарии, Румынии и других. Особенно отличались аэрофлотовцы, оказывая помощь патриотам Югославии.
 
С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу. Они перевозили военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее. В небывало короткие сроки в сложнейших условиях вечной мерзлоты за один год (с июля 1941 г. по июль 1942 г.) была построена самая северная воздушная линия Красноярск-Уэлькаль для перегонки боевых самолетов из США в России на фронт по лендлизу.
 
Личный состав гражданской авиации Советского Союза внес достойный вклад в Победу над агрессорами.

Руководители отрасли в годы Великой Отечественной войны

Василий Сергеевич МОЛОКОВ

Начальник Главного управления ГВФ
1938 – 1942

Под его руководством Аэрофлот сформировал четкую организационную структуру.
Возросла его роль в транспортной системе страны.
По заданию Государственного Комитета Обороны СССР в 1942 году возглавлял строительство воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль для перегонки из США на советско-германский фронт боевых и транспортных самолетов.
В 1943- 1945 годах – командир авиационной дивизии.
Один из первых Героев Советского Союза (1934). Известный летчик. Генерал-майор авиации (1940). В 1937 – 1946 годах – депутат Верховного Совета СССР. Награжден тремя
орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

Федор Алексеевич АСТАХОВ

Начальник Главного управления ГВФ
1942 – 1947

В годы войны был командующим ВВС фронта (до 1942), начальником ГУ ГВФ, одновременно – заместителем командующего ВВС РККА (1942 – 1943), заместителем командующего авиацией действия (1943 – 1944). Маршал авиации (1944). После войны был начальником ГУ ГВФ.

Возглавил Аэрофлот в самый тяжелый период войны, он создал Управление фронтовой авиации для координации боевой работы фронтовых формирований ГВФ, изучения и обмена опытом. Авиагруппы особого назначения были переформированы в отдельные авиаполки, создано Управление инженерно-авиационной службы. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 
 

Гражданский Воздушный Флот в годы Великой Отечественной войны (в фотографиях военных лет)

Посадка десантников в самолет Ли-2 для переброски в тыл врага

Командир Карело-Финской авиагруппы ГВФ особого назначения Н.А. Опришко (справа) дает задание пилоту В.И. Дончуку

Начальник пилототдела Западной авиагруппы ГВФ особого назначения М.Ф. Синицин вручает партбилет пилоту Д.И. Олейникову

Дети партизан, доставленные летчиками ГВФ из вражеского тыла на Большую землю

Комиссар 13-й авиагруппы ГВФ особого назначения М.А. Итунин в перерыве между боями проводит политинформацию

Западная авиагруппа ГВФ особого назначения (слева направо): Командир авиагруппы И.В. Сулимов, адъютант В.А. Буянов, комиссар ГУГВФ П.А. Антонов, заместители командира авиагруппы В.А. Рязанов и И.А. Чибисов, начальник политотдела М.Ф. Синицин

Клятва гвардейцев (62-й гвардейский авиаполк ГВФ)

Подготовка к повторному вылету на бомбежку

Пилот А.И. Семенов делится боевым опытом с молодыми авиаторами

Погрузка горючего в самолет Ли-2

Экипаж героя Советского Союза П.Ф. Еромасова (в центре) перед вылетом на боевое задание

Ремонт самолета У-2

Разбор боевых действий во 2-м Севастопольском авиаполку 10-й гвардейской дивизии ГВФ

Эвакуация раненых

Пилот 105-го гвардейского авиаполка ГВФ А.П. Мамкин, спасший ценой своей жизни воспитанников детдома. 1944 г.

 

Командир Ровенского авиазвена Б.П. Бугаев, Министр гражданской авиации СССР (1970-1987). Главный маршал авиации (1977 г.)

Слева направо:
Герой Советского Союза Д.С. Езерский, Командир полка А.И. Семенков, Г.А. Таран, Герой Советского Союза П.Н. Якимов

Командир 19-го отдельного авиаполка ГВФ А.И. Семенков, доставивший из Карлхорста в Москву на самолете Ли-2 в ночь на 9 мая 1945 г. акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Герой Российской Федерации (1998 г.)

Герой Советского Союза Д.С. Езерский

Герой Советского Союза Г.А. Таран

Авиагородок Внуково. Открытие памятника авиаторам, погибшим во время Великой Отечественной войны. 1980 г.

 

Боевая работа авиачастей Гражданского Воздушного Флота

Из Отчета о боевой работе частей фронтовой авиации ГВФ за время Отечественной войны (22 июня 1941-9 мая 1945 гг.).
Рассекречено, акт № 1-1964 г., Центральный архив Министерства гражданской авиации, фонд № 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ФРОНТОВЫХ ЧАСТЕЙ

Авиационные части Гражданского воздушного флота с первых дней Отечественной войны были привлечены к активной боевой работе по обслуживанию наземных войск фронтов и Воздушных армий.

23 июня 1941 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР утвердил «Положение о работе ГВФ в военное время». Этот документ и положил начало формированию фронтовых частей и соединений ГВФ.

Всем территориальным управлениям ГВФ был отдан приказ о выделении лучших экипажей и самолетов для укомплектования новых формирований и для участия в боевых операциях Красной Армии на важнейших участках фронта.

Уже к 25 июня 1941 г. были сформированы следующие подразделения ГВФ:

  1. Киевская авиагруппа ГВФ в г. Киеве.
  2. Белорусская авиагруппа ГВФ в г. Смоленске.
  3. Прибалтийская авиагруппа ГВФ в г. Великие Луки.
  4. Юго-Западная авиагруппа ГВФ в г. Одессе.
  5. Северная авиагруппа ГВФ в г. Ленинграде.
Одновременно были сформированы отряды для обслуживания Военно-морского флота:
  1. Северный отряд ГВФ при СВМФ в г. Архангельске.
  2. Балтийский отряд ГВФ при ВКВМФ в г. Ленинграде.
  3. Черноморский отряд ГВФ при ЧВМФ в г. Симферополе.

В Москве сформирована Московская авиагруппа ГВФ особого назначения для обслуживания непосредственно НКО и НКВМФ.

По мере развертывания боевых операций на фронтах и увеличения объема боевой работы авиагруппы ГВФ пополнились личным составом и самолетами из тыловых управлений и авиашкол ГВФ.
 
В дальнейшем исходя из условий на фронтах и на основе полученного боевого опыта авиагруппы и отдельные отряды ГВФ были переформированы в отдельные авиаполки и авиадивизии ГВФ.
 
За успешную боевую работу, за стойкость, дисциплину и героизм личного состава ряд фронтовых авиачастей и соединений ГВФ преобразованы в Гвардейские, награждены орденами и имеют присвоенные им почетные наименования.
 

Боевая работа авиачастей Гражданского Воздушного Флота

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Обеспечивая боевые действия наземных войск и боевой авиации Красной Армии в важнейших операциях на фронтах Отечественной войны, фронтовые авиачасти ГВФ выполняли следующие основные задачи:

  1. Воздушная транспортировка боеприпасов, вооружения и ГСМ для наземных войск и боевой авиации.
  2. Осуществление воздушной связи штабов фронтов и Воздушных армий с наземными частями и частями боевой авиации.
  3. Эвакуация раненых из прифронтовой зоны в тыл фронта и доставка в передовые госпитали медикаментов и консервированной крови.
  4. Обеспечение боевой работы партизан, доставка им боеприпасов, медикаментов, продовольствия и вывозка из тыла противника раненых партизан и детей.
  5. Ночная воздушная разведка и ночная бомбардировка боевых порядков и опорных пунктов противника на поле боя и в ближайшем тылу.
  6. Полеты в тыл противника для разбрасывания листовок и по специальным заданиям разведчиков.
  7. Осуществление крупных воздушно-десантных операций.
  8. Изыскание и обследование передовых аэродромов и пере-базирование личного состава и технического имущества боевой авиации на эти аэродромы вслед за наступающими наземными войсками.
  9. Разведка и обследование железно-дорожных участков и автодорог для организации путей подвоза в войсковом и армейском тылу.

Подводя итоги боевой работы фронтовых частей ГВФ за время Отечественной войны можно сделать вывод, что ни одна операция наземных войск и боевой авиации не проходила без самого активного и непосредственного участия летчиков ГВФ.

Боевая работа фронтовых частей ГВФ высоко оценивалась Командованием фронтов и Воздушных армий и неоднократно отмечалась приказами Верховного Главнокомандующего товарища СТАЛИНА.

 

 

Экспозиция Музея МГТУ ГА, посвященная 70-летию Великой Победы

Панорама экспозиции у входа в Музей МГТУ ГА

Тематические мобильные стенды, посвящённые 70-летию Великой Победы:

  • «Начало войны. 1941 год. Битва за Москву»;
  • «Битва за Москву (репродукция картин художника, участника войны Е.А. Кузнецова»;
  • Руководители Гражданского Воздушного Флота – Аэрофлота в годы Великой Отечественной войны. ГВФ в фотографиях военных лет»;
  • Боевая работа авиачастей Гражданского Воздушного Флота за время Великой Отечественной войны (из Отчёта о боевой работе фронтовой авиации ГВФ за время Отечественной войны, 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года;
  • «НАШИ ВЕТЕРАНЫ: участники войны и труженики тыла – работники МИИГА – МГТУ ГА».

Стенды, посвящённые 70-летию Великой Победы

Галерея портретов «Маршалы Победы» - 14 Маршалов Советского Союза

Выставка редких изданий и видеофильмов, посвященных Великой Отечественной войне

  • «ВЕНОК СЛАВЫ. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне» в 12-ти томах. Изд. 1983-1986 гг.;
  • «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в 5-ти томах с приложением к каждому тому видеодиска. Изд. 2011-2013 гг.;
  • Коллекция лучших фильмов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Вехи Победы. Падение Берлина», 10 кассет VHS.

Выставка редких изданий

Коллекция лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Выставка трудов ученых МИИГА – МГТУ ГА – ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Музей МГТУ ГА в 2014-2015 гг. принял участие в городском смотре-конкурсе музеев учебных заведений, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

В течение всего 2014 года ветераны Северного административного округа г. Москвы изучали музеи школ, ВУЗов и предприятий, экспозиции которых посвящены Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Среди ВУЗов САО победителем стал Музей истории полиграфии и книгопечатания МГПУ им. Ивана Фёдорова, а Музей МГТУ ГА занял второе место и был награжден соответствующим дипломом.

Работники Университета, принимавшие активное участие в работе Музея МГТУ ГА и оформлении материалов к смотру-конкурсу, награждены Почетными грамотами.

Группа работников МГТУ ГА: Ермаков А.Л., Жулева Л.Д., Сокольникова В.А. и Лебедева В.А (в левой части фото) в Совете ветеранов САО при подведении итогов смотра-конкурса

 

Диплом победителя окружного этапа городского смотра-конкурса музеев ВУЗов Северного административного округа г. Москвы, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Музей МГТУ ГА занял II место.

 
 
Директор Музея МГТУ ГА - Лебедева В.А.

 


МГТУ ГА

комментарии (2):

1953      22/04/2015 [11:03:33]#1
Давным давно у нас в службе движения, в планировании, работал диспетчер по фамилии Уваров, очень жаль что не помню уже имя и отчество, так вот он всю войну пролетал на ПО-2 и рассказывал разные истории о тех событих. Вот один из тех, когда сам генерал Панфилов, за день до гибели лично угостил его стаканом водки. Возвращался он на своем По-2 с задания по доставке разных грузов в партизанские отряды и на подлете к Москве к ниму пристали два Ме-109. Скорости конечно разные и его это выручило от двух заходов Ме-109. Он даже пытался стрельнуть им в зад, но пулеметная очередь выглядела как струйка из пиписьки. Тогда эти Ме-109 решили зайти на него с разных сторон. Он понял и решил посадить свой По-2 прямо перед собой. Сел, выпрыгнул и скорее бежать, а немцы так стрельнули, что у По-2 крылья отвалились. Все это происходило рядом со штабом Панфилова и он лично все это видел. После этого он пригласил к себе летчика и угостил водочкой со словами "ну и насмешил ты всех нас."

Иосиф Козий      27/04/2015 [14:08:02]#2
Большое спасибо МГТУ ГА за опубликованный материал. Вот почему сегодня очень важно
иметь самолёты отечественного производства и родной ( а не зарубежный)авиационный персонал. И ещё, все Министры, руководители ГА были военными лётчиками, кроме двоих ( Панькин и Нерадько) и понимали все аспекты ГА. Скажите, кто сегодня способен возглавить авиац . дивизию ГА. Кто понимает толк в обеспечении топливом, ремонтом самолётов, подготовкой лётчиков.
Содержании аэродрома, Управлении полётами.( ведении радиосвзи), Метео и медицинском обеспечении. питании экипажей. и т. п. Все многократные предложения компитентных и уважаемых лиц о создании Министерства ГА уходят мимо...
Прошу извинить . накипело.









Материалы рубрики

Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин



Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью
Журнал "Крылья Родины"
Неизвестные проекты: Як-42 как "грузовик"
Евгений Матвеев
Вертолет-амфибия - "единственный и неповторимый"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Ремонт двигателя BMW: подробности тут >>
Тут помощь на дороге замена колеса по данной ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer