Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Вся жизнь, как спецполет

14 мая 2018 года / Юрий Зайцев / Aviation EXplorer
 

Автор статьи в отечественной авиации более 65 лет: 30 лет в военной и 35 – в гражданской авиации. Почетный работник аэронавигации России, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. В юбилейном для подразделения 2018 году Юрий Дмитриевич завершил работу над автобиографической книгой «Вся жизнь, как спецполет», в которой рассказывает о кропотливой, многоплановой работе, которая стоит за понятием «литерный полет», о людях, чьим трудом, энтузиазмом и ответственностью создавалась и совершенствовалась система обеспечения особо важных полетов в нашей стране.

Зайцев Юрий Дмитриевич
начальник отдела организации особо важных полетов в 1999-2008 гг.

Общеизвестно, что первые лица государств летают специальными рейсами. Это – общемировая практика, и тому есть масса причин – от необходимости преодолевать вполне объяснимый дефицит времени, свойственный для данной категории авиапассажиров, до особых требований к обеспечению безопасности этого вида перевозок. До 1956 г. воздушные перевозки в интересах высших должностных лиц СССР и правительственных делегаций выполняли экипажи 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (АКДОН), которая базировалась в Москве на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (на Ходынке). 13 апреля 1956 г. эти функции были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), в связи с чем, в мае того же года, в составе Московского транспортного управления (МТУ) гражданской авиации был создан авиационный отряд особого назначения.

В его состав вошли экипажи и самолеты 2-й АКДОН и МТУ ГА. Первым командиром отряда стал А.И. Колеватов. В 1957 г. его сменил подполковник Б.П. Бугаев – командир корабля, шеф-пилот 20-го авиаполка шеф-пилотов 2-й АКДОН. Отряд был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235.

В 1956-1958 гг. «литерные» полеты обеспечивались группой 2-й АКДОН во главе с И.И. Нашутинским. 12 мая 1958 г., после расформирования дивизии, на базе группы в составе ГУ ГВФ сформирован отдел по организации и обеспечению особо важных полетов.

Задачей отдела с момента его создания стало обеспечение воздушных перевозок Генерального секретаря и членов Политбюро ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР, Председателя Совета Министров СССР, секретарей ЦК КПСС, первых секретарей компартий союзных республик, заместителей председателя Совмина СССР и других руководящих работников, отдельных партийных, государственных, правительственных, военных делегаций СССР и иностранных государств. В рамках этой работы решался целый комплекс вопросов, связанных с выбором маршрута полета, готовности аэропортов к приему воздушных судов, их наземному обслуживанию, наличию удобных стоянок, маршрутов руления и буксировки. Особое внимание уделялось и уделяется обеспечению безопасности полетов, организации четкого взаимодействия всех задействованных структур, тщательному планированию для оперативного реагирования на любые изменения обстановки.

Работу нового подразделения стал курировать бывший командир 2-й АКДОН генерал-лейтенант авиации Николай Иванович Цыбин, назначенный помощником начальника ГУ ГВФ. Н.И. Цыбин – участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего дня. После войны его пассажирами стали практически все члены Политбюро ЦК КПСС и главы многих зарубежных государств. Он был шеф-пилотом первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.

27 июля 1964 г. отдел вошел в состав Министерства гражданской авиации (МГА) СССР как подразделение прямого подчинения, а Н.И. Цыбин стал первым заместителем Министра  по организации особо важных и специальных полетов.

С момента создания отдела его сотрудники работали в двухэтажном особняке на Центральном аэродроме, где ранее размещалась группа 2-й АКДОН. Только в мае 1970 г. отдел переехал в новое здание МГА СССР, где продолжает свою деятельность в настоящее время уже в составе центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиции). Первоначальное здание отдела, расположенное между гостиницей «Аэростар» и Росавиацией, со-хранилось. В этом году в ознаменование 60-летия отдела планируется установить на нем памятную доску.

В 1958-1974 гг. начальниками отдела (группы) были И.И. Нашутинский, П.Н. Картерьев, Е.П. Барабаш и Н.К. Полуянчик. В 1974 г. на эту должность был назначен Анатолий Кузьмич Долгов – заместитель начальника Главной инспекции МГА СССР. Однако после выполнения полета по открытию авиатрассы Москва – Конакри он заболел малярией и, не приступая к исполнению обязанностей начальника отдела, скончался. В 1975 г. отдел возглавил Владимир Васильевич Прозор, бессменно руководивший подразделением без малого четверть века.

Владимир Васильевич попал на фронт в 1942 г., сразу после училища. Воевал в штурмовой авиации Черноморского флота. Лично сбил 8 самолетов врага и совершил 145 штурмовок, за что неоднократно награждался орденами и медалями, дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. В 1960 г. после увольнения в запас Владимир Васильевич пришел в гражданскую авиацию, где проработал 39 лет, заслужив новые награды и почетные звания, в том числе – Заслуженного пилота СССР.

В 1990 г. началась эра организационных преобразований, затронувшая и отдел особо важных полетов (ОВП), который в рамках «борьбы с привилегиями» был преобразован в группу организации специальных полетов. Статусное понятие «особо важные полеты» было заменено на «специальные полеты», зарплата снижена. В группе остались только четверо – В.В. Прозор, А.А. Стеценко, В.К. Осыко и автор этой статьи.

После распада СССР группа последовательно переходит в состав Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (1991-1992 гг.), Федеральную авиационную службу (1999-2000 гг.), Государственную службу гражданской авиации (2000-2004 гг.), где вновь становится отделом, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (2004-2005 гг.), Федеральную аэронавигационную службу (2005-2009 гг.) и, наконец, – в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Наиболее критичными для подразделения стали 1999-2000 гг. В 1999 г. уходит из жизни В.В. Прозор. Укомплектовать отдел полностью не удается из-за невозможности найти грамотных специалистов и удержать их на работе. Почти полтора года в отделе работают всего два человека – автор этой статьи и В.К. Осыко, вынужденные трудиться без отпусков и, зачастую, без выходных. Тем не менее, отдел выстоял и смог выполнить поставленные перед ним задачи. Во многом это удалось сделать благодаря руководителю ГСГА Александру Васильевичу Нерадько, который быстро разобрался в сути решаемых отделом задач и добился его пополнения опытными кадрами.

В эти непростые годы, помимо хлопотной повседневной деятельности, отделу удалось проделать колоссальную работу по приведению в порядок нормативной правовой базы и оптимизации системы обеспечения особо важных полетов. В 2005 г. по инициативе куратора отдела, заместителя руководителя Росаэронавигации, позднее – заместителя руководителя Росавиации Андрея Вячеславовича Белякова было создано Управление особо важных полетов и специальных программ, в состав которого вошел и отдел организации и контроля особо важных и специальных полетов.

За 60 лет изменилось многое. На смену поршневым С-47, Ил-14 пришли турбовинтовой Ил-18, реактивные Ту-104, Ил-62, широкофюзеляжные Ил-96, появились вертолеты. Выросла дальность и интенсивность перевозок, способы и условия их выполнения. Не изменилось отношение сотрудников отдела. Они бережно хранят заложенные в 1958 г. традиции и на высоком профессиональном уровне выполняют задачи по координации обеспечения безопасности выполнения полетов воздушных судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и зарубежных стран.

Опубликовано в журнале "Авиасоюз"


Юрий Зайцев


комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)



Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе
Валдис Пельш
Слово "подвиг", в отношении этих людей, было совсем не красным словцом
Алексей Горяшко
Не забывать ликвидаторов катастрофы в Чернобыле
Виктор Галенко
Cамолет «Гагарина» Як-18А нашел свой новый дом
Роман Гусаров
Рыбинским моторам - 100 лет
Александр Нерадько
К 60-летию первого регулярного пассажирского рейса на самолете Ту-104
Юлия Кузьмина
80 лет маршруту Прага-Москва авиакомпании Czech Airlines
МАРАП
Памяти Гипича Геннадия Николаевича
Н. М. Сафронова
100 лет со дня рождения Петра Лабазина
Евгений Сиротин
85 лет на службе крылатой отрасли
Aviation EXplorer
МГТУ ГА исполнилось 45 лет
Юлия Кузьмина
От первого спутника до системы ГЛОНАСС
Александр Книвель
Слово о матери
Владислав Катчан
Долг перед памятью
Журнал "Крылья Родины"
Неизвестные проекты: Як-42 как "грузовик"
Евгений Матвеев
Вертолет-амфибия - "единственный и неповторимый"
Олег Колесников, пенсионер
Самолет Як-18А. Судьба человека и самолета

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer