Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Рыбинским моторам - 100 лет

24 октября 2016 года / Р.Гусаров, Ю.Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


20 октября 2016 года, расположенному в г. Рыбинск Ярославской области, одному из крупнейших предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации ПАО «НПО «Сатурн» исполнилось 100 лет. Зародившись в дореволюционной России как автомобильный, уже через несколько лет завод приступил к производству авиационных моторов. Сегодня НПО «Сатурн» это компания полного цикла, специализирующаяся на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, а также силовых установок морского назначения.

История завода началась в разгар Первой мировой войны с Высочайшего утверждения императором Николаем II положения Совета министров о выдаче крупного заказа для военного ведомства пяти русским автомобильным заводам, в числе которых было и АО «Русский Рено». Завод в Рыбинске был построен с нуля в кратчайшие сроки. Основная производственная площадка акционерного общества располагалась в Санкт-Петербурге (ныне завод имени Климова). Уже в 1917 году там стали собирать авиационные двигатели «Рено» для самолетов «Илья Муромец». Тогда же Управление военно-воздушного флота предлагало разместить в Рыбинске заказ на производство нескольких сотен авиационных моторов. Но этим планам помешали революционные события 17-го года.


Строительство первых корпусов завода АО «Русский Рено» в Рыбинске, 1916 г.

Летом 1918 года завод был национализирован, и стал выполнять работы по восстановлению автомашин для обеспечения Красной армии. Но уже 10 мая 1924 года вышло правительственное постановление о передаче завода в систему предприятий авиационной промышленности, где он и получил свое историческое обозначение: «завод №26». Так началась история рыбинского авиамоторостроения. В конце 1926 года было решено наладить в СССР производство двигателя BMW-VI, ставшего прототипом советского двигателя М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. За 10 последующих лет на заводе было произведено около 8 тысяч М-17, что позволило советскому правительству отказаться от закупки двигателей за границей.


Занятия по изучению мотора М-17 на курсах мастеров завода

В 1930 году в Рыбинске началось опытное производство двигателя М-34, благодаря которому Валерий Чкалов совершил первый 56-часовой беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 по маршруту Москва-Заполярье-Дальний Восток. В 1935 году конструкторское бюро завода возглавил Владимир Яковлевич Климов, под руководством которого было создано семейство «сотых» двигателей М-100, М-103, М-105, за что завод был награжден высшей наградой советского государства – орденом Ленина. Однако все эти успехи не помогли работникам завода избежать кровавого 37-го года. Завод тогда потерял много ведущих специалистов, в числе которых и директор завода Г.Н. Королев, который был снят с должности и расстрелян. Увы, официальная хроника старалась не упоминать о тех событиях. Архивные документы содержат немало информации о том, насколько тяжелая тогда была атмосфера на предприятии. Так, например, в процессе воссоздания полной истории предприятия к 100-летнему юбилею, работники завода в архивах неожиданно обнаружили имена ещё 3-х «утерянных» директоров завода.


В.Я.Климов, В.П.Баландин, П.Д.Лаврентьев, Д.И.Голованев, А.М.Мыздриков, 1939г.

Затем наступили тяжелые сороковые. Накануне войны правительство требовало значительного увеличения выпуска моторов. С начала 1941 года руководство завода ежедневно направляло руководству страны отчет о количестве выпущенных двигателей. Но осенью фашистские войска подошли к Твери и было принято решение об эвакуации завода в Уфу. Практически за две недели 14500 рабочих, 1700 инженерно-технических сотрудников, 1300 служащих со всем оборудованием и 300 комплектами моторов, демонтировав даже силовые кабели, на баржах, поездах, автомобилях организованно покинули Рыбинск. При этом, операция прошла настолько скрытно, что позже немецкая авиация ещё долгое время осуществляла авианалеты на пустые заводские корпуса, думая, что завод продолжает работать. Более половины авиабомб (1026), сброшенных на Ярославскую область за годы войны, упали на территорию завода.


Разрушенные корпуса завода, 1942г.

Вместе с рыбинцами в Уфу был эвакуирован и завод из Ленинграда. В короткие сроки в Уфе был построен завод-гигант, с созданием которого началась история и прославленного уфимского моторостроения. Но в 1942 году гитлеровцы были отброшены от Москвы и завод в Рыбинске стал восставать и пепла. Уже в апреле из Уфы в Рыбинск прибыл первый эшелон с людьми и оборудованием. Просто поразительна воля и вера людей тех лет в победу на врагом, которые в самый разгар войны были уверены, что враг больше не вернется. Ещё не было ни Сталинграда, ни Курской Дуги, ленинградцы умирали от голода в блокадном городе, а в Рыбинске уже шла работа по восстановлению цехов предприятия. В 1943 году в Рыбинск из Уфы было переведено ОКБ-250 под руководством В.А. Добрынина. В 1944 году в холодных цехах завода, полуголодными работниками предприятия был собран первый двигатель М-62ИР для самолетов Ли-2, который авиаторам более известен как двигатель легендарного «кукурузника» - АШ-62ИР (конструктор А.Д. Швецов). Как это ни удивительно, но самолеты Ан-2 выпускались аж до 2002 года и до сих пор в строю.


Производство двигателя АШ-62ИР

В послевоенные годы в Рыбинске началась разработка двигателя ВД-4К (конструктор В.А. Добрынин) для стратегического бомбардировщика Ту-85 и освоение серийного выпуска поршневого двигателя АШ-73ТК (конструктор А.Д. Швецов) для дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4. Но завод не ограничивался лишь авиационной тематикой. Здесь выпускался и дизельный двигатель Д-36 для трактора «Беларусь», и лодочный мотор МЛ-20 «Чайка», и даже троллейбусные детали и узлы. Однако неумолимо приближалась реактивная эра, что потребовало создание на заводе технологически совершенно новых производств. В 1955 году было освоено производство созданного рыбинскими конструкторами турбореактивных двигателей серии ВД-7 (конструктор В.А. Добрынин), впоследствии устанавливавшихся на стратегические бомбардировщики 3М, М-50, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22.


Первый трактор "Беларусь" с рыбинским дизелем, 1954г.

В 1960 году директором завода был назначен П.Ф. Дерунов, а главным конструктором КБ П.А.Колесов, с именами которых связаны самые славные годы истории рыбинского предприятия. Началось серийное производство турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-1 (конструктор А.М. Люлька) для истребителей бомбардировщиков Су-7Б, истребителей-перехватчиков Су-9. Под руководством Колесова были созданы уникальные авиационные двигатели для самолетов, опередивших свое время, таких как бомбардировщик-ракетоносец Т-4 «Сотка», сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144Д («Дальний»), многоцелевой истребитель вертикального влета-посадки Як-141 и других. Одновременно расширяется производство дизельных моторов. Изделия с рыбинскими дизелями поставляются в 53 страны мира. В 1966 году заслуги завода были отмечены вторым орденом Ленина.

70-е годы – очередная знаменательная веха в истории предприятия – освоение производства двигателей пермского КБ под руководством П.С. Соловьева Д-30КУ и Д-30КП для пассажирского дальнемагистрального самолета Ил-62М и транспортного Ил-76. Параллельно выпускались детали и для двигателей подводных лодок, и изделия для вертолетов, и снегоходы «Буран». 80-е обозначились началом серийного выпуска турбореактивного двухконтурного двигателя Д-30КУ-154 (конструктор П.А. Соловьев) для среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154М, созданием двигателя РД-38 (конструктор П.А. Колесов) для палубного штурмовика Як-38М, и других двигателей для перспективных, в том числе и беспилотных образцов авиатехники.

Однако в конце 80-х на предприятии уже заметно ощущалось нарушение хозяйственных связей в стране. А последовавший затем развал СССР поставил перед коллективом завода вопрос о выживании в условиях политической и экономической нестабильности. 17 февраля 1992 года собранием Совета трудового коллектива было принято решение о преобразовании предприятия акционерное общество. В том же 92-м году рыбинский моторостроительный завод и рыбинское конструкторское бюро моторостроения были преобразованы соответственно в АООТ «Рыбинские моторы» и АООТ «РКБМ». Последнее позже было определено в качестве основной базы по созданию отечественных морских ГТД. Новым направление деятельности рыбинского завода также стало создание и производство газотурбинных двигателей для выработки электроэнергии, что и сегодня является одним из основных направлений деятельности предприятия. Начался выпуск газовых турбин малой и средней мощности для энергетической и газовой отраслей.

В 2001 году произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» (в которые на тот момент уже входило ОАО «РКБМ») и московского ОАО «А.Люлька-Сатурн», и образование ОАО «НПО «Сатурн». Сегодня НПО «Сатурн» в кооперации с другими предприятиями ОДК реализует целый ряд масштабных проектов в гражданской и военной сферах. Компания  является головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» — бизнес-единицы ОДК. Совместно с компанией Safran Aircraft Engines в Рыбинске производится российско-французская силовая установка SaM146 для пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. Для реализации проекта в 2005 году состоялось открытие ЗАО «ВолгАэро» - совместного производственного предприятия ОАО «НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs. Российское ПАО «НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя и его испытания, Safran Aircraft Engines  – за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления,  коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.

SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, является первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа EASA. Сегодня рассматривается возможность участия «НПО «Сатурн» и в программе создания двигателя ПД-35. Также, предприятие продолжает выпуск двигателей Д-30КП для самолетов семейства Ил-76. КБ НПО «Сатурн» разработан двигатель АЛ-55И, устанавливаемый на индийский учебно-боевой самолет HJT-36. Другое направление работы рыбинских моторостроителей – малоразмерные газотурбинные двигатели, устанавливаемые на крылатые ракеты авиационного и морского базирования. В рамках ОДК НПО «Сатурн» определено и в качестве центра морского газотурбостроения.

Генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов: «Вековая история НПО «Сатурн» вызывает уважение и искреннее восхищение. Предприятие прошло трудный, но славный путь становления отечественного двигателестростроения. За освоением каждой новой марки уникальной техники стоит напряженная работа многих поколений специалистов – конструкторов, инженеров, рабочих, зачастую целиком подчинявших свой жизненный уклад интересам производства и укреплению обороноспособности страны. Так было и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время, когда наша страна стремилась занять лидирующие позиции в этой высокотехнологичной отрасли».

Сейчас предприятие выпускает около 600 газотурбинных двигателей в год различной тематики – для неба, земли и моря. География заказчиков продукции предприятия охватывает 30 стран мира.   В целом в структуре бизнеса ПАО «НПО «Сатурн»  (по итогам 2015 года) 70%  занимает авиационная продукция,  6% - продукция наземного промышленного применения, 20% - НИОКР, 4% - прочая продукция. Всего же за историю существования рыбинским моторостроительным комплексом было спроектировано порядка 40 видов изделий, выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Сегодня в состав предприятия входят: производственная серийная площадка, опытно конструкторское бюро и опытный завод в г. Рыбинск, инженерный центр в г. Пермь, филиалы НТЦ в Санкт-Петербурге и НТЦ в Омске, а также дочерние и совместные предприятия в рамках реализации международных программ.
 

За последние годы на предприятии был проведен целый комплекс мероприятий по технологической модернизации и техническому перевооружению производства. Так, были введены в эксплуатацию новые производственные подразделения, занятые обработкой лопаток компрессора, лопаток турбины с применением прогрессивных технологических процессов и современного оборудования. НПО «Сатурн» проводит активную инновационную политику – используются аддитивные технологии,  3D-моделирование, проводится внедрение деталей из полимерных композитных материалов и т.д. В НПО «Сатурн» создан инновационный «Центр аддитивных технологий» (ЦАТ). В нем представлены все наиболее перспективные и востребованные промышленностью направления аддитивных технологий.

В этом году в НПО «Сатурн» был запущен в эксплуатацию разработанный одной из российских компаний новый специализированный программно-аппаратный комплекс (СПАК) производительностью 114 Тфлопс. Суммарный объем оперативной памяти суперкомпьютера СПАК составляет 14,5 ТБ, суммарное количество процессоров вычислительного поля  – 204, суммарное количество ядер – 2808. За счет объединения высокопроизводительных вычислительных ресурсов -  кластеров АЛ-100 (в 2008 году данный суперкомпьютер был признан самым высокопроизводительным в промышленности России и СНГ) и нового СПАК в единый вычислительный кластер, в НПО «Сатурн» создан уникальный суперкомпьютерный центр. Он  будет использоваться для осуществления сложных длительных, ресурсоемких вычислений, для оптимизации конструкторских разработок основного спектра продукции предприятия.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть вклад заводчан в развитие социальной сферы, причем, не только заводской. Помимо собственной развитой социальной и спортивной инфраструктуры, благодаря предприятию в Рыбинске все годы активно развивались социальные программы: заводом были построены дворец культуры, футбольный и воднолыжный стадионы, плавательный бассейн, детские сады, базы отдыха, миллионы квадратных метров жилья и множество иных объектов социальной и промышленной инфраструктуры региона. Сегодня ПАО «НПО «Сатурн» это свыше 12 000 работников, 12 000 единиц оборудования, 1 млн. кв. метров производственных площадей. Всего же численность персонала с учетом дочерних компаний и зависимых обществ составляет 14 000 человек.

В соответствии со стратегическими планами развития и соответствующей плановой потребностью в персонале НПО «Сатурн» реализует планы взаимодействия с профильными учебными заведениями и профориентационные программы с целью привлечения потенциальных будущих работников. Ежегодно на предприятие трудоустраивается порядка 200 молодых специалистов  (из них 66 % - выпускники высших учебных заведений). В настоящее время молодые сотрудники в возрасте от 16 до 35 лет составляют около трети работников предприятия.

Заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков:  «За этой впечатляющей юбилейной датой стоят десятки тысяч выпущенных двигателей, судьбы нескольких поколений людей,  их каждодневный великий труд на благо страны. Деятельность рыбинского моторостроительного завода неоднократно удостаивалась высших государственных наград Советского Союза и сегодня получает высочайшую оценку российского государства за вклад в укрепление обороноспособности, энергетической и транспортной безопасности нашей Родины».

Редакция  портала AVIA.RU поздравляет коллектив НПО «Сатурн» с юбилеем
и благодарит пресс-службы «ОДК» и предприятия за помощь в подготовке материала.


Р.Гусаров, Ю.Кузьмина


комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)



Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью
Журнал "Крылья Родины"
Неизвестные проекты: Як-42 как "грузовик"
Евгений Матвеев
Вертолет-амфибия - "единственный и неповторимый"
Олег Колесников, пенсионер
Самолет Як-18А. Судьба человека и самолета

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Доставка свежевыжатого сока на дом на http://courier.youdo.com/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer