Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Легендарный Ил-2 снова в небе

24 июля 2017 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Посетители авиасалона МАКС-2017 могли наблюдать полеты отреставрированного самолета Ил-2 времен Великой Отечественной Войны. Это второй в мире летающий штурмовик Ил-2. Пилотировал самолет генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина Владимир Барсук.

Проект по восстановлению исторического самолета был реализован при поддержке ПАО «ОАК», Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, и Фондом содействия сохранению военно-исторических самолетов «Крылатая память Победы». Его реставрация осуществлялась в Новосибирске, на первом этапе – в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина.

Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года на глубине 20 метров на дне озера Кривое близ посёлка Сафоново-1 в Мурманской области. Поиск и подъём штурмовика были осуществлены совместными усилиями родственников командира экипажа, поисково-исследовательских групп «ФРОМ» И «ИКАР», фонда «Крылатая память Победы».

25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота не дотянул до аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на лед замерзшего озера Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта, который через некоторое время провалился под лед и затонул.

Поиски были инициированы детьми командира экипажа трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени Валентина Скопинцева, Олегом и Евгенией. История о посадке на замёрзшее озеро, рассказанная отцом, побудила Олега обратиться в Фонд с целью начать поиски самолёта в память о подвиге отца, его однополчан и всех морских авиаторов, которые сражались в годы войны в небе Заполярья.

46-ой ШАП был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-ой ШАП был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 (ныне Сафоново-1, Североморск-2). В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Наряду с традиционной работой штурмовой авиации по наземным объектам и целям, 46-ой ШАП участвовал в атаках надводных целей, как отдельных кораблей, так и целых морских конвоев противника, применяя топмачтовое бомбометание. 46-ой ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецкого каботажного плавания на северных морских коммуникациях.

25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП совместно с бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений в сопровождении истребителей выполнили 2 боевых вылета. В первом вылете из-за плохих метеоусловий вместо атаки аэродромов Хебугтен и Луостари штурмовикам 46-го ШАП пришлось нанести удар по запасной цели. Был потерян один экипаж. Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.

После улучшения погоды 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП с сопровождением повторно отправились для нанесения удара по Луостари. Штурмовики были встречены ожесточённым зенитным огнём и истребителями. Навстречу самолётам 46-го ШАП в воздух поднялись не менее 25 немецких истребителей Bf 109. Как указывается в боевом донесении, в результате бомбо-штурмового удара на земле было уничтожено не менее 10 самолётов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. Дополнительно, в ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 Мессершмиттов Bf 109 и ещё 8 – истребителями сопровождения. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения.

Для командира Валентина Скопинцева это был всего лишь 3-ий боевой вылет, для стрелка Владимира Гумённого – 2-ой. Но, несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, стрелка – сбитый в воздушном бою Bf 109.

Владимир Гумённый был ранен. Изрешечённый самолёт уже практически дотянул до аэродрома Ваенга-2 (Сафоново-1), когда повреждённый в бою двигатель заглох. Командир совершил вынужденную посадку на лёд озера на брюхо. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища. Непрочный ноябрьский лёд не смог долго удерживать самолёт и проломился под его тяжестью. Ил-2 в очередной раз показал свою отличную живучесть, практически вытащив экипаж из пекла боя на «честном слове».

фото: Юлия Кузьмина


Aviation EXplorer

комментарии (3):

mmike      24/07/2017 [16:11:07]#1
А двигатель в нём какой?

Chrome      25/07/2017 [08:20:05]#2
Да, легендарный штурмовик!

Петровчич      27/07/2017 [10:28:19]#3
Двигатель, наверное, Allison. На восстановленном МиГ-3 тоже его устанавлиали.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.






Материалы рубрики

Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе



Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью
Журнал "Крылья Родины"
Неизвестные проекты: Як-42 как "грузовик"
Евгений Матвеев
Вертолет-амфибия - "единственный и неповторимый"
Олег Колесников, пенсионер
Самолет Як-18А. Судьба человека и самолета
Алексей Кондратов
В Шереметьево открыли памятник Ил-62
Евгений Матвеев
605 метров над Ухтомкой
Владимир Карнозов
Авианосцы в войне за Фолклендские острова (часть 2)
Владимир Карнозов
Авианосцы в войне за Фолклендские острова (часть1)
МГТУ ГА
Гражданская авиация в годы ВОВ
Владимир Карнозов
Авианосец - символ военно-морской мощи (часть 2)
Владимир Карнозов
Авианосец - символ военно-морской мощи (часть 1)
Виктор Елецкий
«Ледяные горы» Элсмира могли стать спасением для экипажа Леваневского…
Aviation EXplorer
Памяти Анатолия Ивановича Волымерца
Павел Пальчиков
Холодная война в студеной Арктике
Николай Якубович
Ту-134 – начало пути
Александр Нерадько
К 70-летию "Чикагской конвенции"
Генрих Новожилов
75 лет назад поднялся в небо штурмовик ЦКБ-55 - прототип Ил-2
Борис Губарев
Неизвестные стороны в этапах создания боевого вертолета Ка-50
Александр Алдюхов
Самолет в воздухе не остановишь
Евгений Сиротин
Люди крылатой судьбы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Облицовка стен гипсокартоном, смотреть здесь >>>
Заменить разводку в ванной: смотрите по ссылке.
Стоимость услуг по мытью окон, смотреть подробности.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer