Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле

01.04.17 12:32 / Алексей Горяшко / Aviation EXplorer
 

В 1970-1987 гг. автор статьи работал начальником Украин­ского управления гражданской авиации МГА СССР, в его составе насчитывалось около 45 тыс. человек. В авиапредприятиях Управления, дислоцировавшихся в 25 областях республи­ки, эксплуатировалось свыше 1300 воздушных судов (18 ти­пов самолетов и пять типов вертолетов). В числе основных задач, которые решал началь­ник Управления - организация работ по оказанию услуг для на­родного хозяйства, перевозке пассажиров и грузов, развитие авиационной инфраструктуры.

Горяшко Алексей Маркиянович
ответственный руководитель работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по линии гражданской авиации, Заслуженный пилот СССР, в 1990-1991 гг. - первый заместитель министра гражданской авиации СССР.

По заданию министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева и решению республиканского правительства автору этой статьи было поручено возглавить работу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г. в 1ч 22 мин) по линии гражданской авиации. Эта трагедия произошла из-за отключения системы охлаждения при работающем реакторе во время проведения ряда экспериментов. Актуальным и сегодня является вопрос: что же это за реактор, который позволяет человеку отключить систему охлаждения при его работе? А ведь советские ученые в средствах массовой информации убеждали общественность, что мирный атом — верх подлинной безопасности, надежности и экологической чистоты. Взрыв реактора на четвертом блоке Чернобыльской АЭС все это опровергает.

После встречи в аэропорту Жуляны (Киев) Правительственной комиссии, которую возглавил заместитель председателя Совета Министров СССР Б.Е. Щербина, 26.04.1986 г. в 18.00 я вылетел на вертолете в Чернобыль. При подлете к атомной станции наблюдал жуткую картину. На четвертом блоке в крыше образовалась огромная дыра с малиновым свечением внутри блока, откуда выходил белый дым. Все вокруг четвертого блока было покрыто черной сажей с маслянистым отблеском.  В  северном направлении от блока был виден желтый шлейф от пожелтевших листьев на деревьях. Вокруг блока лежали куски железобетона, стояло множество различной техники. В голове мелькнула мысль: «Произошла настоящая атомная КАТАСТРОФА». Средства массовой информации молчали. Высокие чины боялись паники среди населения. И только на третий день 28 апреля в вечерней программе «Время» диктор зачитал сообщение ТАСС об аварии, которое было далеко не точным. В сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС говорилось о том, что погибло два человека и отмечено некоторое повышение радиационного фона. Фактически же радиоактивность достигла более 10 тыс. рентген в час как над реактором, так и на земле вокруг него.

Самолет-лаборатория Ил-18Д ГосНИ ГА не дал майским грозам прорваться в район Чернобыльской АЭС и выпасть осадкам на зараженной территории

Паника началась уже на следующий день. Люди толпами осаждали кассы всех видов транспорта. Около одного млн человек покинули Киев. Уже 27 апреля тремя рейсами из аэропорта Борисполь было отправлено в Москву 129 человек, занимавшихся тушением пожара, из которых вскоре 59 ушли из жизни. В последующие годы умер и командир Бориспольского ОАО Иван Гаврилович Смелянский, который занимался организацией выполнения рейсов с ликвидаторами последствий катастрофы и дезактивацией самолетов. Ушли из жизни и командир Киевского  ОАО   (аэропорт Жуляны)   Герой Социалистического Труда Андрей Григорьевич Нартов, главный инженер управления Евгений Аркадьевич Проваров, руководившие организацией полетов в Чернобыль и дезактивацией самолетов и вертолетов. Несколько лет назад не стало и Ивана Сергеевича Макарова, командира сводного летного отряда, который занимался организацией полетов по дезактивации 30-ти километровой зоны и промышленной площадки самой станции. Всех не перечислить! Царствие им небесное!

Всего же самолетами и вертолетами гражданской авиации выполнялось 14 видов авиационных работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в течение первых трех месяцев, начиная с 26 апреля 1986 г. Это и заборы воды с помощью вертолетов из водоемов и замер радиации на земле и в воздухе, и предотвращение осадков в районе катастрофы с помощью обстрела с самолетов специальными ракетами кучево-дождевых облаков для исключения попадания вместе с осадками радионуклидов в водоемы, а также связные и транспортные полеты, дезактивация местности с помощью самолетов Ан-2 и др.

В ночь с 27 на 28 апреля Правительственной комиссией было принято решение об эвакуации населения, проживающего в зоне отчуждения. Практически за считанные часы 28 апреля было эвакуировано 50 тыс. жителей Припять. Город опустел, птицы улетели, по улицам бродили голодные кошки и собаки. Это жуткое зрелище. Всего было эвакуировано и размещено в других районах Украины более ПО тыс. человек, для которых были построены в кратчайшие сроки целые деревни. В   самом   Киеве   было   размещено около 8 тыс. человек. Все эвакуированные семьи получили денежные компенсации.

15 мая 1991 г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным был подписан Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который действует и сейчас, но с некоторыми уточнениями. Аналогичный Закон был и в рамках СССР. По нему участникам ликвидации последствий катастрофы выдавались бессрочные Удостоверения, позволяющие пользоваться льготами, предусмотренными этим Законом. По непонятным причинам МЧС России с 2003 г. решило менять эти Удостоверения и требовать от участников кипу доказательных справок для подтверждения участия в ликвидации последствий катастрофы, в том числе и командировочное удостоверение в Чернобыль. И это, несмотря на то, что в разделе 3 ст. 13, п. 2 упомянутого Закона записано, что граждане (в том числе, временно направленные или командированные) являются участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. У многих ликвидаторов не оказалось командировочных удостоверений, так как они утром вылетали из Киева в Чернобыль (расстояние 130 км), целый день работали в зоне заражения, а к вечеру прилетали обратно в Киев, где люди и техника проходили дезактивацию. Ничего чиновники из МЧС слушать не хотели, изымали имеющиеся Удостоверения, и ликвидаторы лишались льгот. Начался настоящий беспредел, который Верховный суд РФ прекратил, приняв обмен Удостоверений незаконным. Да и сам Закон выполняется не в полной мере. Особенно в части бесплатного обеспечения лекарствами в I и IV кварталах года со ссылкой на их отсутствие, протезирования зубов, освобождения от всех видов налогов и т. д. Вот уж где к месту вспомнить знаменитое высказывание о том, что строгость российских законов компенсируется возможностью их невыполнения. Участникам ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле один раз в год районные управления социальной защиты выплачивают 375 руб. на усиленное питание. За державу обидно, если вспомнить высказывание Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни». Да и вспоминают о чернобыльцах только один раз в год в очередную годовщину происшедшей катастрофы, и то не везде.

Авиаторы-чернобыльцы искренне благодарны руководителю Росавиации Александру Васильевичу Нерадько за вручение красочно оформленных «Благодарственных писем» чернобыльцам в связи с 30-летием со дня катастрофы. В письме, в частности, сказано: «Примите искреннюю благодарность и огромную признательность за Ваше мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.».

Мы также благодарны заместителю министра гражданской авиации СССР, чернобыльцу Виктору Васильевичу Горлову, ныне председателю Совета ветеранов центрального аппарата МГА СССР, за повседневную заботу и помощь чернобыльцам. Благодарю за внимание к чернобыльцам председателя Совета Клуба «Опыт» Вячеслава Андреевича Шлыкова и всех других, кто помнит эту трагедию, и тех, кто, рискуя своей жизнью, спасали жизни другим людям, попавшим в эту беду.


Алексей Горяшко


комментарии (0):









Материалы рубрики

Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов



Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer