Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Авианосец - символ военно-морской мощи (часть 2)

6 апреля 2015 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В первой части повествования мы рассказали о развитии авианосного флота в начале 20 века и о том, как этот фактор учитывался в будущем глобальном переделе мира. Во второй части поговорим о ключевой роли авианосцев на тихоокеанском театре боевых действий Второй мировой войны.

Начало: Часть 1

Империя наносит первый удар

Ускоренный рост военного потенциала США заставил Токио поторопиться. Там боялись, что более мощная американская экономика в обозримой перспективе построит множество современных боевых кораблей. Вместе с тем, нарушится и столь трудно добытый за тридцатые годы паритет между американскими и японскими военно-морскими силами по авианосцам и линкорам.

В результате удара с моря утром 7 декабря 1941 года по главной базе ВМС США на Тихом Океане Перл-Харбор число убитых и раненых составило три тысячи шестьсот человек. По телефону Рузвельт сказал Черчиллю: «Они атаковали нас в Перл-Харбор. Теперь мы все находимся в одной лодке». В мемуарах британский премьер записал: «Это упрощает положение… нас не стереть в порошок теперь, когда США оказались втянутыми в мировую войну. Судьба Гитлера предрешена и Муссолини тоже. Что же касается Японии, то ее сотрут в порошок... Ход последующих событий сведется к вопросу о правильном применении превосходящей силы».

A6M2 «Зеро» на палубе авианосца «Сёкаку» готовятся к нападению на Перл-Харбор

Какой такой удар нанесла Япония за тысячи миль от своих берегов, что мировая история изменила свой ход? Его выполнили пятьсот морских летчиков с шести авианосцев оперативного соединения адмирала Nagumo Chūichi. Первая волна состояла из 144 бомбардировщиков и торпедоносцев под прикрытием 45 истребителей, вторая – из 135 ударных и 36 эскортных машин соответственно.

Воздушный налет длился менее часа. Из восьми расположенных в базе американских линейных кораблей четыре затонули, а пятый сел на мель. На аэродромах уничтожено 188 самолетов и еще несколько десятков повреждено. Убито и смертельно ранено 2280 американских военнослужащих. Столь огромный урон нанесен ценой всего-навсего 29 самолетов, не вернувшихся на авианосцы.

Интересный факт: ударное соединение адмирала Nagumo вышло 26 ноября из бухты Хитокаппу на острове Эторофу. Сегодня эта бухта зовется заливом Касатки, а остров носит название Итуруп. Он принадлежит, как и вся Курильская гряда, Российской Федерации. Получается, что «атака века», втянувшая Соединенные Штаты во Вторую Мировую Войну и повернувшая ход истории, проводилась с нашей теперешней (а правильнее сказать – исконно российской) территории.

«Безудержное развитие военно-морских сил может вести только к банкротству или взрыву… Флот – дорогая и опасная игрушка, - отмечал адмирал Yonai Mitsumasa. - Большое число боевых кораблей и самолетов придает стране-обладателю чувства, которые могут легко привести ее к большим приключениям». Такие слова морской министр сказал за пару лет до трагедии Перл-Харбор. Применительно к японским военно-морским силам они оказались пророческими.

Интересно заметить, что Yonai владел русским языком и считался специалистом по Советскому Союзу. Это предопределило его карьерный рост в тридцатые годы (служил морским министром, затем премьер-министром) и отставку в 1941-м, когда верховное главнокомандование повернулось к югу – передом, а к северу…

«Авианосцы в бою»

Под таким названием опубликовал книгу воспоминаний Фредерик Шерман, участник многих сражений на Тихом Океане. Он командовал авианосцами Lexington, Enterprise, затем – оперативной авианосной группы. После победы – командующий 5-м (Тихоокеанским) флотом ВМС США. Шерман описал характер противостояния с островными милитаристами следующим образом.

«Война на Тихом океане была совершенно не похожа на военные действия в Европе. Вооруженным силам приходилось преодолевать колоссальные расстояния, и отвоевывать необъятные пространства. Разнообразие и многочисленность островов на этом ТВД обусловила особенности развернувшихся там боевых действий. Война на Тихом Океане в основном была морской, с широким использованием летательных аппаратов. ВМС США проводили масштабные амфибийные операции с применением палубной авиации. Наступление вели авианосные соединения, захватывая один остров за другим, с последующим созданием на них авиабаз и пунктов для последующих операций. Так продолжалось до тех пор, пока война, наконец, не докатилась до самой Японии и под удар не попала ее столица Токио».

Про авианосцы и палубную авиацию: «До нападения на Перл-Харбор немногие офицеры видели в авиации ту мощную разрушительную силу, каковую она продемонстрировала в ходе войны. Поначалу адмиралы сомневались, что самолеты способны нанести серьезные повреждения артиллерийским кораблям с мощным зенитным огнем. Военачальники называли морские аэропланы «глазами флота», но совершенно не представляли себе, что палубной авиации суждено стать главной силой в войне на море. Они даже и подумать не могли о том, что в ходе боевых действий… ни один корабль (кроме подводной лодки) не рискнет крейсировать днем в районе боевых действий без воздушного прикрытия. Наступала новая эра войны на море».

Потери от вероломного удара по главной базе Тихоокеанского флота оказались большими. Но, как ни странно, они не повлияли на характер развернувшихся боевых действий. «Флотские военачальники тогда еще плохо себе представляли, что господство в море зависит не от устаревших линейных кораблей, а от палубной авиации», - поясняет Шерман. Благодаря «счастливой случайности» во время авианалета авианосцы Lexington и Enterprise находились в 300 и 200 миль от базы, соответственно. Они уцелели и вскоре составили главную силу американцев в борьбе с японской агрессией.

Между тем, в конце 1941 – начале 1942 годов имело место неравенство в авианосных силах: десять японских авианосцев против семи у США, причем, только три из них находились на Тихом Океане. «Это явилось главным фактором, заставлявшим нас в начале войны вести лишь оборонительные операции», - поясняет Шерман.

Поначалу американцам приходилось тяжело, они учились на собственных ошибках. Благодаря радиолокационным установкам на базах и кораблях флота, они заблаговременно получали данные о подходе японских самолетов, их численности и направлении полета. Однако, получая такого рода данные, военачальники не всегда быстро разбирались в обстановке, медлили с принятием решений. В результате ценная информация от средств радиолокационного обнаружения, размещенных на островах и кораблях охранения, не использовалась должным образом для лучшей организации защиты и нанесения контрудара.

Нападение на Перл-Харбор случилось без объявления войны, и здесь тяжелые потери можно списать на коварность противника. На Филиппинах дело пошло еще хуже. Основные авиабазы США здесь оказались разгромлены в ходе полуторачасового налета японской авиации. Его выполнили 8 декабря бомбардировочные группы морской авиации с береговых авиабаз на Тайване, поддержанные палубными истребителями и торпедоносцами с легкого авианосца «Рюдзе».

Первый же удар японской авиации ополовинил американскую авиагруппу, основу которой составляли 35 четырехмоторных бомбардировщиков B-17 (американский аналог ТБ-3, выполненный на более высоком технологическом уровне). Вместе с ними была уничтожена сотня истребителей прикрытия P-40, и до полусотни поисковых и разведывательных и самолетов. Американская авиационная группировка не то чтобы попыталась нанести удар, но даже не смогла защитить сама себя.

Ошеломленные силой авианалетов, защитники Филиппин не смогли организовать отпор врагу, когда началась высадка десанта, прикрываемого палубными истребителями с «Рюдзе». Противник, имевший почти полное превосходство в воздухе, непрерывно производил атаки против наших аэродромов», - сообщали уцелевшие американцы. С тех пор они стали уделять повышенное внимание слаженности работы ПВО и техническому совершенству истребителей-перехватчиков.

Среди первоочередных мер, предпринятых после разгрома на Гавайских островах и Филиппинах, была - срочная замена еще толком не проверенных в военных условиях истребителей F-2A Buffalo. Вместо них авиагруппы переводились на F-4F Wildcat, незначительно превосходящие Buffalo по отдельным параметрам.

Видимо, на ответственных военачальников сильно давил тот факт, что противовоздушная оборона остовов провалилась, и они стремились сделать все возможное для защиты оставшихся в строю боевых кораблей от атак с воздуха. «Одни только зенитные средства не способны остановить воздушную атаку противника. Лучшее прикрытие кораблей могут обеспечить лишь истребители», - пишет Шерман.

Дуэли авианосцев

Первая в истории «дуэль авианосцев» состоялась 7 мая 1942 года. Оно вошло в книги по военному искусству как сражение в Коралловом море. С американской стороны в нем участвовали Yorktown и Lexington, с японской – «Сехо», «Дзуйкаку» и «Секаку». Силы были примерно равны,  исход боя решали мастерство и везение. Один американский авианосец был поврежден, второй – потоплен. Противник понес меньшие потери в кораблях - «Сехо» и большие в летчиках.

Стремясь усилить тихоокеанскую группировку, командование ВМС США перевело авианосец Hornet с западного побережья США на восточное. На его летную палубу кранами поставили армейские бомбардировщики. С помощью B-25 (близкий по размерам и характеристикам к ДБ-3Ф) американцы спешили нанести демонстративный удар возмездия по столице Японии. В сопровождении Enterprise, новейший авианосец направился в расчетную точку - 400 миль от японского побережья, откуда самолеты должны были отправиться в рейд на Токио. Однако по пути американские корабли встретили несколько японских рыболовных судов. Они были немедленно потоплены, но остались опасения, что «рыбаки» успели послать в эфир сигнал опасности при помощи радиопередатчиков.

Экипажам бомбардировщиков пришлось стартовать на значительно большем удалении от цели. Налет причинил незначительный материальный ущерб противнику. Система ПВО Японии провалилась полностью, не уничтожив ни одного вражеского бомбардировщика. Все шестнадцать B-25 разбились при вынужденных посадках по выработке топлива, включая один, дотянувший до территории СССР. Одиннадцать американских летчиков погибли.

Поначалу японцы посчитали, что сравнительно тяжелые B-25 прилетели не с авианосца, а с Мидуэй. Опасаясь последующих налетов, императорский флот ускорил проведение операции по захвату острова. Противник заранее «просчитал» такой ход событий и приготовился к битве. Лишенная элемента внезапности, атака провалилась, а операция завершилась разгром японского авианосного соединения.

Вторжение на Алеутские острова и Мидуэй в июне 1942 года прикрывалось семью авианосцами. Против них американцы смогли выставить три. «Рюдзе» и «Дзунье» не встретили достойного противника в северных водах – там противник был слаб, и бороться приходилось главным образом с тяжелыми погодными условиями. На северном направлении действия авианосцев свелись к атакам береговых целей. Получил повреждение и совершил вынужденную посадку палубный истребитель Zero. Он попал в руки американцев, и был подробно ими изучен. Характеристики японской машины стали известны американским летчикам, и они разработали новые тактические приемы воздушного боя с учетом сильных и слабых сторон противника.

Захваченный американцами A6M2 Zero с нанесёнными американскими опознавательными знаками 

В состав основной ударной группы, действующей на южном направлении, вошли «Хошо», «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю». Японскому соединению к Мидуэю скрытно подойти не удалось. Третьего июня оно подверглось налету четырехмоторных бомбардировщиков B-17 аэродромного базирования и летающих лодок Catalina. На рассвете авианосцы обменялись авиаударами. В бесплодных утренних атаках американцы потеряли три эскадрильи палубных торпедоносцев (только два самолета вернулись на авианосцы), и некоторое число бомбардировщиков с аэродрома на Мидуэй.

Успех пришел в 10:24, когда вышли на цель и устремились в атаку две эскадрильи пикировщиков. Бомбы попали в «Кага», «Акаги» и «Сорю», американцы потеряли еще 14 самолетов. Горящий японский авианосец обнаружила и атаковала ПЛ Nautilus. Неповрежденный «Хирю» (его утопили в очередном налете через несколько часов) ответил ударом по Yorktown. В полдень американский корабль атаковали пикировщики, а через два с половиной часа – торпедоносцы. Покинутый экипажем, поврежденный авианосец затонул после атаки подводной лодки J-168.

По состоянию на утро пятого июня 1942 года американцы лишились 132 самолетов и 307 человек личного состава, противник – 2500 военнослужащих. «У острова Мидуэй японцы потеряли свое превосходство в авианосцах вместе с сотнями незаменимых высококвалифицированных летчиков. Они утратили господство на Тихом Океане, что в конечном итоге привело их к военному поражению», - пишет Шерман. К тому времени общие потери императорского флота составили: два тяжелых, два средних и один легкий авианосец, американского – два тяжелых авианосца и авиатранспорт. Saratoga был торпедирован подлодкой и требовал ремонта.

Третье сражение авианосцев развернулось 19 августа 1942 года. «Секаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзе» действовали против Enterprise и отремонтированного Saratoga. Американское соединение включало еще и Wasp, но в «нужный момент» он оказался слишком далеко к югу и не смог принять участие в битве. Обмен ударами привел к гибели «Рюдзе» и серьезным повреждениям Enterprise, японцы снова потеряли больше самолетов, чем американцы - 90 штук.

Конец августа ознаменовался «балансом сил на низком уровне». У американцев в строю оставались Enterprise, Hornet, Wasp и Saratoga, а Ranger действовал в составе английского флота в Атлантике. У японцев сохранились два тяжелых («Секаку», «Дзуйкаку») и три легких авианосца. Приблизительное равенство сил на море пошатнулось 31 августа, когда авианосец Saratoga вновь попал под торпеды подводников и снова встал на ремонт. Перевес в японскую сторону возник 15 сентября 1942 года - от торпед, выпущенных субмариной I-19, погиб Wasp.

«Секаку», «Дзуйкаку», «Дзуйхо» и «Дзунье» сразились с Enterprise и Hornet в битве 11 октября 1942 года. Hornet погиб, но часть его авиагруппы сохранилась, перелетев на поврежденный Enterprise. Противник потерял сто самолетов. Три японских авианосца получили повреждения и требовали ремонта. Вместе с тем, «Дзунье» сохранил боеспособность, и, в теории, мог добить Enterprise. Но адмиралы осторожничали. «После потопления «Рюдзе», Wasp и Hornet, обе стороны неохотно вводили в бой оставшиеся авианосцы; активные действия в основном велись самолетами аэродромного базирования», - отмечает Шерман.

Тяжелый авианосец Hornet

Проведя ряд морских сражений, как с участием авианосцев, так и без них, в декабре 1942 года японцы приняли решение эвакуировать войска, высаженные ранее на Гуадалканал и сражавшиеся там с американской морской пехотой. Это считается переломным моментом войны на Тихом Океане.

Война на истощение

Борьба за Соломоновы острова фактически переросла в войну на истощение. Стремясь побыстрее восстановить морскую мощь, Япония и США усиленно строили новые авианосцы. Здесь больше преуспели американцы. До конца войны они успели ввести в строй 17 тяжелых авианосцев типа Essex (103 самолета на каждом) и 9 легких типа Independence (36). Начиная с июня 1943 года, когда головной Essex прибыл в Перл-Харбор, США вводили в строй по одному новому авианосцу ежемесячно. «Развитая промышленность дала нам несомненное преимущество в этой гонке», - подчеркнул Шерман.

Во второй половине 1943 года США возобновили операции с использованием авианосцев в районе Соломоновых островов. Авиагруппы укомплектовали новейшими торпедоносцами Avenger и модернизированными пикировщиками SBD Dauntless, а устаревшие истребители Wildcat сменили более современные Hellcat и Corsair. Они были созданы после того, как американцы заполучили образец Zero, и предназначались для борьбы с ним. «Как бы ни были хороши самолеты, от авианосца мало пользы, если нет обученных летчиков», - утверждал Шерман.

ВМС США готовили летчиков из расчета по две полностью подготовленные группы на авианосец. Американские авиаторы направлялись в район боевых действий после 18 месяцев боевой подготовки или имея налет 500 летных часов. После огромных потерь в 1942-м, основная масса японских летчиков имела менее ста часов летной практики. «Слабым местом противника была катастрофическая нехватка обученных летчиков палубных самолетов».

Между тем, разворачивалась подводная война, направленная на срыв поставок в Японию жизненно важных ресурсов. В 1942 году американские субмарины потопили пятнадцать судов, а в 1944-м – около пятисот общим водоизмещением 2,4 млн. тонн. Пуская на дно танкеры, подводники лишали Японию нефти, и недостаток топлива сильно мешал готовить новые кадры морских летчиков. К лету 1944 года императорский флот обладал тремя тяжелыми и пятью легкими авианосцами, а также семью авианосными судами, перестроенными из торговых. Но их авиагруппы были недоукомплектованными.

«Авианосец стал доминирующим фактором нашего господства на море, - пишет Шерман. - Под прикрытием палубных самолетов, мы имели возможность выбирать себе пункты атаки в любых местах Тихого Океана. Благодаря увеличивающемуся количеству авианосных групп, мы неуклонно расширяли зону ведения боевых действий. Поступление дополнительных авианосцев позволило нам достичь господства на океанских просторах. Инициатива полностью перешла к США, а Японии оставались лишь гадать, где ей будет нанесен очередной удар».

Словом, все шло так, как и предполагал Nakamura за несколько лет до начала войны…

Заключение

Приведенные выше рассуждения Nakamura и Шермана на тему войны на море в целом сохраняют актуальность и сегодня. «Кто контролирует океанские торговые пути, тот владеет миром»… Опираясь на опыт, приобретенный во Второй мировой войне, ВМС США контролируют их при помощи десяти авианосных соединений (в восьмидесятые годы их число было 13-14).

ТАВК «Адмирал Кузнецов»

У России авианосец всего один - «Адмирал Кузнецов», он находится на службе почти четверть века. ТАВКР проекта 1143.5 входит в состав сил Северного Флота, а на Тихом Океане авианосцев у нас нет. По водоизмещению «Кузнецов» в полтора раза меньше американского атомохода типа Nimitz, и значительно уступает ему по числу летательных аппаратов в авиагруппе.

Строительство могучего океанского флота без авианосцев оставляет крейсера, эсминцы и фрегаты в море без защиты палубной авиации. В случае войны с сильным противником наши надводные корабли будут постоянно испытывать угрозу потопления авиационными средствами. Как показал опыт локальных войн, без помощи истребителей-перехватчиков зенитно-ракетные комплексы не могут обеспечить надежную защиту войск, военных и гражданских объектов (отдельные выводы по войне 1982 года за Фолклендские острова опубликованы в статье "F-35B - главное оружие HMS Queen Elizabeth".

Авианосец продолжает оставаться символом военно-морской мощи. О том, что Россия может строить такие корабли, мы рассказывали в ряде предыдущих публикаций (в частности, в статье "Севмашу 75"). Остается надеяться, что строительство кораблей этого типа у нас в стране не прекратится окончательно, и что надводная и подводная компоненты ВМФ России будут развиваться сбалансированно.


Владимир Карнозов


комментарии (8):

0стровитянин      06/04/2015 [12:18:45]#1
Мда - как я и опасался.
1. С КАКИМ "сильным противником" возможен конфликт РФ в котором будут необходимы авианосные УДАРНЫЕ соединения?
2. При отсутствии таких задач и в частности - невозможности РФ выполнять
функции "всепланетного жандарма" - содержание ЧРЕЗВЫЧАЙНО дорогих авианосных соединений обойдется бессмысленно дорого.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      06/04/2015 [14:51:41]#2
Действительно, сегодня авианосцы это средство давления на отсталые страны. В случае же столкновения равных противников, они крайне уязвимы. И, поскольку у России нет планов "распространять демократию" на страны третьего мира, возможный противникдля нее столь глобален, что авианосцы действительно совершенно бесполезны. А вот парочка Мистралей непомешала бы :)

Михаил_К      07/04/2015 [14:48:07]#3
Огромный исторический экскурс на две части и банальный абзац в конце по основной теме. Уважаемый г-н Карнозов, Вы детально изучали использование авианосцев в ходе боевых действий в постсоветское время? Хочу Вас огорчить, их вес в операциях с нанесением ударов по другим государствам не превышала 10%! Основной удар наносили корабли УРО и авиация наземного базирования. Можно конечно говорить про защиту кораблей от авиации противника, но реально таких боевых действий не было. А в случае с Ливией, ВМФ США действовал вообще без авианосцев!
Для РФ эта тема требует взвешенного решения. Наша страна не имеет колоний на других материках и не занимается продвижением демократии во всём мире! Для обороны побережья АУГ особого смысла не имеет. В теории, АУГ может позволить вывести УАПЛ с баз в открытый океан в угрожаемый период, но сама постановка вопроса вызывает сомнения в наличии необходимого по времени угрожаемого периода (а УАПЛ могут выпустить МБР прямо с баз).
В общем, тема применительно к РФ не раскрыта.

Печенег      07/04/2015 [18:54:10]#4
У США нет ВМФ.

0стровитянин      07/04/2015 [19:22:03]#5
Кстати вот даже не парочка, а четыре Мистраля - очень бы даже не помешали.
Ибо выполнять ЛОКАЛЬНЫЕ полицейские функции - они-то как раз и в состоянии. И потом - совершенно другие подходы, технологии, принципы.

А Авианосцу нужно слишком много всего для обеспечения его деятельности.
Проще всплыть на АПЛ, ударить КР по объектам наземного базирования и уйти.
В регионах типа Арабия-Африка - да кто там успеет что-то предпринять?
И чем?

АУГ нужна для таких целей как несостоявшийся конфликт Малайзии и Сингапура в конце 90-х. Малайзия очень не любит Сингапур. И уже почти вот вот оно - началось! А тут АУГ подошла. И погрозила пальчиком. И очередная война - не состоялась.

fiting      13/04/2015 [09:56:50]#6
(американский аналог ТБ-3, выполненный на более высоком технологическом уровне)

ТБ-3 и B-17 роднит только то, что они оба называются самолетами.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/04/2015 [15:44:24]#7
Самолет ТБ-3 и B-17 «роднит» не только то, что «они называются самолетами». Они весьма близки по весовым параметрам. У первого в варианте с моторами М-34РН пустой вес составлял 12585 кг, второго (B-17C) – 13880 кг. Максимальный взлетный – 21 и 22, 5 тонн, соответственно. Бомбовая нагрузка: 4 и 4, 7 тонны.

В тридцатые годы СССР стал первым в мире государством, создавшим крупные соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков цельнометаллической конструкции. Ни у США, ни у Великобритании, ни у какого-то иного государства таковых не было. Но они, безусловно, следили за развитием советской авиации, и делали выводы. И вот, в конце тридцатых – начале Великобритания и США заказывают собственной промышленности четырехмоторные бомбардировщики, которые по размерности – веса, габариты, численность экипажа – «почему-то» оказались весьма близки к ТБ-3. При этом, естественно, эти самолеты были выполнены на более высоком технологическом уровне. Преимущества, которые давали более высокие технологии, что стали доступными к тому времени (почти десятилетие спустя), были использованы английскими и американскими конструкторами, прежде всего, для увеличения скорости, дальности и высоты полета. По нашему мнению, выпущенный большим тиражом в тридцатые годы ТБ-3 оказал огромное влияние на последующее развитие бомбардировочной авиации США и Великобритании. Внимательно изучив его сильные и слабые стороны, США создали такие выдающиеся самолеты, как B-17 и B-24. А Великобритания – Lancaster, Halifax и Stirling. Все эти машины имели довольно близкие массово-габаритные параметры, что «роднит» их с ТБ-3.

Михаил_К      14/04/2015 [12:39:54]#8
fiting 13/04/2015 [09:56:50] #6
(американский аналог ТБ-3, выполненный на более высоком технологическом уровне)

ТБ-3 и B-17 роднит только то, что они оба называются самолетами.
======
Это родоначальник и более совершенный потомок. Если хотите сравнивать сопоставимое, то сравнивайте В-17 и Пе-8, они примерно в одно время появились. ТБ-3 самолёт конца 20-х годов, первый вылет в 1930 году, но он был задержан не менее чем на год из-за слабости производственной базы. В-17 и Пе-8 самолёты следующего поколения.









Материалы рубрики

Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове
Илья Вайсберг
Строитель авиапрома
Роберт Сулейманов
Сергею Скуратову 70 лет
Михаил Вахнеев
90 лет МАИ
Виктор Горлов
Олег Смирнов - пилот, командир, общественный деятель
AVIA.RU
Центр стратегических разработок в гражданской авиации отмечает 10-летие
AVIA.RU
Ветерану вооруженных сил и гражданской авиации Анатолию Стромову исполнилось 100 лет!
Александр Книвель
О Генеральном конструкторе замолвите слово



AVIA.RU
Поздравляем Николая Гедеоновича Донианца со 100-летием
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 2)
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 1)
Марк Либерзон
Эпоха Г.Е. Лозино-Лозинского
Владимир Карнозов
Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом
Госкорпорация "Ростех"
80 лет как один "МиГ"
Михаил Терещенко, Виктор Горлов
Пилот и строитель в гражданской авиации
В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
По ссылке https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, лучшие цены.
По ссылке http://courier.youdo.com/products-delivery/crr/kruglosutochnaya-dostavka-produktov/, подробное описание здесь.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/courier-services/express/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer