Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Поздравления

Пилот, руководитель, общественный деятель

28 мая 2019 года / AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

28 мая 2019 г. исполняется 85 лет выдающемуся авиатору нашего времени, заслуженному пилоту СССР Алексею Маркияновичу Горяшко.

Жизненный путь Алексея Маркияновича – от школьной скамьи до сегодняшнего дня – посвящен служению отечественной гражданской авиации. Ей и только ей. Ни на какую другую деятельность в течение непрерывных 63-х лет он не отвлекался. Его вклад в развитие отрасли трудно переоценить. Богатейший профессиональный и жизненный опыт юбиляра достоин детального изучения и подражания.

Алексей Маркиянович родился в селе Пересеченное Харьковской области в многодетной крестьянской семье (8 детей). В июне 1941 г. три брата и сестра ушли на фронт. Отца не призвали по возрасту. Пришлось хлебнуть тяжесть фашистской оккупации. Один из братьев (Федор) погиб в боях за Полтаву. Два брата и сестра, к счастью, вернулись с войны живыми. В 1947 г. отец умер от постоянного перенапряжения в работе и недоедания. 

По окончании семилетки Алексей подал документы в Одесское мореходное училище, где было полное государственное обеспечение. В приеме ему было отказано – «нет вакантных мест». Истинная причина – на учебу в плавсостав для загранплаваний не брали лиц (даже 14-15 летних ребят), находившихся на оккупированной территории. Алексей поступил в Харьковскую среднюю специальную школу ВВС, которая, как не раз говорил Алексей Маркиянович, очень много дала ему в жизни. Трудностей он уже достаточно нахлебался, привык их переносить. А в спецшколе добавились дисциплина, усидчивость, настойчивость, желание познать новое, чувство коллективизма и товарищества. Сформировался сильный, целеустремленный, не пасующий перед трудностями юноша – будущий авиатор.

Спецшколы ВВС давали право выбора для поступления в военное училище ВВС. Спецшколы ВВС дали стране крупных военачальников и государственных деятелей, Героев и Лауреатов Государственных премий. Среди них: министр гражданской авиации СССР, маршал авиации А.Н. Волков и Главком ВВС СССР и Российской Федерации, генерал армии, Герой России П.С. Дейнекин, который окончил Харьковскую спецшколу ВВС на два года позже А.М. Горяшко и был его преданным другом. Поступить по окончании спецшколы в летное училище ВВС Алексею Маркияновичу не удалось – заболел, простыл. Зато после выздоровления поступил в Краснокутское летное училище ГВФ. Определенно – повезло гражданской авиации…

А.М. Горяшко по окончании училища  был направлен пилотом в Харьковский объединенный авиаотряд (ОАО), где проработал 10 лет: пилот, командир воздушного судна, пилот-инструктор, командир авиаэскадрильи, командир летного отряда. Много летал на местных воздушных линиях и авиационно-химических работах. Ему пришлось обрабатывать поля на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Поволжье. Только на самолетах Ан-2 личный налет А.М. Горяшко – более 5000 часов. 

В 1966 г. А.М. Горяшко назначается командиром Донецкого ОАО, где проработал до 1970 г. В 1968 г. закончил Ленинградское высшее авиационное училище ГА, получив диплом инженера-пилота.

После Донецка перед Алексеем Маркияновичем открываются новые широкие горизонты. В 1970 г. его переводят в Киев на должность начальника Украинского управления гражданской авиации. Как говорится, и объемов работ и проблем по развитию и ответственности – все «выше крыши». В составе Украинского управления – 25 объединенных авиаотрядов с численностью работающих более 45 тыс. человек. Объем работ Украинского управления ГА составлял 12% от общего объема гражданской авиации страны. Это было самое крупное территориальное управление гражданской авиации СССР.

Алексей Маркиянович проработал начальником Украинского УГА 17 непрерывных лет. В истории отечественной гражданской авиации, кроме него, было еще только два начальника территориальных управлений ГА с аналогичным стажем: А.А. Коннов (Приволжское УГА, 17 лет), Н.А. Кузнецов (Казахское УГА, 16 лет).

Невозможно кратко рассказать о больших заслугах А.М. Горяшко в развитии гражданской авиации Украины, организации четкой работы всего сложнейшего административно-хозяйственного механизма Украинского УГА, обеспечении безопасности полетов. Главная его заслуга – полная аэрофикация огромной республики.

Когда Алексей Маркиянович приступил к работе в качестве начальника Управления, на Украине было шесть аэродромов с искусственным покрытием, оборудованных системой посадки и более-менее приличными по тому времени аэровокзальными комплексами. Когда его перевели на повышение в Москву, таких аэродромов было уже 25 с более развитой инфраструктурой. А.М. Горяшко уделял внимание развитию всех аэропортов Украины, но особенно – аэропортам Борисполь, Харьков, Симферополь, Одесса. При его активном участии возведено 26-этажное здание Украинского управления ГА с вычислительным центром. Такого масштабного здания не имело и не имеет ни одно территориальное управление гражданской авиации. А.М. Горяшко постоянно занимался формированием парка воздушных судов. В середине 80-х гг. в Украинском УГА эксплуатировалось более 1300 самолетов и вертолетов. 

Очень ярко организаторские способности и мудрость руководителя Алексея Маркияновича проявились в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель-июнь 1986 г.). Будучи старшим руководителем отрасли, координировал действия сводных подразделений ГА, занятых ликвидационными работами.

Когда случилась авария на ЧАЭС (26 апреля), А.М. Горяшко был серьезно болен, но вышел на работу, забыв о здоровье. В начале мая, после аварии, в здании киевского агентства Аэрофлота было страшное столпотворение, возбужденные люди вместе с детьми и стариками всеми силами старались вылететь из Киева. Сотрудники агентства и милиция не могли справиться с ситуацией. Тогда А.М. Горяшко обратился к желающим вылететь с просьбой самим организовать формирование очереди и контроль за ее прохождением. Именно это позволило отрегулировать процесс. 

В 1987 г. А.М. Горяшко переводят в Москву первым заместителем Председателя Госавианадзора СССР, а в 1988-1991 гг. – заместителем, а затем первым заместителем Министра гражданской авиации СССР. Министр Б.Е. Панюков и его первый заместитель А.М. Горяшко приняли самые первые удары «лихих девяностых» – мужественно, без паники и суеты.

С 1992 г. Алексей Маркиянович работает региональным представителем Аэрофлота (Российской Федерации) в странах Юго-Восточной Азии и Австралии. В 2002 г. выходит на пенсию, но ведет активную общественную работу: избирается членом Совета, а затем председателем Совета Клуба «Опыт», членом Общественного Совета при Росавиации.

Алексей Маркиянович Горяшко – очень красивый и интересный человек, высокий (188 см), подтянутый, атлетически сложен, с приятными, чисто мужскими чертами лица. Обладает своеобразной речью – каждая фраза отточена, лаконична, лишена «слов-паразитов», несет строгую смысловую нагрузку. Решителен, справедлив, прямолинеен, иногда категоричен, и даже очень. Один из его друзей (здравствующий, дай Бог ему здоровья) как-то сказал: «Штык ты наш, закаленный и отточенный». Коротко, но верно. Отличный семьянин, 55 лет прожил вместе с единственной подругой жизни (Раиса Кирилловна упокоилась в сентябре 2012 г. на Троекуровском кладбище). Имеет двух замечательных сыновей (тоже летчиков), пять внуков.

Заслуженный пилот СССР. Его личный безаварийный налет – 12 тыс. часов. Это очень много для командира ОАО и начальника территориального управления. Летать любит, но приходилось, в основном, летать по выходным, праздникам, ночью. Светлое время и будни посвящал наземным авиационным проблемам. В качестве командира воздушного судна А.М. Горяшко летал на самолетах По-2, Ан-2, Ан-24, Ту-134, Ту-154. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак Почета, медалями. Лауреат Государственных премий СССР и УССР, «Отличник Аэрофлота». 

Конечно, годы дают о себе знать, но Алексей Маркиянович сохраняет живой интерес к состоянию дел в гражданской авиации, ее развитию. Постоянно поддерживает тесные контакты с общественными организациями и руководством отрасли. Он убежден, что, несмотря на трудности, наступит время полной аэрофикации страны, когда каждый гражданин в любом населенном пункте нашего необъятного Отечества будет иметь свободный доступ к авиатранспортному обеспечению. 

Здоровья и здоровья Вам, 
Алексей Маркиянович, наш дорогой руководитель, учитель и друг! 

В.В. Замотин

заместитель Министра гражданской авиации СССР (1990-1991 гг.)

В.В. Горлов,  

заместитель Министра гражданской авиации СССР (1986-1991 гг.) 

 

Также опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


AVIA.RU


комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове



В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer