Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Выдающиеся личности

Иван Пстыго - маршал безопасности полетов

10 апреля 2018 года / Сергей Байнетов / Aviation EXplorer
 

Для военных авиаторов России 10 апреля 2018 г. – знаменательная дата: 100-летие со дня рождения первого начальника Центральной инспекции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил СССР, Героя Советского Союза, Заслуженного военного летчика СССР, маршала авиации Ивана Ивановича Пстыго.

Для военных авиаторов России 10 апреля 2018 г. – знаменательная дата: 100-летие со дня рождения первого начальника Центральной инспекции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил СССР, Героя Советского Союза, Заслуженного военного летчика СССР, маршала авиации Ивана Ивановича Пстыго.

Будущий маршал авиации Иван Иванович Пстыго родился 10 апреля 1918 г. в деревне Сухополье Инзерского сельсовета Архангельского района Башкирии в белорусской многодетной семье, переселившейся во время Первой мировой войны из Белоруссии в Башкирию. Отец Иван Григорьевич и мать Евдокия Фоминична многому научили и хорошо подготовили сына Ивана к взрослой жизни, привили ему аккуратность, добросовестное отношение к делу, огромное терпение, выносливость и работоспособность. Это именно те качества, которые необходимы при овладении летным мастерством.

По специальному набору ЦК ВЛКСМ Иван Пстыго в августе 1936 г.   был направлен в Энгельское военное авиационное училище летчиков. За четыре года обучения он освоил полеты на самолетах У-2 (По-2), Р-5, Р-6 и на скоростном, по тем временам, бомбардировщике СБ. Окончив с отличием училище в 1940 г., он получил звание лейтенанта и убыл в 211 бомбардировочный авиационный полк 20 смешанной авиадивизии, который базировался в Молдавии.

Иван Иванович Пстыго прошел всю Великую Отечественную войну – от командира звена самолетов Су-2 до командира штурмового авиаполка самолетов Ил-2. Он совершил 164 боевых вылета, лично сбил два самолета противника. И.И. Пстыго – единственный летчик-штурмовик, награжденный семью орденами Боевого Красного Знамени.

Первый боевой вылет Иван Пстыго выполнил 22 июня 1941 г. Летая на Су-2, в первые, самые трудные дни войны, он совершил 21 боевой вылет, поддерживал с воздуха части Одесского военного округа, вошедшие в состав Южного фронта. В одном из полетов Су-2 был подбит, И.И. Пстыго на горящей машине тянул к расположению своих войск около 100 км и приземлился в поле. Потом «марш-бросок» в 600 км до Полтавы, возвращение в свой полк, где его уже считали погибшим.

С июля 1942 г. И.И. Пстыго стал воевать на штурмовике Ил-2, «летающем танке», совершив около 100 боевых вылетов.

Во время Сталинградской битвы 4 августа 1942 г. И.И. Пстыго при возвращении на свой аэродром с группой штурмовиков вступил в воздушный бой с большой группой вражеских истребителей. В неравном бою его самолет получил значительные повреждения и совершил грубую посадку, в результате которой от сильного удара он потерял сознание. В боевом донесении авиационной дивизии в штаб воздушной армии значилось: «Пятерка летчиков-штурмовиков в неравном бою пала смертью храбрых». Так боевого летчика И.И. Пстыго при жизни похоронили второй раз.

22 августа 1942 г. командир эскадрильи И.И. Пстыго получил очередное ответственное задание по уничтожению переправы через Дон. В результате атаки тройкой штурмовиков задача была выполнена. Одним точным ударом летчики надолго сорвали переправу войск противника. За успешное выполнение этого и других заданий старший лейтенант И.И. Пстыго был награжден вторым орденом Красного Знамени и ему было присвоено воинское звание «капитан».

С сентября 1942 года И.И. Пстыго – начальник воздушно-стрелковой службы 226 штурмовой авиационной дивизии, затем помощник командира по воздушно-стрелковой службе  авиационного корпуса. И.И. Пстыго в составе этих соединений участвовал в боях на Сталинградском, Юго-Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах.

С декабря 1943 г. и до конца войны И.И. Пстыго успешно командовал 893 штурмовым авиаполком 307 штурмовой авиационной дивизии на 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Полк под его командованием наносил штурмовые удары по немецко-фашистским войскам в Белорусской, Вильнюсской, Каунасской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

Вместе с войсками 3-го Белорусского фронта полк И.И. Пстыго с боями пролетел, проехал, прошагал по центральной части Белоруссии. Он до этого никогда не был на родной земле своих предков, потому что она долгое время была под властью панской Польши. При перелете с 3-го Белорусского на 1-ый Украинский фронт, он по полетной карте легко нашел деревни Хвалово и Криницу Гродненской губернии, заложил глубокий крен и сделал вираж над ними. Заключительный полет в ходе Великой отечественной войны И.И. Пстыго совершил 11 мая 1945 г.

Такому человеку, как Иван Иванович Пстыго, прошедшему войну «насквозь» и не раз смотревшему смерти в глаза, известен ответ на вопрос о воинской удаче. Достаточно сказать, что родители И.И. Пстыго дважды получали сообщение, что их сын не вернулся с боевого задания. Однажды разорвался вблизи снаряд, осколками разнесло кабину, разбило шлемофон, спинку сиденья. Только через 20 лет после Победы, когда он лежал в госпитале, хирурги извлекли из затылочной части черепа 6 мелких осколков того снаряда. Не считая этого, он прошел войну без ранений. Это ли не пример везения?

Из воспоминаний Ивана Ивановича Пстыго: «Я не набожный и не фаталист. Я убежденный атеист. И все-таки жизнь, ее перипетии заставили меня посмотреть на некоторые события с позиций судьбы.»

Окончив в 1947 г. Липецкие Высшие офицерские летно-тактические курсы, И.И. Пстыго получил назначение на должность заместителя командира 96 штурмовой авиационной Амурской дивизии на Сахалине. А летом 1949 г. стал командиром 95 смешанной авиационной дивизии 29 Воздушной армии и служил на Чукотке.

В апреле 1955 г. И.И. Пстыго прибыл на легендарный остров Сахалин и принял должность заместителя командующего 29 воздушной армией по ПВО. Протяженность воздушной границы измерялась не сотнями, а тысячами километров. Вблизи наших границ американские авиаторы нередко совершали опасные полеты. Приходилось поднимать в воздух десятки, а иногда и сотни советских истребителей. Для нашей ПВО это было часто внезапной и трудно предсказуемой проверкой боевой выучки летчиков и сработанности расчетов командных пунктов.

После восьми лет авиационной службы на Чукотке, Камчатке и Сахалине И.И. Пстыго в 1955 г., уже в генеральском звании, поступил в Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. После двух лет учебы в 1957 г. он был назначен заместителем командующего 76 Воздушной армии Ленинградского военного округа, а в 1958 г. первым заместителем командующего и членом Военного Совета 24-й Воздушной армии Группы Советских войск в Германии (ГСВГ). В его подчинении находилась группировка численностью 64 тыс. человек личного состава и 1700 самолетов. В год сбивали до семи самолетов-нарушителей.

В апреле 1959 г. была создана комиссия по государственным испытаниям истребителя МиГ-21, принципиально нового сверхзвукового самолета с треугольным крылом. Председателем назначили заместителя командующего воздушной армией генерал-майора И.И. Пстыго. В комиссию были включены опытные специалисты от МАП и ВВС.

В результате творческой деятельности авиационных конструкторов и летчиков-испытателей при непосредственном участии специалистов ВВС был создан и всесторонне испытан удачный истребитель МиГ-21.

После долгих и упорных научных поисков, экспериментов, проб и ошибок в конце 1969 г. первый отечественный самолет с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 был представлен на государственные испытания. Председателем комиссии был назначен летающий заместитель Главкома ВВС генерал-полковник И.И. Пстыго.

Оба этих самолета И.И. Пстыго успешно освоил, дал путевку в жизнь и выполнял на них полеты.

В 1960-1967 гг. И.И. Пстыго был командующим Военно-воздушными силами Группы советских войск в Германии. С июля 1967 г. – заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами по боевой подготовке. С декабря 1970 г. – заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами.

В 1975 г. ему присвоено высшее воинское звание – маршал авиации.

С 1977 г. начался новый этап в биографии Ивана Ивановича Пстыго, который наиболее интересен и важен для нынешнего поколения личного состава Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и для автора этой статьи, как руководителя Службы.

В 1977 году  маршалу авиации И.И. Пстыго поручено сформировать Центральную инспекцию безопасности полетов (ЦИБП) Вооруженных Сил СССР, которую в этом же году он создал и возглавил.

Принятое на государственном уровне решение о создании ЦИБП оказалось грамотным и своевременным. В основу идеологии системы безопасности полетов было положено комплексное воздействие на всю совокупность факторов, представляющих собою слагаемые этой системы.

Тогда же маршалом авиации И.И. Пстыго была введена «формула безопасности полетов» как сумма слагаемых: качеств личного состава, законов летной службы, регулярности полетов, руководства и управления полетами, надежности авиационной техники. Эта «формула безопасности», построенная на большом опыте всей жизни И.И. Пстыго, действенна до сих пор.

Концептуальное значение формулы безопасности полетов состоит в том, что она, выражая проблему предотвращения авиационных происшествий через совокупность основных ее элементов, позволяет найти наиболее эффективные пути обеспечения выживаемости летчика. Такой подход к обеспечению безопасности полетов подтверждается результатами компетентных расследований авиационных происшествий, проводимых независимой комиссией.

После изложения основной идеи системы обеспечения безопасности полетов, И.И. Пстыго сделал вывод: знание, соблюдение и творческое развитие закономерностей системного обеспечения безопасности полетов, для чего и предназначена формула, позволит осознанно влиять на предупреждение авиационной аварийности. Это поистине задача государственной важности.

Спустя много лет после окончания войны, закончив работу в небе, имея доступ к архивным материалам, маршал авиации И.И. Пстыго провел большую аналитическую работу и сделал научно-обоснованные выводы о подготовке к войне и причинах жестоких поражений нашей армии в 1941-1942 гг. Он воевал на нескольких фронтах, был знаком и встречался со многими военачальниками и изучил мемуары выдающихся полководцев.

В своих книгах опытный боевой летчик неоднократно обращает внимание на психологические качества, которыми должен обладать перспективный и результативный летчик.

Основной принцип, которым И.И. Пстыго всегда руководствовался в своих решениях, – добросовестный труд на благо Отечества и ответственность за порученное дело.

Когда его назначали начальником Центральной инспекции безопасности полетов авиации ВС СССР, он по-военному четко сказал: «Теперь я первый и основной ответчик по всем вопросам безопасности полетов всей военной авиации нашей страны.»

Автору этой статьи в последние годы жизни Ивана Ивановича Пстыго довелось неоднократно общаться с этим выдающимся военачальником и обаятельным человеком. Опытнейший, удачливый летчик, умелый инструктор и грамотный методист, он доходчиво и просто излагал рекомендации нашему поколению авиаторов, в том числе и личному составу Службы  безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Иван Иванович убедительно говорил, как надо жить и работать, чтобы летать надежно, результативно и долго. Давая советы молодым летчикам, он исходил из принципа: испытано на себе – делай как я.

В мае 2007 г. в торжественной обстановке во время церемонии 30-летнего юбилея Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ автор статьи вручил Ивану Ивановичу Пстыго Почетный знак «За заслуги» № 1.

За личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1978 г. маршалу авиации Ивану Ивановичу Пстыго присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.

28 апреля 2008 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля  вручил Ивану Ивановичу Пстыго орден «За заслуги перед Отечеством» 3-ей степени.

Всего за плечами И.И. Пстыго 59 лет военной службы. Им освоено 52 типа самолетов, летный стаж – 42 года, налет – 7500 часов.

С 1983 г. маршал авиации И.И. Пстыго – в Группе генеральных инспекторов Минобороны СССР.

И.И. Пстыго ушел из жизни 23 февраля 2009 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.


 
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"




 
Начальник Службы безопасности полетов авиации
Вооруженных Сил Российской Федерации,
Заслуженный военный летчик РФ,
генерал-лейтенант авиации

Сергей Байнетов


комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.







Материалы рубрики

Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)



Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью
Журнал "Крылья Родины"
Неизвестные проекты: Як-42 как "грузовик"
Евгений Матвеев
Вертолет-амфибия - "единственный и неповторимый"
Олег Колесников, пенсионер
Самолет Як-18А. Судьба человека и самолета
Алексей Кондратов
В Шереметьево открыли памятник Ил-62
Евгений Матвеев
605 метров над Ухтомкой
Владимир Карнозов
Авианосцы в войне за Фолклендские острова (часть 2)
Владимир Карнозов
Авианосцы в войне за Фолклендские острова (часть1)

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer