Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Вся жизнь, как спецполет

14 мая 2018 года / Юрий Зайцев / Aviation EXplorer
 

Автор статьи в отечественной авиации более 65 лет: 30 лет в военной и 35 – в гражданской авиации. Почетный работник аэронавигации России, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. В юбилейном для подразделения 2018 году Юрий Дмитриевич завершил работу над автобиографической книгой «Вся жизнь, как спецполет», в которой рассказывает о кропотливой, многоплановой работе, которая стоит за понятием «литерный полет», о людях, чьим трудом, энтузиазмом и ответственностью создавалась и совершенствовалась система обеспечения особо важных полетов в нашей стране.

Зайцев Юрий Дмитриевич
начальник отдела организации особо важных полетов в 1999-2008 гг.

Общеизвестно, что первые лица государств летают специальными рейсами. Это – общемировая практика, и тому есть масса причин – от необходимости преодолевать вполне объяснимый дефицит времени, свойственный для данной категории авиапассажиров, до особых требований к обеспечению безопасности этого вида перевозок. До 1956 г. воздушные перевозки в интересах высших должностных лиц СССР и правительственных делегаций выполняли экипажи 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (АКДОН), которая базировалась в Москве на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (на Ходынке). 13 апреля 1956 г. эти функции были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), в связи с чем, в мае того же года, в составе Московского транспортного управления (МТУ) гражданской авиации был создан авиационный отряд особого назначения.

В его состав вошли экипажи и самолеты 2-й АКДОН и МТУ ГА. Первым командиром отряда стал А.И. Колеватов. В 1957 г. его сменил подполковник Б.П. Бугаев – командир корабля, шеф-пилот 20-го авиаполка шеф-пилотов 2-й АКДОН. Отряд был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235.

В 1956-1958 гг. «литерные» полеты обеспечивались группой 2-й АКДОН во главе с И.И. Нашутинским. 12 мая 1958 г., после расформирования дивизии, на базе группы в составе ГУ ГВФ сформирован отдел по организации и обеспечению особо важных полетов.

Задачей отдела с момента его создания стало обеспечение воздушных перевозок Генерального секретаря и членов Политбюро ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР, Председателя Совета Министров СССР, секретарей ЦК КПСС, первых секретарей компартий союзных республик, заместителей председателя Совмина СССР и других руководящих работников, отдельных партийных, государственных, правительственных, военных делегаций СССР и иностранных государств. В рамках этой работы решался целый комплекс вопросов, связанных с выбором маршрута полета, готовности аэропортов к приему воздушных судов, их наземному обслуживанию, наличию удобных стоянок, маршрутов руления и буксировки. Особое внимание уделялось и уделяется обеспечению безопасности полетов, организации четкого взаимодействия всех задействованных структур, тщательному планированию для оперативного реагирования на любые изменения обстановки.

Работу нового подразделения стал курировать бывший командир 2-й АКДОН генерал-лейтенант авиации Николай Иванович Цыбин, назначенный помощником начальника ГУ ГВФ. Н.И. Цыбин – участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего дня. После войны его пассажирами стали практически все члены Политбюро ЦК КПСС и главы многих зарубежных государств. Он был шеф-пилотом первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.

27 июля 1964 г. отдел вошел в состав Министерства гражданской авиации (МГА) СССР как подразделение прямого подчинения, а Н.И. Цыбин стал первым заместителем Министра  по организации особо важных и специальных полетов.

С момента создания отдела его сотрудники работали в двухэтажном особняке на Центральном аэродроме, где ранее размещалась группа 2-й АКДОН. Только в мае 1970 г. отдел переехал в новое здание МГА СССР, где продолжает свою деятельность в настоящее время уже в составе центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиции). Первоначальное здание отдела, расположенное между гостиницей «Аэростар» и Росавиацией, со-хранилось. В этом году в ознаменование 60-летия отдела планируется установить на нем памятную доску.

В 1958-1974 гг. начальниками отдела (группы) были И.И. Нашутинский, П.Н. Картерьев, Е.П. Барабаш и Н.К. Полуянчик. В 1974 г. на эту должность был назначен Анатолий Кузьмич Долгов – заместитель начальника Главной инспекции МГА СССР. Однако после выполнения полета по открытию авиатрассы Москва – Конакри он заболел малярией и, не приступая к исполнению обязанностей начальника отдела, скончался. В 1975 г. отдел возглавил Владимир Васильевич Прозор, бессменно руководивший подразделением без малого четверть века.

Владимир Васильевич попал на фронт в 1942 г., сразу после училища. Воевал в штурмовой авиации Черноморского флота. Лично сбил 8 самолетов врага и совершил 145 штурмовок, за что неоднократно награждался орденами и медалями, дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. В 1960 г. после увольнения в запас Владимир Васильевич пришел в гражданскую авиацию, где проработал 39 лет, заслужив новые награды и почетные звания, в том числе – Заслуженного пилота СССР.

В 1990 г. началась эра организационных преобразований, затронувшая и отдел особо важных полетов (ОВП), который в рамках «борьбы с привилегиями» был преобразован в группу организации специальных полетов. Статусное понятие «особо важные полеты» было заменено на «специальные полеты», зарплата снижена. В группе остались только четверо – В.В. Прозор, А.А. Стеценко, В.К. Осыко и автор этой статьи.

После распада СССР группа последовательно переходит в состав Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (1991-1992 гг.), Федеральную авиационную службу (1999-2000 гг.), Государственную службу гражданской авиации (2000-2004 гг.), где вновь становится отделом, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (2004-2005 гг.), Федеральную аэронавигационную службу (2005-2009 гг.) и, наконец, – в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Наиболее критичными для подразделения стали 1999-2000 гг. В 1999 г. уходит из жизни В.В. Прозор. Укомплектовать отдел полностью не удается из-за невозможности найти грамотных специалистов и удержать их на работе. Почти полтора года в отделе работают всего два человека – автор этой статьи и В.К. Осыко, вынужденные трудиться без отпусков и, зачастую, без выходных. Тем не менее, отдел выстоял и смог выполнить поставленные перед ним задачи. Во многом это удалось сделать благодаря руководителю ГСГА Александру Васильевичу Нерадько, который быстро разобрался в сути решаемых отделом задач и добился его пополнения опытными кадрами.

В эти непростые годы, помимо хлопотной повседневной деятельности, отделу удалось проделать колоссальную работу по приведению в порядок нормативной правовой базы и оптимизации системы обеспечения особо важных полетов. В 2005 г. по инициативе куратора отдела, заместителя руководителя Росаэронавигации, позднее – заместителя руководителя Росавиации Андрея Вячеславовича Белякова было создано Управление особо важных полетов и специальных программ, в состав которого вошел и отдел организации и контроля особо важных и специальных полетов.

За 60 лет изменилось многое. На смену поршневым С-47, Ил-14 пришли турбовинтовой Ил-18, реактивные Ту-104, Ил-62, широкофюзеляжные Ил-96, появились вертолеты. Выросла дальность и интенсивность перевозок, способы и условия их выполнения. Не изменилось отношение сотрудников отдела. Они бережно хранят заложенные в 1958 г. традиции и на высоком профессиональном уровне выполняют задачи по координации обеспечения безопасности выполнения полетов воздушных судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и зарубежных стран.

Опубликовано в журнале "Авиасоюз"


Юрий Зайцев



комментарии (0):











Материалы рубрики

В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации



Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer