Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Выдающиеся личности

Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове

25 марта 2019 года / Опарин М.М. / Aviation EXplorer
 

Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове, заслуженном военном летчике СССР.  «Это был великий летчик и безупречный во всех отношениях человек…» П.С. Дейнекин, Герой России, Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Российской Федерации.

В день 90-летия со дня рождения маршала авиации А.Н. Волкова в кругу сослуживцев и ветеранов Дальней авиации мы вспомнили и тепло отозвались о человеке, который достиг высокого государственного поста. Разные периоды его службы раскрывают высокий уровень интеллекта, над воспитанием которого он работал напряженно и непрерывно на протяжении всей жизни.


Командующий ВТА генерал-полковник Ефанов В.В., командующий ДА генерал-полковник Решетников В.В. и министр ГА маршал авиации Волков А.Н. на воздушном празднике в Тушино

Из воспоминаний его заместителя по инженерно-авиационной службы генерал-майора Быстрова А.А.: «Стиль работы А.Н.Волкова в должности командира 203 гвардейского Орловского тяжелого бомбардировочного авиационного полка Дальней авиации (ДА), был заложен в этом полку, и его лучшие качества проявились в последующие годы как крупного военачальника Военно-Воздушных Сил СССР и Министра Гражданской авиации СССР.

А.Н. Волков до назначения в полк прошел тернистый путь военачальника - от командира корабля бомбардировщика Ту-16 до командира полка на самолётах Ту-22, был летчиком - инструктором 1-го класса, два года находился в специальной командировке в Египте, был награжден орденом Красного Знамени. Перед назначением прошел переучивание на самолет Ту-22 в Рязанском Центре боевого применения.

Первый сверхзвуковой бомбардировщик - ракетоносец Ту-22К наложил на психологию авиаторов особый отпечаток. Морально-нравственный климат в полку был заложен еще при его формировании летчиками, штурманами, стрелками-радистами и наземными специалистами, пришедшими из Гражданской авиации в начале Великой Отечественной войны. Полк, который под руководством комбрига Водопьянова М.В. на самолётах Пе-8 бомбил Берлин и воспитал одиннадцать Героев Советского Союза. Эта особая морально-нравственная атмосфера в течение многих десятилетий укреплялась многими поколениями командиров и личного состава и позволяла успешно решать сложнейшие задачи боевой подготовки. Полковник Волков А. Н., как командир полка, продолжил укреплять святые традиции полка и сделал все необходимое для укрепления воинского товарищества и братства среди личного состава. К моменту назначения на должность и НИИ ВВС, и строевые части ДА, и авиации ВМФ буквально сотрясали летные происшествия c только что поступившими на вооружение Ту-22. Он понимал, что помимо технической проблемы причина также кроется в человеческом факторе. 50 лет тому назад не было разговоров о значении уровня интеллекта летчиков в решении задач безопасности полетов.

Интеллект человека – это неразрывное единство, сплав умственных способностей, профессиональных качеств и культуры в широком понимании этого слова. А.Н. Волков формированию своего высокого интеллектуального уровня посвятил все годы своей жизни, занимая различные должности. На его рабочем столе постоянно находились книги, справочники и руководящие документы. Он требовательно и одновременно уважительно относился к инженерам, техникам и механикам, глубоко вникал в суть, требовал от инженеров разъяснения физической сущности, знал, где на новом самолете размещаются доработанные агрегаты и узлы.

В результате такой работы он стал не просто летчиком, а летчиком с инженерными знаниями конструкции самолета, поэтому в полетах у него не было аварийных ситуаций. Его экипажи первыми в ДА выполнили пуски ракет на дозвуковой скорости полета и первым на сверхзвуковой. Летчикам нравился этот строгий в пилотировании самолет. Многие на нем безаварийно налетали по 1000 часов и более. А.Н. Волков по праву относится к этой категории летчиков. Полк за время командования полковником А.Н. Волковым не имел ни одного летного происшествия и стал «кузницей» военоначальников в ДА.

Военно-политическая обстановка в конце 60-годов, сама «Холодная война», агрессивные планы капиталистических государств, особенно, Соединенных Штатов Америки, заставили руководство нашей страны усилить контроль за авиационными ударными группировками вероятного противника в акваториях Мирового океана. И 203-й полк Волкова становится «грозой» американских авианосцев».

В 1969 полковник А.Н. Волков назначается командиром 79 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии ДА в Семипалатинске, где базировалась стратегическая авиация. Он в короткие сроки освоил Ту-95К, (М), Ту-116. Дивизия, кроме повседневной летной подготовки экипажей, выполняла специальные полеты на разведку реальных целей в удаленные военно-географические районы с двумя дозаправками топливом в полете с продолжительностью 26-28 часов. Большое внимание командование дивизии уделяло подготовке экипажей полетам на дозаправку топливом в воздухе.

Это один из самых сложных элементов летной подготовки. Сложность не только в подготовке экипажей, но и в организации взаимодействия с танкерами, как в повседневной учебе, так и в организации встречи с танкерами над морем при выполнении специальных полётов. Организаторские способности командира дивизии не остались незамеченными. Командующий Дальней авиации, участник Великой отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-полковник В.В. Решетников, направляет А.Н. Волкова на учебу в Военную академию Генерального штаба, после успешного окончания которой, он назначается заместителем, а затем в 1975 году – командиром 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса ДА.

Сложные задачи по обеспечению слаженности, маневров Фронтовой, Дальней и Армейской авиации на аэродромы Афганистана и Средней Азии СССР, обеспечению действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане всем необходимым для боевых действий и жизни, потребовали назначения на высокую и чрезвычайно ответственную должность командующего Военно-Транспортной авиацией (ВТА) человека, обладающего высокой мерой ответственности и глубочайшими знаниями оперативно-стратегической обстановки. В 1976-м году на эту должность назначают генерал-лейтенанта А.Н. Волкова.

Из воспоминаний его начальника штаба ВТА, Заслуженного военного летчика СССР, генерал-полковника Ефаного В.В.: «Командующий быстро вошел в обстановку и приступил к руководству действиями соединений и частей. Высокая оперативная подготовка, большой опыт командования и руководства летной работой, глубокие теоретические знания, организованность и трудолюбие, требовательность и уважение к подчиненным позволили ему в короткие сроки освоить особенности боевого применения ВТА, завоевать авторитет и уважение среди личного состава ВТА. Под его руководством происходило интенсивное перевооружение частей на тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. С учетом опыта полетов в Афганистане, была проведена доработка и оснащение самолетов ВТА более эффективными средствами преодоления средств ПВО, значительно возрос уровень боевой готовности и боевые возможности ВТА. Командующий освоил самолет Ил-76, регулярно выполнял полеты. Под его руководством создавался военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Он вырастил многих командиров частей и соединений».

За умелое руководство ВТА и успешное решение задач Правительства страны и Министра обороны, А.Н. Волкову присвоено воинское звание генерал-полковник авиации, он был награжден орденом Ленина и в сентябре 1986 года назначен на должность Заместителя Главнокомандующего ВВС страны. С мая 1987 года - Министр гражданской авиации СССР, председатель Комиссии по делам ICAO. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1989 года ему присвоено воинское звание – маршал авиации. С апреля 1990 года в группе Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года - в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 11- созыва. За период службы в ВВС освоил 11 типов самолетов. В 1974 году получил звание «Заслуженный военный летчик СССР».


Маршал авиации Волков А.Н. и генерал-полковник Ефанов В.В на торжественном собрании ВТА

Из воспоминаний Командующего ДА Заслуженного военного летчика России, генерал-лейтенанта Опарина М.М.: «Я чрезвычайно благодарен своей авиационной судьбе за то, что имел счастье служить и летать под руководством А.Н. Волкова. И мое становление как авиационного военачальника проходило в 203-м гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиационном полку на Ту-22. Именно сам самолет, этот «ревущий зверь», гвардейский коллектив профессионалов летного и инженерно—технического состава и особенно боевые традиции полка «Мастеров боевого применения» заставляли нас молодых командиров кораблей напряженно работать под контролем строгих командиров-наставников, чтобы занять достойное место в боевой плановой «Таблице номер один». Сам Александр Никитович, будучи уже заместителем, а потом командиром 6-го отдельного тяжелобомбардировочного авиакорпуса часто бывал в своем родном полку и мне, тогда молодому командиру отряда, секретарю Методического совета полка, больно доставалось за допущенные ошибки от строгого и принципиального начальника, но время было особое, шла «Холодная война», требовавшая от нас максимального напряжения сил в совершенствовании своего лётного мастерства, мастерства твоего отряда, твоей эскадрильи, твоего полка.

И я благодарен судьбе за то, что уже став Командующим ДА, освоив все боевые авиационные комплексы, стоящие на вооружении ДА, моим наставником стал маршал Волков А.Н. Именно он в самое трудное для меня время незримо обозначал нам «берега» дальнейшего пути развития ДА и когда, иногда от бессилия «руки опускаются и выть хотелось», приходил мне на помощь.

Спокойно, ненавязчиво, добрым советом он помогал мне при реорганизации ВВС, когда ДА резали «по живому», когда буквально заново приходилось воссоздавать соединения и части, переформировывать Управление командующего и штаб ДА. Ведь благодаря его советам нам удалось сохранить боеспособность ДА во время катастрофического сокращения количества выделяемого количества авиационного топлива на выполнение плана боевой подготовки в конце 90-х. Это благодаря его совету мы сохранили практический опыт и не остановили полёты в удаленные военно-географические районы Земного шара. Это Волков советовал мне «встряхнуть» и активно участвовать в разработках и испытаниях новых видов высокоточных дальних авиационных средств поражения. И я помню, как он радовался их первым успешным пускам.

На всю жизнь я запомнил его высокую стройную фигуру, тихий спокойный голос и товарищеское доброе отношение ко мне и моим товарищам. И сегодня, отмечая 90-ю годовщину со Дня его рождения, хочется сказать: «СПАСИБО ТОВАРИЩ КОМАНДУЮЩИЙ!»


Опарин М.М.

комментарии (1):

Variant      26/03/2019 [19:20:09]#1
Командующим ВТА генерал - лейтенант авиации А.Н. Волков был назначен в конце 1979 или самом начале 1980.
Но никак не в 1976.








Материалы рубрики

Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет



Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха
Илья Вайсберг
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат
Aviation EXplorer
Легендарный Ил-2 снова в небе

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer