Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Век служения отечественной авиации

4 октября 2018 года / Виктор Горлов / Aviation EXplorer
 

В 2018 году исполняется 100 лет со дня основания одного из старейших отечественных авиационных учебных заведений – Егорьевского авиационного технического колледжа (такое наименование носит учебное заведение с 1991 г.).

Виктор Васильевич Горлов
заместитель министра гражданской авиации СССР, заместитель руководителя федеральных авиационных ведомств России в 1986-2000 гг.

На протяжении почти сорока лет автору этих строк довелось быть «заказчиком и потребителем» егорьевских выпускников, непосредственно участвовать вместе с ними в процессе поддержания летной годности воздушных судов. Приходилось общаться с ними, контактировать по работе и оценивать их на разных уровнях управления технической эксплуатации: инженера смены и начальника АТБ, главного инженера территориального управления, заместителя министра гражданской авиации СССР и заместителя директора Федеральной авиационной службы. Как и многие мои коллеги, утверждаю: слава егорьевских авиационных техников велика. Она лишена парадности, элементов рекламы, самолюбования. Это скромная, глубинно-фундаментальная слава рабочего человека, который создает все блага на земле. Это сплав ума, рабочей хватки, высокой ответственности и преданности авиационному делу. Егорьевцы не только прекрасно обучены и натренированы, они очень хорошо воспитаны.

Накануне юбилея колледжа целесообразно коснуться тех исторических корней, которые породили и питают это замечательное дерево среднего технического образования. Нисколько не умоляя значимость высших школ, следует отметить, что основную квалифицированную работу на планете выполняют специалисты среднего профессионального образования. Они во многом подпитывают и высшую школу.

Исторические корни Егорьевского авиационного технического колледжа находятся в Гатчине под Санкт-Петербургом. В 1909 г. подполковник, а затем генерал А.М. Кованько, возглавлявший Офицерскую Воздухоплавательную школу на основе аэростатических летательных аппаратов, получил разрешение от императорского двора по устройству на военном поле под Гатчиной аэродрома. По предложению Великого князя Александра Михайловича Романова, в марте 1910 г. в составе Особого комитета по восстановлению морского флота был создан Отдел воздушного флота. В 1911 г. в Офицерской Воздухоплавательной школе был образован временный авиационный отдел, который возглавил подполковник С.А. Ульянин (в 1912 г. временный отдел преобразован в постоянный).

В конце марта 1911 г. был официально открыт Гатчинский аэродром, начальником которого был назначен штабс-капитан Г.Г. Горшков. Авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы получил аэродромную базу. В июле 1914 г. на основе авиационного отдела была образована Гатчинская военно-авиационная школа, возглавляемая подполковником С.А. Ульяниным. Только в 1914-1915 гг. в ней прошло обучение более 250 летчиков, а в 1914-1917 гг. – несколько тысяч «нижних чинов»: солдаты-летчики, авиамотористы, авиамеханики и другие специалисты.

После революции в начале 1918 г. Гатчинская школа получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ)». В июне-октябре 1918 г. в связи с угрозой немецкого наступления на Петроград правительством было принято решение об эвакуации школы в Самару. Эвакуации подлежало около 300 самолетов, большое количество запчастей, ангарное и хозяйственное имущество. Все это до Самары не дошло, поскольку город в это время захватили белочехи. Поезда с самолетами и оборудованием были перенаправлены в Егорьевск Московской области. Часть школы, как филиал Егорьевской, была размещена в Зарайске Московской области.

Гатчинская «Социалистическая авиашкола РККВФ» в 1918 г. была переименована в Егорьевскую школу авиации рабоче-крестьянского красного воздушного флота. Зарайское отделение Егорьевской школы авиации в 1920 г. было переоформлено в летную школу авиации № 1, которая была частично перебазирована в г. Кача под Севастополем (1921 г.), а в 1922 г. перебазирована в Качу полностью, где заложила основу легендарного Качинского военного летного училища. Старая императорская Качинская офицерская школа авиации, созданная в 1912 г. по инициативе Великого князя Александра Михайловича Романова, была уничтожена (сожжена) инструкторами-белогвардейцами, отплывающими на кораблях в эмиграцию в 1920 г.

Знаменитые выпускники Гатчинской авиационной школы: Петр Николаевич Нестеров, Ян Иосифович Нагурский, Борис Григорьевич Чухновский и многие другие.

Знаменитые выпускники Егорьевской авиационной школы: Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов (его именем назван колледж), седьмой Герой Советского Союза Иван Васильевич Доронин, первый Герой Советского Союза за Испанию Борис Александрович Туржанский, Владислав Константинович Грибовский – советский авиаконструктор, специализировавшийся на планерах и легкомоторных самолетах, и многие другие.

В конце 1924 г. Егорьевская школа авиации была перебазирована в Ленинград и стала называться Ленинградской Военно-теоретической школой Красного Воздушного Флота.

В 1924-1947 гг. на базе Егорьевской школы авиации действовали различные авиационные учебные заведения. Так, в 1940 г. здесь было образовано две учебных авиаэскадрильи ГВФ, а в 1945 г. – Егорьевская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ.

Постановлением Совета Министров СССР от 27 июня 1947 г., подписанным И.В. Сталиным, на базе Егорьевской авиационной школы сформировано Егорьевское авиационно-техническое училище ГВФ, которое в 1991 г. было переименовано в Егорьевский авиационный технический колледж – филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации имеет поистине богатейшую историческую биографию. Колледж обоснованно отмечает 100-летие, являясь хранителем важнейших событий и могучего авиационного духа своих прародителей: Гатчинской военно-авиационной школы, Социалистической авиашколы рабоче-крестьянского красного воздушного флота, Егорьевской школы авиации рабоче-крестьянского красного воздушного флота, Зарайской школы авиации № 1.

Егорьевский колледж празднует замечательный вековой юбилей, но эту дату можно считать и столетием советско-российского летно-технического образования, того образования, что сделало нашу страну великой авиационной державой и первопроходцами в космос.

Собственная история Егорьевского авиационно-технического училища ГВФ (колледжа) насчитывает 71 год. За этот период колледж превратился в лучшее среднее профессиональное учебное заведение отрасли. Здесь создана мощная учебно-производственная база, имеется учебный аэродром, современные тренажеры по видам авиатехники, компьютеризированные классы.

Но главное богатство Егорьевского авиационно-технического колледжа – талантливый, высокообразованный, преданный авиации преподавательский состав. Колледж выстоял и развивается, несмотря на суровые удары рыночной экономики (недостаточное бюджетное финансирование «бьет» и по сей день).

Колледж осуществляет подготовку по специальностям:

  • техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
  • техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов;
  • обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами;
  • техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Выпускники Егорьевского колледжа внесли огромный вклад в развитие гражданской авиации. Успешно в разных климатических условиях обеспечивали и обеспечивают безотказную работу самолетов Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ту-104, Ил-18, Ан-12, Ан-24, Як-40, Ил-62, Ту-114, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Як-42, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ту-204, Сухой Суперджет-100. Сегодня с учетом с потребностей авиатранспортной отрасли они освоили эксплуатацию зарубежной авиатехники, уверенно перешагнув через языковой барьер.

За 70 лет колледжем (училищем) подготовлено более 35 тыс. авиационных специалистов, в том числе 1,5 тыс. для зарубежных стран.

Большое количество выпускников колледжа стало крупными руководителями в сфере гражданской авиации. Вот несколько примеров:

  • Борис Егорович Панюков – министр гражданской авиации СССР;
  • Сергей Петрович Мамичев – заместитель министра гражданской авиации СССР по кадрам;
  • Владимир Дмитриевич Саморуков – начальник Управления внешних сношений МГА СССР;
  • Иван Николаевич Шишков – начальник Управления ГСМ МГА СССР;
  • Александр Игнатьевич Соловьев – начальник ГУЭРАТ МГА СССР;
  • Николай Владимирович Данилов – начальник ГУЭРАТ МГА СССР, инструктор ЦК КПСС;
  • Илья Прокофьевич Лытнев – начальник Всесоюзного объединения «Авиаремонт»;
  • Виктор Егорович Савченко – заместитель Управляющего делами Президента РФ, председатель Попечительского Совета колледжа;
  • Александр Михайлович Затучный – вице-президент ОАО «Туполев»;
  • Андрей Николаевич Гришин – главный конструктор ПАО «Туполев»;
  • Борис Васильевич Зубков – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ ГА;
  • Николай Иванович Пивоваров – заместитель директора Департамента воздушного транспорта по кадрам и многие другие.

Автору этих строк посчастливилось работать с этими выдающимися выпускниками. Остались самые теплые воспоминания как о выдающихся профессионалах, истинных тружениках, верных товарищах.

Хотелось бы отметить характерную особенность: в течение 71 года колледжем руководили только пять директоров, т. е. на «директорскую душу» приходится более 14 лет. Стабильность – залог успеха!

Имена директоров колледжа известны всему авиационному сообществу:

  • А.Т. Грехнев (1947-1952 гг.), выпускник Ленинградского института инженеров ГВФ;
  • Г.Г. Ванчиков (1952-1969 гг.), выпускник Ленинградского института инженеров ГВФ;
  • А.Н. Кузнецов (1969-1970 гг.), выпускник Московского авиационного института;
  • И.Г. Хаустов (1970-1993 гг.), выпускник Егорьевского АТУ ГА, Киевского института инженеров ГА.

С 1993 г. по сегодняшний день колледжем руководит Александр Васильевич Шмельков, уроженец Егорьевска, выпускник Рязанского радиотехнического института, кандидат технических наук, Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный работник среднего профессионального образования.

На долю Александра Васильевича пришлись «лихие девяностые», когда распадались крупные, когда-то сильные организации, расформировывались сплоченные и прославленные коллективы. А.В. Шмельков и его команда выстояли, уцелели и встали на путь развития.

На территории этого учебного заведения установлены два замечательных памятника – В.П. Чкалову, выдающемуся советскому летчику-испытателю, Герою Советского Союза, и Б.Е. Панюкову, выдающемуся авиационному руководителю, министру гражданской авиации СССР. Они напутствуют молодежь.

Доброго здоровья Вам, личного счастья, дорогие егорьевцы!

Сто лет Вы честно служите Отчизне, Вы нужны ей, и она полагается на Вас!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Виктор Горлов

комментарии (1):

Иосиф Козий      04/10/2018 [06:31:32]#1
l
Дорогой Виктор Васильевич. очень рад видеть Вас. и читать Ваши статьи.
Всегда поддеоживаю ваше мнение









Материалы рубрики

Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито



Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer