Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История История и современность

Две восьмерки «Гражданской авиации»

10 июня 2019 года / Екатерина Пристанскова / Aviation EXplorer
 

В мае 2019 года старейшему отечественному авиационному журналу «Гражданская авиация» исполнилось 88 лет. Журнал, зародившийся вместе с авиационной отраслью страны в 30-е годы прошлого столетия, и сегодня продолжает быть ее верным «летописцем».

88 – это не возраст, а история

Если покопаться в архивах ранних выпусков «Гражданской авиации», можно найти, к примеру, публикации самого Циолковского. А рядом – подробную чертежную схему авиационного двигателя в разрезе. А на следующем развороте – постановочную фотографию с подписью «Девчата учатся летать». Репортажи: «Беречь – значит приумножать», «Рабочий – это звучит гордо», «Воспитывать убежденных борцов»...

Многие десятилетия журнал выписывали отраслевые профессионалы. Еще бы! Где еще увидишь доскональный разбор новой модели самолета: его характеристики, особенности, преимущества и недостатки, вид изнутри и снаружи. Читателей знакомили со всеми деталями строительства новых аэропортов, причем, не только отечественных, но и зарубежных.



 


Главный редактор Б.М. Евтеев на пресс-конференции в аэропорту Шереметьево. 1965 г.

Интересно вдыхать дух той эпохи, когда каждое издание не должно было забывать и об идеологической линии. В журнале публиковались труды Ленина, Сталина, «Малая земля» Брежнева. В то же время, важную роль играла и литературно-развлекательная составляющая: приключенческая проза, стихи начинающих и известных авторов, зарисовки карикатуристов, кроссворды, шахматные этюды.

По журнальным архивам можно проследить всю историю страны, издание менялось вместе с ней. Был и вынужденный перерыв – в годы Великой Отечественной сотрудники редакции воевали, журнал не выпускался. В лучшие годы своего существования тираж журнала доходил до 100 000 экземпляров!


Коллектив редакции во главе с главным редактором журнала И.Н. Туркиным (пятый слева в первом ряду). 8 мая 1975 г.

В девяностые «Гражданская авиация» искала свое место в новой жизни, боролась за существование и независимость. После развала СССР журнал стал претерпевать не только внешние, но и внутренние изменения. В какой-то момент стал никому не нужным. Но, как вспоминал об этом времени самый известный главный редактор «Гражданской авиации» Анатолий Трошин, «Журнал удалось сохранить».

Редактор из книги рекордов

Самый насыщенный период истории журнала связан с Анатолием Михайловичем Трошиным. «Для меня и многих коллег по авиационной отрасли журнал до сих пор ассоциируется с именем его легендарного редактора. Человек, беззаветно преданный своему делу, пользовавшийся безусловным авторитетом и безупречной личной репутацией. Его называли летописцем гражданской авиации страны», – вспоминает главреда нынешний руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

Изначально молодой человек, подававший после окончания школы документы в военное училище, даже не думал о карьере журналиста, а свои маленькие заметки считал простым хобби. Однако, поступив в авиационное училище, он открыл для себя и журнал «Гражданская авиация». Отправил туда свою заметку с мыслью: «А вдруг получится?». И получилось. Будущий главный редактор писал в журнал не только в студенчестве, но и после, когда работал в тогда ещё только открывшемся столичном аэропорту Домодедово.



 


Орден Дружбы народов — к знамени журнала. Май 1981 г.

Позже, спустя десятилетие работы в журнале журналистом, он неожиданно для себя становится его главным редактором. Сам Трошин считал, что причиной тому послужила абсолютно случайно добытая им фотография молодого Брежнева, шагающего на параде Победы, которую снял так же совершенно случайно фотокорреспондент Яков Халип. Тогда, выпуская номер с этим снимком, Трошин был исполняющим обязанности главного редактора, а после – стал им уже без приписки «и.о.».


Министр гражданской авиации СССР Б.Е. Панюков на встрече с членами редколлегии журнала. 1991 г.

Сорок лет он проработал в «Гражданской авиации» в качестве главреда – чем не рекорд для книги Гиннеса? К сожалению, Анатолий Михайлович не застал восемьдесят восьмой годовщины журнала – Трошин скончался в апреле 2018 года.

Популярная летопись

Сменялись эпохи, менялся и журнал. Менялась сама специфика, которая отражалась в расшифровке названия: то «государственное авиационное и автотракторное издательство», то «ежемесячный профессиональный авиационный журнал», то «aviation monthly international». Менялась и «начинка» журнала. Теперь он старается ориентироваться на более широкую аудиторию. Сейчас его может читать самый обычный человек, который интересуется авиацией или просто регулярно путешествует воздушным транспортом.


Памятная встреча. Слева направо: редакторы отделов В.Н. Гольцов, В.В. Шитов, главный редактор А.М. Трошин, министр транспорта Российской Федерации В.Б. Ефимов и директор Департамента воздушного транспорта Минтранса России В.В. Замотин. 1994 г.

Нынешняя аннотация к названию «Гражданская авиация» – «популярный авиационный журнал». В каком-то смысле, это возвращение к истокам, так как первый майский номер от 1931 года был «популярным журналом авиации и дирижаблестроения». И редакция журнала всеми силами старается сохранить лучшие традиции издания, продолжая «летопись» нашей авиаиндустрии.


75-летний юбилей журнала. В первом ряду: В.Г. Устинов, Л.В. Гуржий, А.М. Трошин, В.В. Шитов, В.А. Гребнев. Во втором ряду: Е.М. Кузнецова, А.В. Смирнов, Н.В. Ячменникова, Т.Г. Суворова, В.В. Беликов. 2006 г.


Екатерина Пристанскова


комментарии (0):









Материалы рубрики

Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации
Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове



В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…
АО "Гражданские самолеты Сухого"
10 лет первой публичной презентации летного экземпляра Sukhoi SuperJet 100
Роман Гусаров
20 лет для интернет-издания это целая эпоха

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer