Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная История Выдающиеся личности

Навечно в истории авиации

Памяти Генриха Васильевича Новожилова


8 июля 2019 года / Николай Таликов / Aviation EXplorer
 

28 апреля 2019 г., в день Святой Пасхи (по одной из легенд, если человек умирает на церковный праздник, то его душа попадает прямо в рай. И при этом вхождение в Царство Божие происходит без мытарств, то есть без Страшного суда), на 94-м году жизни скончался дважды Герой Социалистического Труда, Академик академии наук СССР, а затем и Российской Академии наук, Лауреат Ленинской премии, Генеральный конструктор «Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина» Генрих Васильевич Новожилов.

Несмотря на столь почтенный возраст, уход из жизни Генриха Васильевича был для коллектива ильюшинцев неожиданностью. Неожиданностью потому, что Генрих Васильевич практически до последнего дня работал. Он каждый день приходил на работу, к нему постоянно приходили и сотрудники предприятия, и люди, которые нуждались в различных консультациях, он вел большую общественную работу.

Незабываемым было его выступление 1 апреля на митинге сотрудников предприятия в честь выполненного 30 марта первого полета первого опытного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и 125-летия со дня рождения его учителя – трижды Героя Социалистического Труда, Академика Академии наук СССР, Лауреата Ленинской премии, Генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Его выступления на различных встречах и собраниях всегда отличались своей стройностью, яркостью.

И в тот раз он говорил и о самолете, и о своем учителе, и о проблемах и сложностях, которые стояли и стоят перед нашим предприятием. Причем говорил об этом простыми и доходчивыми до каждого сотрудника словами. Несмотря на то, что сегодня на предприятии большинство составляют молодые сотрудники, всем, в том числе и им, было ясно и понятно, о чем говорил Генрих Васильевич.

С его уходом завершилась эпоха ярких отечественных Генеральных конструкторов авиационной техники, которые продолжили дело своих предшественников и сделали все, чтобы советская авиация была в числе лидеров мировой авиации. Это касалось и военной, и гражданской авиации. В результате их работы родились семейства всемирно известных самолетов «Ил», «Ту», «Ан», «Як», «МиГ», «Су», «Бе».

Еще будучи студентом Московского авиационного института, Генрих Новожилов работал на кафедре физики родного вуза в далеком военном 1942 г. Руководителем его дипломного проекта был Сергей Владимирович Ильюшин, Главный конструктор, руководитель Опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Это предполагало, что он и должен стать председателем Государственной комиссии при защите диплома. Но защищать дипломный проект Г.Новожилову пришлось перед другим председателем – не менее знаменитым и требовательным Главным конструктором – Владимиром Михайловичем Мясищевым. Защита прошла успешно, с оценкой отлично. В 1948 г., после окончания вуза, Г.Новожилова распределили в ОКБ С.В. Ильюшина. В те годы все молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили собеседование с Главным конструктором, и он лично направлял их в различные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с реальной работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью и строгостью.

Молодой инженер-механик попал в конструкторское подразделение планера самолетов, которым руководил Валерий Африканович Борог (впоследствии Главный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий). В начале творческого пути Генрих Новожилов работал с такими известными конструкторами, как Я.А. Кутепов (также Главный конструктор, Герой Социалистического Труда), Е.И. Санков, Ю.В. Комм. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.

Г.Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской, и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивного бомбардировщика Ил-46. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора I категории.

Особое место в его деятельности как конструктора занимает околозвуковой самолет-бомбардировщик Ил-54 с впервые примененной схемой велосипедного шасси. Для этого самолета Г.Новожилов проектирует задний бомбовый отсек и, как ведущий инженер по специальности, принимает участие в постройке самолета и его летных испытаний. «Работа в должности ведущего инженера по самолету Ил-54 дала мне поистине неоценимый опыт в процессе выпуска самолета» – вспоминал Г.В. Новожилов.

Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и организаторский талант, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и районными партийными органами. В 1956 г. Г.В. Новожилова избирают секретарем парткома предприятия. К этому времени он прошел все ступеньки конструкторской карьерной лестницы. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью – работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.

В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов «Ил», в том числе поручили ему организовать эксплуатацию этих самолетов в «Аэрофлоте». Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.

В этот же период, используя опыт эксплуатации самолета Ил-18 в различных регионах нашей страны и за ее пределами, Г.В. Новожилов активно участвует в разработке дальнего противолодочного самолета Ил-38, оснащенного новейшим для того времени поисковым оборудованием «Беркут».

В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора. С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию. В эти годы Генрих Васильевич активно взаимодействовал с начальником летно-испытательной службы предприятия, Заслуженным летчиком-испытателем СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром Константиновичем Коккинаки. Совместная работа с таким замечательным специалистом и прекрасным человеком перешла в дружеские, но, вместе с тем, уважительные отношения (старшего и младшего по возрасту). Генрих Васильевич очень многое почерпнул из этого общения, которое помогало ему в сложных ситуациях, возникавших иногда с авиационной техникой.

Многое дала Генриху Васильевичу и совместная работа с опытнейшим эксплуатационником – Константином Денисовичем Усиковым. Это и глубочайшие знания техники, и умение общаться с людьми, которые вкладывают душу в обслуживаемую ими технику. Зачастую такие люди – со сложным характером, но преданные своему делу.

В сентябре 1967 г. на самолете Ил-62 начались пассажирские перевозки, а через некоторое время он становится флагманом Аэрофлота.

Ил-62 впервые связал Советский Союз и американский континент беспосадочным полетом.

В конце 60-х гг. коллектив ОКБ приступил к созданию первого отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часть общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующими Военно-транспортной авиации Г.Н. Пакилевым и Воздушно-десантных войск В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе.

Г.В. Новожилов совместно с Р.П. Папковским и Д.В. Лещинером выполнил большую работу при проведении Макетной комиссии по самолету Ил-76.

В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, на котором в этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.

Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами...»

Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что, заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжал работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры мирового авиастроения.

Первый полет опытного самолета Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. В этот полет Ил-76 провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель – Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик – Генрих Васильевич Новожилов (не поднимается рука написать «бывший Генеральный конструктор», он навсегда останется Генеральным конструктором). Это было очень трогательно и правильно.

Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: «Мы с ним (С.В. Ильюшиным), как всегда, все осмотрели. Он попросил еще раз просчитать. А потом сказал одно слово: «Можно». Это запомнилось, потому, что он больше делал, чем говорил».

И еще одно фраза Генриха Васильевича Новожилова: «Меня часто спрашивают о том, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу. У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки.

«Ил» – обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы – ильюшинцы!»

В мае 1973 г. Генеральный конструктор Г.В. Новожилов провожает в полет с заводского аэродрома в Ташкенте уже первый серийный самолет. С 1974 г. самолет поступает в полки военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом ВТА, выполняя большинство задач по переброске войск и их вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.

Ил-76 – первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. К сегодняшнему дню самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 1000 этих самолетов.

Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией В.Ф. Денисов: «Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач по десантированию воздушных десантов, воздушным перевозкам войск, боевой техники и грузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации раненых и больных, выполнению специальных задач...

Самолет Ил-76 с точки зрения руководства и всего личного состава Военно-транспортной авиации навсегда останется в истории ОКБ и завода золотой страницей».

Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 г. совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А российского производства. Сорок с лишним лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.

Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ им. С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 70-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко возросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты. В декабре 1976 г. радиостанция «Голос Америки» вещала: «Русские подняли новый широкофюзеляжный самолет на 350 мест прямо над столицей России».

В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета.

Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.

Как сказал известный журналист А.Вульфов: «В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (ильюшинский стиль!)»

Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, – доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных коллективом ОКБ и серийного завода совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры. Г.В. Новожилов – член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а с 1984 г. избран действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов.

В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения – дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. самолет получил Сертификат типа и беспосадочным рейсом Москва – Нью-Йорк начались на нем пассажирские перевозки.

Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, является самым безопасным отечественным самолетом. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но и возлагает на них и высокую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации.

В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 90-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96Т не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Этот проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.

Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, разговаривает с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы – самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС – как патрульный. К сожалению, российские ВВС его пока не замечают.

Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя как локомотив сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка, которым владел Г.В. Новожилов, многие вопросы решались практически с листа.

В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114, который сегодня успешно эксплуатируется в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. Сегодня решается вопрос запуска в серийное производство этого самолета в России. Г.В. Новожилов, работая на другой должности, вкладывал в этот проект знания, опыт и, что немаловажно, свою душу.

В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса. Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.

Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы своих конструкторов. Кроме Ил-103, благодаря его поддержке появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который и сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке создан грузовой самолет Ил-114Т, и на основе этой работы разработан грузовой вариант самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.

Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.

Мне довольно часто пришлось общаться с Генеральным конструктором, работая на различных должностях в ОКБ. В этом отношении мне повезло. Я узнал Генерального конструктора, работая представителем ОКБ на летных испытаниях самолета Ил-76, ведя работу по десантно-транспортному оборудованию. Также мне пришлось много общаться с Г.В. Новожиловым, работая начальником комплексного отдела по этому самолету. Приходилось сотрудничать и со специалистами ОКБ, и смежными предприятиями, и летно-доводочным комплексом, участвовать в летных испытаниях самолета, работать с серийным заводом и эксплуатационными предприятиями. Особенно много мне довелось взаимодействовать с Генрихом Васильевичем, работая в должности начальника ОКБ. И везде Генеральный требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно требовал принятия всех мер по устранению недостатков.

Могу со всей ответственностью сказать, что Генеральный очень требовательно относился к тому, что касалось работы. Генрих Васильевич прощал допущенные ошибки, но терпеть не мог разгильдяйства, не выносил лесть и ложь. Он доверял тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.

Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора – Генерального конструктора, своего ученика – В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП». Новый Генеральный директор – Генеральный конструктор довольно часть обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался активно работающим сотрудником, совмещая работу на предприятии с деятельностью в Российской академии наук и различных общественных организациях.

И это говорит о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.

Г.В. Новожилов был членом (ВКП(б)) КПСС с 1951 г., избирался членом ЦК КПСС, многократно избирался Депутатом Верховного Совета СССР, был народным депутатом СССР.

Родина высоко оценила заслуги Г.В. Новожилова. Он – лауреат Ленинской премии. Ему дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, «Трудового Красного Знамени», Дружбы народов, «Знак Почета» и многими медалями. Генрих Васильевич – Заслуженный конструктор РФ, Почетный авиастроитель, награжден Золотой медалью (№ 2) МАК СНГ «За особые заслуги в развитии авиации СНГ» и Золотой медалью имени А.Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники». Всех наград и званий, которые заслужил Г.В. Новожилов трудно здесь перечислить.

Награды Родины и звания, которые получил при жизни Генрих Васильевич, позволяли ему по статусу быть похороненным на Новодевичьем кладбище в Москве. Тем более, что и он хотел упокоиться рядом со своими учителями – Сергеем Владимировичем Ильюшиным и Владимиром Константиновичем Коккинаки, со своими друзьями и соратниками Генеральными конструкторами Р.А. Беляковым и А.А. Туполевым, рядом с министром авиационной промышленности СССР П.В. Дементьевым. Г.В. Новожилов его бесконечно  ценил и уважал.

Но... Нашлись «небожители», «решалы», которые посчитали, что заслуг у Г.В. Новожилова для этого маловато и не разрешили похоронить его на Новодевичьем.

У поэта-фронтовика Бориса Слуцкого на счет этого есть слова:

Люди сметки и люди хватки

Победили людей ума –

Положили на обе лопатки

Наложили сверху дерьма.

А Министерство обороны РФ, наши военные, которые работали с ним многие годы, сочли возможным и необходимым похоронить его на Федеральном военном мемориальном кладбище, где упокоились выдающиеся деятели науки и техники, работавшие на оборону нашей страны.

7 мая 2019 г. проститься с Генрихом Васильевичем пришло более семисот человек, работавших с ним и знавших его лично. В их числе: вице-премьер Юрий Борисов, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, глава ОАК Юрий Слюсарь, глава Росавиации Александр Нерадько, ректор МАИ Михаил Погосян, бывший руководитель «Ила» Алексей Рогозин, другие руководители организаций и предприятий, работавшие многие годы и с Генеральным конструктором, и с предприятием в целом.

«Я благодарен ему за советы, которые он мне давал, он обладал непревзойденными человеческими качествами. Нам его будет очень не хватать. Опираясь на его наследие, надо выполнять поставленные задачи», – сказал в прощальной речи Юрий Слюсарь.

Юрий Борисов отметил, что Г.В. Новожилов – легендарный конструктор. «При его участии были созданы лучшие машины военно-транспортной авиации и Вооруженных сил», – подчеркнул вице-премьер.

Гроб с телом Новожилова, укрытый государственным флагом РФ, доставили к могиле на пушечном лафете, который буксировал бронеавтомобиль «Тигр».

В момент погребения Генриха Васильевича, под звуки Государственного Гимна и оружейного салюта, над его могилой пролетели три военно-транспортных самолета Ил-76МД, которые участвовали в генеральной репетиции воздушной части военного Парада, посвященного 74-й годовщине Великой Победы. Экипажи выполнили сложную задачу, совместив ее выполнение в парадном строю с пролетом над Федеральным военным мемориальным кладбищем. Тем самым, военные оказали высшие воинские почести гражданскому человеку, отдавшему всю свою жизнь делу служения своей Родине и укреплению ее обороноспособности.

И с какой тоской по ушедшему над могилой звучала музыка Я.Френкеля «Журавли» в исполнении военного оркестра...

Он оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кто работал с Генрихом Васильевичем, все, кому хоть раз удалось соприкоснуться с таким Великим Человеком, Конструктором, Ученым, Гражданином своей страны, будут помнить его всегда.

А человек жив до тех пор, пока его помнят...

БУДЕМ ПОМНИТЬ!

О том, что Г.В. Новожилова будут помнить многие годы, говорит и тот факт, что на праздновании 75-й годовщины 334-го Берлинского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка, которое проходило в Пскове 1 июня 2019 г., очень много говорили о самолете Ил-76 и его создателе. Самолет Ил-76 – ярчайшая страница в биографии Генерального конструктора Г.В. Новожилова. А самолету летать еще многие и многие годы. Значит и о Г.В. Новожилове будут помнить и говорить столько же! И даже больше, поскольку его имя записано золотыми буквами в истории отечественной и мировой авиации.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Николай Таликов


комментарии (0):











Материалы рубрики

В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации
Екатерина Пристанскова
Две восьмерки «Гражданской авиации»
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
AVIA.RU
Анатолий Трошин: летописец гражданской авиации



Андрей Поздняков
Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время
Опарин М.М.
Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове
В.В.Замотин, В.В.Горлов
Слово о Министре
AVIA.RU
«Ильюшин Финанс Ко.» - 20 лет
Виктор Сергеев
Как спасали бельгийского принца в Антарктиде
Вячеслав Довгань
На Луне нам лихачи не нужны
Михаил Вахнеев
ЦАГИ – 100 лет
Владимир Скороделов
Уроки «Бурана»
Магомед Толбоев
«Пилотируемый космос – моя мечта!»
Сергей Комиссаров
Як-42 как «грузовик» (проектные варианты)
Виктор Горлов
Век служения отечественной авиации
Генрих Новожилов
Классный пилот, сильный Министр
Сергей Комиссаров
УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49)
Сергей Комиссаров
Высотный биплан Авиавнито
Александр Шенгардт
Как создавались пассажирские «Ту»
Юрий Зайцев
Вся жизнь, как спецполет
Александр Смолко
Цена вопроса – десятки миллиардов долларов
Сергей Байнетов
Иван Пстыго - маршал безопасности полетов
Aviation EXplorer
Улетел навсегда. На 78-м году ушел из жизни Анатолий Михайлович Трошин
Сергей Комиссаров
Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года)
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 4)
Виктор Горлов
О Творческом фонде работников гражданской авиации
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: от поршневых – к реактивным (Часть 3)
Сергей Комиссаров
Лёгкий разведчик А.С. Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.)
Владимир Карнозов
Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сергей Комиссаров
Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.)
Aviation EXplorer
Навсегда в истории ВВС России
Aviation EXplorer
Незаконченный век Льва Берне
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 2)
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича, 1939 г.
Владимир Рисухин
Гражданская авиация США: история и современность (Часть 1)
Сергей Комиссаров
Ту-4 предлагали «сдвоить»…

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer