Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Исторический обзор

Как спасали бельгийского принца в Антарктиде

25 декабря 2018 года / Виктор Сергеев / Aviation EXplorer
 

В декабре 1958 г. экипаж Полярной авиации под руководством Виктора Перова спас бельгийских полярников, чей самолет потерпел аварию в Антарктиде. Среди них находился принц Антуан де Линь. О спасательной эпопее рассказывает единственный ныне здравствующий участник тех событий, в то время бортмеханик самолета Ли-2, Виктор Михайлович Сергеев, которому сейчас 85 лет. Он окончил Егорьевское авиационно-техническое училище в 1955 г., позднее Киевский институт инженеров ГА. В Полярной авиации летал бортмехаником на самолетах Ли-2, Ан-2, Ил-12, Ил-14, Ан-12, а в дальнейшем – бортинженером на самолетах Ил-62, Ил-86.

Сергеев Виктор Михайлович
бортмеханик самолета Ли-2, участник операции по спасению бельгийских полярников в Антарктиде в декабре 1958 г.

На советской научной станции «Мирный» в Антарктиде сигнал бедствия получили 11 декабря 1958 г. с бельгийской станции «Король Бодуэн» через австралийскую станцию «Моусон». Информация без промедления и лишнего обсуждения была рассмотрена Е.К. Толстиковым, руководителем антарктической экспедиции, и В.М. Перовым, командиром летного отряда, как вопрос чрезвычайной важности. Без формальностей, по неписаному закону полярников, было решено оказать помощь без промедления, т. к. авария бельгийского самолета произошла 5 декабря, а сообщение получено лишь 11 декабря, т. е. шесть дней люди были во власти стихии в суровых условиях Антарктиды. Был сформирован экипаж самолета Ли-2: командир В.М. Перов, второй пилот В.В. Афонин, штурман Б.С. Бродкин, бортмеханик – В.М. Сергеев, второй бортмеханик Е.Н. Меньшиков, бортрадист Н.Г. Зорин, переводчик В.М. Мокушок.

12 декабря Виктор Михайлович Перов дал команду мне, бортмеханику «лыжного» самолета Ли-2 Н-495, быстро готовить самолет для полета по маршруту Мирный – Моусон – Сиова – Бодуэн (протяженность 3100 км). Из Москвы разрешение получили уже в полете. Плохой прогноз погоды ускорил подготовку экипажа и принятие решения в целом.

Самолет был загружен топливом до максимального веса 11,5 т. Взлет – при предельно малой видимости. Полет проходил вдоль прибрежной части материка в сложнейших метеоусловиях. Через 6 ч – посадка на станции «Моусон». Из-за плохой погоды на бельгийской станции экипаж отдохнул на австралийской, после чего вылетел на японскую законсервированную станцию «Сиова» (остались лишь собаки). Выгрузили бочку бензина 300 кг (на обратный путь) и через 7 ч полета произвели посадку на бельгийской станции «Король Бодуэн».

Заместитель начальника станции барон де Море не смог дать внятный ответ о месте нахождения пропавших людей: начальника станции «Король Бодуэн» барона де Жерлаш; летчика – принца Антуан де Линя; механика – Юльсхагена (он же водитель вездехода); геодезиста – Лоодтса (первый раз советские солдаты освободили его из концлагеря Освенцим в 1945 г.).

Отправились в первый полет без промедления, но возвратились из-за плохой погоды в районе поиска. Отдохнув, вылетели к ближней горе Трилинген на удалении 200 км, где был продовольственный склад зимовщиков и вертолет, на котором мог летать де Жерлаш.

Высота ледника над уровнем моря – 2500 м. Южнее ее был горный массив. Мы заметили ярко-красную точку, прямо в центре массива. После повторного пролета определили, что это маленький самолет, лежащий на левом крыле.

Произвели посадку на ледник, в целях безопасности это сделали около 2 км от самолета. К нему отправились пешком все члены экипажа, кроме меня, барон де Море и врач станции Ван Томпела. Путь занял около 2 ч, так как было очень скользко.

При осмотре самолета обнаружили, что левая лыжа вместе со стойкой оторвана, поломано левое крыло. В кабине оставлена записка о том, что 5 декабря при взлете были летчик и механик, а двое других (начальник станции и геодезист) ничего о происшедшем не знают и находятся от места взлета на расстоянии более 60-70 км.

Антуан де Линь принимает решение идти к месту, где были оставлены двое, которые, в свою очередь, решили идти к месту предполагаемого взлета. За сутки они могли преодолеть 25-30 км. Продовольствия у них было на 5 дней. Мы поняли их план: объединившись, они направятся к горе Триленген, где есть продукты и вертолет.

Взлетев и прочесывая этот участок, обнаружили брошенную палатку и другое имущество. Произвели посадку, но людей не было, хотя следы 4-х человек, идущих в сторону горы Триленген, имелись. Но где они теперь? Мы прилетели на станцию «Бодуэн» для дозаправки и после короткого отдыха взлетели и продолжили поиск.

Полет был по галсам шириной 10 км: и так 8 ч. На поверхности – тени от передувов, и мы их проскочили. Вернувшись на станцию, заправили все резервное топливо. Уже было 15 декабря. Наверняка, продукты у пропавших бельгийцев закончились. Идет четвертый день поиска, все на пределе. Решено повторить полет с шириной галсов 5 км, на высоте не более 200 м по радиовысотомеру над поверхностью.

Стоявший за креслом командира де Море толкнул его в плечо, указав пальцем под крыло. Стали в вираж, шла низовая метель, можно потерять точку. Произвели посадку, руление к палатке, в которой находились люди. Навстречу двигался человек, им оказался начальник станции де Жерлаш, первым сообщившим, что его коллеги в палатке, очень ослаблены. Встреча была трогательная со слезами радости. Спиртом обработали стертые ноги и обмороженные участки тела. Всех и все погрузили в самолет.

Для оценки взлета В.М. Перов отошел примерно на 100 м, и самолет исчез из поля видимости. Он вернулся со словами: «Так можно заблудиться». В Москву уже доложили, что все люди спасены.

Через полтора часа произвели посадку на станции «Король Бодуэн». Нас встречали все зимовщики – 13 человек. На красивом подносе лежали большие хромированные ножи по количеству членов экипажа – это дар победителям в знак признательности согласно старым традициям.

Встреча была трогательной, эмоциональной, со слезами на глазах у всех присутствующих около самолета. Было очевидно, что сил у спасенных бельгийцев не осталось, 15 декабря они смогли пройти лишь 2 км.

В целом спасенные полярники из 130 км от горы Сфинкс до горы Трилинген прошли только полпути (65 км). Маршрут они выдерживали правильно, но гололед и передувы не позволяли передвигаться, а отсутствие питания лишило их физических сил. Состояние людей было ужасным. Самым слабым был геодезист Лоодтс.

По этому случаю, повар бельгийской станции приготовил праздничный ужин, а мы, в свою очередь, украсили стол килограммовой банкой красной икры в фирменной упаковке. Обед был обильным и душевным. Восторгам не было предела, наша работоспособность их удивила.

На следующий день (17 декабря) командир В.М. Перов решил исполнить просьбу начальника бельгийской станции отвезти его к вертолету, но механик Юльсхаген отказался лететь из-за плохого самочувствия. Решили лететь без механика. На взлете самолет резко стало разворачивать влево. Взлет прекратили, было очевидно, что повреждена подошва левой лыжи (разрезана камнем). Эту проблему мы решили в течение 2-3 ч, выдолбив лед под лыжей, т. к. подъемников не было. Обшивку лыжи снизу (титан) отремонтировали. До Мирного можно лететь. Наша изобретательность бельгийским друзьям понравилась.

Итак, 17 декабря мы распрощались и благополучно стартовали. Через 7 ч мы были встречены австралийцами на станции «Моусон». Они также организовали банкет, но мы отказались, т. к. погода в Мирном была весьма сомнительной. К самолету подъехал трактор с санями с завернутыми разными закусками, напитками, посудой. Быстро погрузили все в самолет и взлетели курсом на Мирный.

В полете бортрадист Н.Г. Зорин обрадовал нас: все члены экипажа удостоены государственных наград.

В Мирном нас торжественно встречали все участники советской антарктической экспедиции. Поступило много поздравлений из разных городов СССР и из-за рубежа, в том числе от председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева; начальников Главсевморпути А.А. Афанасьева и Полярной авиации М.И. Шевелева.

Слова благодарности за спасение бельгийских полярников выразили Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову король Бельгии Бодуэн и королева Елизавета, которые просили передать глубочайшую благодарность всему славному экипажу самолета Ли-2. Самые теплые телеграммы приходили от семей спасенных бельгийцев.

По прибытии из Антарктиды после окончания экспедиции 27 апреля 1959 г. мы были приглашены в Кремль для получения наград. В этот же день состоялся прием нашего экипажа в бельгийском посольстве, где нам вручили ордена от короля Бельгии Бодуэн. В посольстве по этому случаю был дан большой прием.

Хотел бы особо выразить искреннюю благодарность членам бельгийской экспедиции в Антарктиде 1958 г. за то, что никогда не забывали этот благородный поступок экипажа В.М. Перова. Они всегда организовывали встречи в Москве, и наше руководство не препятствовали этому.

14 декабря 2008 г. в честь 50-летия спасения бельгийских полярников в резиденции военного атташе при посольстве Бельгии в Москве состоялся торжественный прием. На нем присутствовали: вдова В.М. Перова – Людмила Ивановна Горбунова, легендарный полярник А.Н. Чилингаров, автор этих строк, многие известные авиаторы, ветераны клуб «Экипаж».

Российской стороной также был организован прием в Музее техники в Архангельском (Красногорск), которое было выбрано не случайно: музей стал местом хранения спасенной от уничтожения коллекции истории ОКБ А.С. Яковлева. Автор этой статьи, выступая на приеме, отметил: «Россия всегда готова оказать помощь людям, терпящим бедствие. Бельгийцы на протяжении 50-ти лет помнили об этом и организовывали встречи с членами экипажа-спасителя под руководством Виктора Михайловича Перова.»

P. S. По традиции, в декабре 2018 г. в резиденции посла Бельгии в России также ожидается прием по случаю 60-летия спасения бельгийских исследователей. При возможности, информация об этом событии будет опубликована в журнале «АвиаСоюз» № 1 2019 года.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз".


Виктор Сергеев

комментарии (1):

denis22      25/12/2018 [07:57:47]#1
вылетел на японскую законсервированную станцию «Сиова» (остались лишь собаки)
---
вот это не понял









Материалы рубрики

AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет



Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer