Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом

9 декабря 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Пополнение Воздушных Войск Монголии парой МиГ-29УБ, безвозмездно переданных решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, позволит соседней стране восстановить собственную истребительную авиацию и решить задачи по обеспечению патрулирования воздушного пространства в пределах национальных границ.

Передача пары самолетов из наличия Министерства обороны Российской Федерации прошла 26 ноября на территории военной базы, расположенной в международном аэропорту «Чингисхан», обслуживающем столицу страны - город Улан-Батор. Событие приурочили к празднованию 95-й годовщины провозглашения Монгольской Народной Республики (МНР). Дело в том, что несколько лет назад, по причинам исчерпания ресурсов и износа материальной части, из состава Воздушных Войск Монголии вывели последние уцелевшие МиГ-21, и страна осталась без истребительной авиации.

Торжественная церемония, которая собрала большое число монгольских военнослужащих из состава воинских частей №№303 и 337, а также гражданских лиц, прошла в присутствии военачальников двух наших стран. Собравшиеся с повышенным интересом и восторженностью осмотрели крылатые машины с бортовыми номерами 18 и 50. На них свежей краской были нанесены знаки национальной принадлежности: флаг МНР под остеклением кабины и желтый «Соёмбо» - древний символ в форме колонны, относящийся к индо-буддийскому наследию страны, и с XVII века воспринимаемый как эмблема монгольского государства. «Соёмбо» венчает знак огня, что для монголов традиционно означает «рассвет и возрождение». Именно этими словами лучше всего можно описать значение вновь полученных самолетов для национальных вооруженных сил.

Ресурсы и необходимость

Монголия – страна небогатая; ограниченные финансовые ресурсы не позволяют ей приобрести новые боевые машины в собственность. Годовые расходы на оборону составляют всего порядка 120 миллионов долларов, за которые можно купить… один истребитель типа F-35! Лишившись братской поддержки после развала СССР, монголы обратились к западным государствам за военно-технической помощью, рассчитывая получить авиатехнику в кредит или рассрочку. Однако по факту, она так и не пришла…

Взглянув на политическую карту мира, уместно задать вопрос: а нужны ли монголам боевые самолеты вообще, и истребители в частности?! Ведь небольшая по численности населения страна (чуть более трех миллионов жителей) не имеет сколь-нибудь значимых ресурсов для противостояния Китаю или России, в случае гипотетического военного конфликта с одной из двух соседних сверхдержав. Национальные вооруженные силы насчитывают менее десяти тысяч человек, в сравнении с миллионными армиями соседей…

История помнит, как во времена Средневековья полчища монгольской конницы под предводительством Чингисхана (наиболее почитаемого населением национального военно-политического деятеля) разгромили все ставшие на пути иностранные армии, установив жесткий контроль над древним Китаем, Средней Азией, Сибирью, Киевской Русью, дойдя до центральной Европы.  Потомки великого воина и искусного политика веками держали под своей властью многие покоренные народы. А в прошлом веке Монгольская Народная Республика сама подвергалась нападениям белогвардейцев, китайских и даже… японских милитаристов! Так что, как говорили древние римляне, Si vis pacem, para bellum - «хочешь мира – готовься к войне»…

Постоянный нейтралитет

Четыре года назад, Президент Монголии провозгласил «постоянный нейтралитет» своей страны. Это, впрочем, не означает отказ от содержания Вооруженных Сил. Более того, монгольские военнослужащие принимают участие в миротворческих миссиях по всему миру. В разные годы нового тысячелетия, они поддерживали общественное спокойствие и порядок в Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Либерии, Ираке и т.д.

Сегодня на первый план выходят контртеррористические операции. Монгольские военнослужащие знакомы с ними по Афганистану, где некоторое время назад силами около двадцати специалистов вели обучение местных военных.

Национальный и религиозный состав населения Монголии естественным образом исключает события, подобные афганским, сирийским или иракским. Между тем, за последнее время среди части молодежи наблюдается рост приверженности исламским традициям своих предков-эмигрантов. Как показывают события в других странах, этим часто пытаются воспользоваться террористы, направляя интерес к религиозным учениям в желаемое русло, что настораживает и дает дополнительные аргументы сторонникам укрепления боеспособности ВС Монголии.

Воздушные Войска ВС Монголии

Российско-монгольские отношения имеют глубочайшие исторические корни, опираясь на которые развиваются добрососедские отношения двух народов. На протяжении десятилетий Россия участвовала в строительстве Вооруженных Сил Монголии и подготовке национальных кадров. Отправным моментом к созданию авиации МНР стал прилет, весной 1925 года в Улан-Батор, тройки транспортных самолетов типа Юнкерс Ю-13. «С того времени наши молодые летчики под руководством советских инструкторов освоили пилотирование таких самолетов как Ю-13, Ил-2, Р-1, Р-5, У-2 (По-2) и Як-7. Им предстояло участвовать в мировых региональных конфликтах, во время которых они с честью выполнили свой долг по защите независимости и территориальной целостности Монголии». В 1931 году Советский Союз передал Вооруженным Силам Монголии первую партию из трех боевых самолетов. Поступившая вслед за ней дополнительная авиатехника позволила сформировать авиационный отряд «Сухэ-Батор».

Середина прошлого века ознаменовалась формированием первых воинских частей, технического и кадрового состава Воздушных Войск Вооруженных Сил Монголии. «Среди монгольских летчиков появились большие мастера своего дела. Благодаря их усилиям, монгольская авиация неуклонно развивалась и шла к новым достижениям.

В 1970 году была создана эскадрилья истребителей МиГ-17. А между 1977 и 1984 гг. сформирована эскадрилья истребительно-бомбардировочной авиации, состоящей из самых современных на то время сверхзвуковых истребителей МиГ-21ПФ и МиГ-21УМ. Эти эскадрильи совершили более девяноста тысяч вылетов».

Ещё совсем недавно Монголия была одной из немногих стран мира, чьи посланцы побывали в космическом пространстве» (Жугдэрдэмидийн Гуррагча совершил космический полёт 22-30 марта 1981 года в составе экипажа «Союз-39»).

В последнее время вновь расширяются рамки военно-технического сотрудничества двух стран, возрастает численность визитов и переговоров на высшем уровне. Первым из высокопоставленных российских военачальников в прошлом году Монголию посетил министр обороны РФ Генерал Армии Сергей Кужугетович Шойгу. А в сентябре последовал официальный визит Президента России Владимира Владимировича Путина. Он дал старт реализации крупного строительного проекта в районе реки Халхин-Гол Восточного Аймака.

Визит Путина

Как было выше отмечено, передача в прошлом месяце пары МиГ-29УБ из наличия МО РФ выполнялась по указанию Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил России. Соответствующее решение принято по итогам визита Главы Государства в Монголию 2-3 сентября сего года. Как бы предваряя это событие, Президент Халтмагийн Баттулга тогда сказал: «Как Главнокомандующий Вооружёнными Силами Монголии я рад, что со стороны Российской Федерации уделяется большое внимание развитию и взаимодействию в оборонной области и военно-техническом сотрудничестве, оказывается безвозмездная техническая помощь и на постоянной основе обучаются наши военные специалисты».

Владимир Путин прилетел в Улан-Батор вечером 2 сентября, и в течение всего следующего дня проводил встречи с руководителями принимающей стороны. Его приняли Президент Халтмагийн Баттулга, премьер-министр Ухнагийн Хурэлсух и председатель Великого государственного хурала Гомбожавын Занданшатар. Между двумя странами были подписаны десять документов, включая межправительственный протокол о возобновлении действия соглашения 2004 года по оказанию Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе. Собственно, на основе данного документа и состоялась передача двух МиГов.

Помимо того, в ходе сентябрьского визита стороны заключили бессрочный договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Монголией и Российской Федерацией. Он составлен на основе Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве от 1993 года и как бы идет в его развитие. По словам лидера принимающей стороны, новый договор представляет основополагающий текст, в котором «прописаны основные принципы наших отношений», так что подписание этого документа вывело наши отношения на качественно новый уровень, «укрепило взаимное доверие и подготовило базу для расширения взаимовыгодного сотрудничества». Тем самым, продемонстрировано обоюдное стремление вывести наше взаимодействие на более высокий уровень и совместно решать масштабные долгосрочные задачи.

Праздничные мероприятия

Высшие должностные лица двух стран приняли участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 80-летию победы советских и монгольских войск в боях на Халхин-Голе. В их число вошли показательные выступления летчиков из подмосковной Кубинки на самолетах Су-30СМ и концерт Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Участие посланцев России украсило празднование и прибавило ему торжественности. Владимир Путин и Халтмагийн Баттулга возложили венки к памятникам, пообщались с ветеранами, посетили тематическую художественную выставку и выступили на торжественном приёме по случаю памятных событий воинской славы.

Президент Баттулга отметил: «Монгольский народ рад тому, что мы так торжественно и широко отмечаем этот юбилей» и что он «очень позитивно принял» показательное выступление «Русских витязей». Монголо-российские отношения проверены историческими традициями, боевым товариществом и временем, развиваются на принципах взаимного доверия, подчеркнул он.

«Мы благодарны, что Президент Российской Федерации, совершая официальный визит, вместе с нами празднует 80-летие победы в боях на Халхин-Голе. Эта победа, которая защитила нашу независимость и суверенитет, спаявшая дружбу между нашими народами, является для нас священной. <…> В 1939 году за короткое время большое количество военнослужащих, самолётов, танков, военной техники и оружия было доставлено на большое расстояние, и на сравнительно маленькой территории проведены крупномасштабные сражения. Тем самым бои на Халхин-Голе имеют особое значение в мировой военной истории. Ни в коем случае не должно быть попыток сфальсифицировать истинные причины и значимость этой войны. Сомон Халхин-Гол восточного аймака стал самым крупным полем сражения и очагом исторической победы».

Тугрики на истребители

Со своей стороны, Путин также придал высокое значение событиям середины прошлого века. «В 1939 году, советские и монгольские воины, сражаясь плечом к плечу, дали жёсткий отпор агрессору и вместе отстояли суверенитет и территориальную целостность Монголии. Достигнутая победа охладила воинствующий пыл захватчиков, гарантировала безопасность дальневосточных рубежей Советского Союза в трудные годы Великой Отечественной войны».

«Мы, конечно же, хорошо помним и ту значительную поддержку, которую монгольские друзья, монгольский народ оказал нашей стране в борьбе с фашизмом, не говоря уже о поставке порядка пятисот тысяч лошадей, что было крайне важно для тех времён. На собранные монгольскими гражданами пожертвования построены 53 танка. Эти танки, объединённые в танковую бригаду «Революционная Монголия», вступили в свой первый бой в 1943 году на Курской дуге, а в 1945 году среди первых вошли в Берлин. В битвах на фронтах войны принимала участие и авиационная эскадрилья «Монгольский арат». Входившие в неё истребители были также подарены Советскому Союзу Монголией».

По словам Верховного Главнокомандующего, взаимодействие наших стран по линии военной техники и авиации не было «дорогой с односторонним движением». Когда Монголии требовалась помощь техникой и войсками – ее предоставляла Москва, а в тяжелое время борьбы с германским нацизмом монголы высылали нам лошадей, крупный рогатый скот, меховую одежду, продукты питания, собирали деньги на поддержку оборонно-промышленного комплекса, включая авиационное производство. Упомянутая Владимиром Владимировичем эскадрилья «Монгольский арат» была сформирована весной-летом 1943 года на истребителях Ла-5, построенных на добровольные пожертвования монгольского народа – порядка двух миллионов тугриков.

Первые монгольские авиаторы

Точкой отсчета постоянного базирования авиатехники в Монголии послужил прилет, 25 мая 1925 года в Улан-Батор, трех самолетов Ю-13 (советское обозначение) с экипажами. Речь идет о Junkers F.13 - одномоторных монопланах с экипажем из двух человек, способных перевозить до четырех пассажиров.

Вскоре советские летчики организовали почтовое сообщение столицы Монголии с удаленными территориями и занялись обучением местных кадров. Переняв опыт посланцев Страны Советов, монгольские летчики с 1927 года приступили к полетам в составе экипажей, а затем – самостоятельным вылетам. А еще через три года первая группа уроженцев Монголии отправилась в Советский Союз осваивать профессию военных летчиков. Среди них были будущие Герои МНР Дамчаагийн Дэмбэрэл и Чоймболын Шагдасурэн.


Дэмбэрэл и Шагдасурэн

Серьезной причиной к усилению монгольской авиации стал захват японскими войсками Манчжурии, с последующим ее выводом из-под протектората центрального правительства Китая и образованием марионеточного государства «Манчжоу-Го». Летом 1931 года МНР получила, в качестве подарка Советского правительства, несколько самолетов Р-5 с пулеметным вооружением. Они послужили основой для формирования эскадрильи «Сухэ-Батор».

Именно одномоторные бипланы семейства Р-5 авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова долгое время составляли основу монгольской авиации. Масса самолета составляла около двух тонн, полетный вес – от 3000 до 3800 кг. Помимо разведывательного, почтового и транспортного (до четырех пассажиров), самолет также выпускался в варианте легкого штурмовика Р-5Ш (ЛШ-5). Дополнительно к спарке пулеметов для защиты задней полусферы, он вооружался четырьмя ПВ-1 или ШКАС, смонтированными попарно под консолями нижнего крыла для стрельбы вперед по курсу.

Самолет мог, в зависимости от мощности установленного двигателя (М-17, АМ-34), нести от 240 до 500 кг полезной нагрузки. На практике штурмовики применяли легкие осколочные бомбы, размещая их на восьми узлах навески под нижним крылом. По меркам первой половины тридцатых годов, базовый Р-5 представлялся неплохим разведчиком, а Р-5Ш – достаточно мощным самолетом непосредственной огневой поддержки. В монгольской авиации их старались использовать главным образом во взаимодействии с кавалерийскими дивизиями.

Боевое применение

Не признавая МНР и готовя дальнейшее проникновение на север, японцы спровоцировали вооруженный мятеж против центрального правительства в Улан-Баторе. Подавить его помог авиаотряд Р-5, за десять дней августа-сентября 1934 года выполнивший около тридцати боевых вылетов. Общее командование осуществлял будущий Маршал авиации Владимир Александрович Судец, а непосредственно боевые задачи выполняли три советских и два монгольских летчика.

Следующее боевое применение датируется мартом 1935-го. Эскадрилью на бипланах Р-5 и У-2 перебазировали из Улан-Батора на передовой аэродром «Тамцак-Булак». Используя также «Матад» и «Баин-Тумен», авиаторы проводили патрулирование спорного участка границы в районе озера Буир-Нур (Буйр-Нуур). При необходимости, они оказывали огневую поддержку пограничникам в отражении вооруженных провокаций. Порой, самолеты выполняли несколько вылетов ежедневно, сбрасывая бомбы и стреляя из пулеметов. Здесь монгольская авиация понесла первые боевые потери - два самолета Р-5.

Первый воздушный парад над Улан-Батором состоялся в 1936 году с участием восьми самолетов. А через пару лет монгольский авиапарк вырос до сорока пяти машин. Командиром первого авиаполка в 1938 году стал военный летчик с боевым опытом Чоймболын Шагдасурэн. Из-за нехватки местных кадров (на то время имелось 27 летчиков-монголов), экипажи в основном продолжали быть смешанными. Среди советских летчиков упоминаются: Андрианов, Манн, Миронов, Новосельцев, Павлов, Полушин, Рейфшнейдер, Старостенко, Судник, Филь, Хазахметов и Черенков.

Монгольская эскадрилья на семи самолетах была задействована в ходе битвы на Халхин-Голе. Ввиду превосходства японской истребительной авиации в мае 1939 года, Р-5 понесли неоправданные потери и покинули зону боевых действий. Летом, при подготовке контрнаступления, их вернули, изменив тактику действий.


1941 год, монгольские выпускники авиационной школы в Борисоглебске

Теперь, под командованием монгольского командира Бора, тихоходные бипланы летали с аэродрома «Матад» лишь в темное время суток, используя аэродромы «подскока» у линии фронта. Выходить на цель экипажам Р-5 помогали световыми сигналами с позиций на передовой. Главной задачей было не дать японским солдатам покоя даже ночью, изматывая их бомбардировками с высот порядка трех километров, - вне зоны поражения стрелкового оружия и зенитных автоматов калибра до 20 мм.

Заметим, что японская армейская авиация на ТВД ночью практически не летала из-за отсутствия достаточного числа летчиков с соответствующей подготовкой. При тогдашнем приборном оборудовании кабины, это действительно было трудным и опасным делом, требующим высокого летного мастерства и знания местности.

Всего в ходе битвы на Халхин-Голе экипажи монгольской авиаэскадрильи выполнили 186 боевых вылетов и сбросили около шестидесяти тонн бомб, потеряв одну машину по навигационной ошибке. Выполняя ночные полеты, отличился Хамза Ерзинулы (Мударис) Зайсанов – этнический казах, проживавший в Монголии. Выпускник Оренбургского лётного училища, он командовал монгольским авиаполком, а в 1942 году возглавил всю военную авиацию страны.

После заключения перемирия в сентябре 1939 года, имели место лишь отдельные эпизоды применения монгольской авиации на границе с Манчжоу-Го и районами Китая под контролем Гоминьдана. Об ее участии в разгроме советскими войсками Квантунской Армии в 1945 году сведений нет.

Послевоенный период

Вскоре после войны правительство МНР учредило службу гражданской авиации для авиасообщений с удаленными аймаками. Затем она послужила основой для создания национальной авиакомпании MIAT – Mongolian Airlines. Парк ее воздушных судов последовательно пополнялся самолетами Ан-2, Ил-14, Ан-24 и Ан-26. В конце семидесятых MIAT освоила свой первый реактивный лайнер - Ту-154. Сегодня ее парк состоит из Boeing 737 и 767, а в 2021 году ожидается поступление Boeing 787-9 Dreamliner.

Военная авиация тоже не стояла на месте. Бипланы с поршневыми двигателями уступили место монопланам с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. По состоянию на 2008 год, численность Воздушных Войск оценивалась цифрой порядка восьмисот человек, включая зенитно-ракетные и артиллерийские подразделения. Сегодня на вооружении находятся военно-транспортные самолеты Ан-26, вертолеты огневой поддержки Ми-24 и военно-транспортные Ми-8.

Долгое время на территории МНР находилась внушительная по составу группировка Советских войск, включавшая авиационные и зенитно-ракетные части. При ее выводе в 1989-1992гг. местным военным передали большое число техники и снаряжения. Возник даже некий переизбыток, усугубленный сокращениями национальных вооруженных сил и снижением реальных военных расходов.

Когда же запасы поредели, сформированное по демократическим принципам правительство страны (после так называемой «Демократической Революции 1992 года») обратилось за военной помощью к США, Турции и другим странам Запада. Таковая оказывается, но в крайне ограниченном объеме, в основном по линии обучения военачальников и снабжения т.н. «небоевыми материалами». На состоянии парка Воздушных Войск она практически никак не сказалась.

Подписание новых соглашений с Россией осенью 2019 года, включая межправительственный протокол о возобновлении действия соглашения 2004 года по оказанию Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе, дает основу для нового импульса в развитии военной авиации страны. Возможно, пара полученных в ноябре МиГов и станет первым шагом в данном направлении.


Владимир Карнозов


комментарии (1):

Канадец      16/12/2019 [04:00:23]#1
Двумя самолетами, конечно, китайскую армию не остановить. Возможно, речь идет о поддержании летного состава в форме. Ну и о возможной продаже 35-х в недалеком (или далеком) будущем.









Материалы рубрики

Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена



Профсоюз летного состава России
Ивановскому Николаю Николаевичу исполнилось 60 лет
Журнал "АвиаСоюз"
АО «ХелиВерт»: знаменательные даты
ЮТэйр
Ушел из жизни Геннадий Павлович Ласкин
AVIA.RU
Роберту Сулейманову 75 лет
Илья Вайсберг
Техническое братство
AVIA*RU Network
Юбилей выдающегося авиаконструктора
Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове
Илья Вайсберг
Строитель авиапрома
Роберт Сулейманов
Сергею Скуратову 70 лет
Михаил Вахнеев
90 лет МАИ
Виктор Горлов
Олег Смирнов - пилот, командир, общественный деятель
AVIA.RU
Центр стратегических разработок в гражданской авиации отмечает 10-летие
AVIA.RU
Ветерану вооруженных сил и гражданской авиации Анатолию Стромову исполнилось 100 лет!
Александр Книвель
О Генеральном конструкторе замолвите слово
AVIA.RU
Поздравляем Николая Гедеоновича Донианца со 100-летием
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 2)
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 1)
Марк Либерзон
Эпоха Г.Е. Лозино-Лозинского
Владимир Карнозов
Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом
Госкорпорация "Ростех"
80 лет как один "МиГ"
Михаил Терещенко, Виктор Горлов
Пилот и строитель в гражданской авиации
В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Стоимость монтажа электропроводки в частном доме на http://remont.youdo.com/electrician/electrical-wiring/other/montag-elektroprovodki-v-chastnom-dome/.
Расширение проемов в кирпичных стенах на http://remont.youdo.com/facing/walls/dismantling-partitions/brick-wall/other/extension/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer