Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Вехи истории

«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»

50 лет со дня подвига советской стюардессы Надежды Курченко


15 октября 2020 года / AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

Первый в истории СССР угон пассажирского самолета полвека назад — в 1970 году — отец и сын Бразинскасы сумели довести до конца. На захваченном Ан-24 они долетели до Турции, откуда позже перебрались в США. Воздушные бандиты, убившие пытавшуюся им помешать отважную стюардессу Надежду Курченко, выдавали себя за героев и отчаявшихся борцов с советским режимом. Несмотря на крайнюю жестокость угонщиков, Запад принял их в свои объятья. Впрочем, время все расставило на свои места – если земной суд оказался бессилен, то небесный воздал им по заслугам по-своему.

В конце «бархатного сезона» — 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и далее Краснодар вылетел самолет Ан-24 Аэрофлота. В нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали, что в ближайшие сутки им предстояло стать очевидцами и участниками трагедии, связанной с первым в СССР угоном самолета.

Полет до аэропорта Сухуми должен был продлиться 30-35 минут. Через пять минут после взлета, в 12:40 по местному времени, два пассажира в первом ряду — Пранас Бразинскас (45 лет) и его сын Альгирдас Бразинскас — вызвали 19-летнюю бортпроводницу Надежду Курченко и потребовали передать пилотам конверт с запиской.

ПРИКАЗ № 9

1. Приказываю лететь по указанному маршруту.

2. Прекратить радио связь.

3. За невыполнение приказа — Смерть.

(Свободная Европа) П. К. З. Ц.

Генерал (Крылов)

Заподозрив в просьбе пассажиров что-то неладное, Надежда все же справилась с волнением и направилась к кабине пилотов. Следом за ней в сторону пилотской кабины двинулся и террорист, который уже успел достать из своей сумки обрез. В те времена пилоты не были отгорожены от пассажиров усиленной дверью, и доступ в кабину пилотов был открыт.

Увидев ружье, Курченко повернулась лицом к бандиту чтобы преградить путь и крикнула пилотам: «Нападение! Они вооружены!» Эти слова стали последними словами в её жизни. Пораженный решимостью и сопротивлением Надежды террорист, не думая ни секунды, дважды выстрелил в отважную бортпроводницу. Одна из пуль оказалась смертельной.

Надежда Курченко родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В декабре 1968 года Надя переехала в Сухуми, где стала работать бортпроводником местного авиапредприятия. Юная Надежда Курченко не дожила двух с половиной месяцев до своего двадцатилетия и три месяца до своей свадьбы.

Увидев бросившегося к кабине пилотов бандита и услышав первые выстрелы, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили со своих кресел. Но они не успели сделать и шага: их опередил тот, второй террорист - молодой Бразинскас также выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясённых пассажиров.

«Никому не вставать! — прокричал он. — Иначе взорвём самолёт!»

Командир корабля тут же стал резко маневрировать — направлял самолет то вниз, то вверх, пытаясь сбить террористов с ног. Однако это не помогло, угонщики открыли огонь, крича: «Турция! Турция!»

Молодой бандит выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и прошла навылет. После второго выстрела он распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты, привязанные к его поясу.

«Это для вас! — закричал Бразинскас-младший. — Если кто-нибудь ещё встанет — взорвём самолёт!»

Стало понятно, что это не пустая угроза — в случае провала им уже терять было нечего. Чтобы взять самолет под полный контроль террористы стали стрелять по кабине пилотов. Командир Георгий Чахракия получил пулю в позвоночник, штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян были ранены в грудь. После ранения командир упал грудью на штурвал и самолет начал пикировать. Катастрофы удалось избежать с большим трудом.

«У меня отнялись ноги. Сквозь усилия я обернулся и увидел страшную картину, Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!», — рассказывал командир захваченного Ан-24 Георгий Чахракия.

Только второй пилот Сулико Шавидзе, как принято говорить, «родился в рубашке». Пуля, которая предназначалась ему, угодила в стальную дужку спинки кресла.

Террористы не церемонились — сорвали с пилотов наушники радиосвязи, топтались по лежащим телам. Когда штурман Валерий Фадеев пришёл в себя (у него были прострелены лёгкие), бандит выругался и ударил тяжелораненого ногой.

Попутно террористы стреляли и в сторону пассажиров — боялись, что кто-нибудь попытается их обезвредить. Позднее, при осмотре самолета, в его обшивке обнаружили порядка 24 пулевых отверстий. Бандиты палили настолько интенсивно, что некоторые из пассажиров были уверены, что преступники вооружены автоматами.

Экипаж Ан-24 оказался перед сложнейшим выбором — подчиниться требованиям захватчиков или же продолжить сопротивление. Командир Ан-24 обдумывал даже радикальный вариант: «У меня промелькнули мысли: отдать штурвал от себя и бросить самолет в море. Погибнуть, но потянуть за собой этих зверей, стоящих за спиной».

Однако в салоне были ни в чем не повинные пассажиры. Чахракия сказал тогда Шавидзе: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров!»

Пилоты даже пытались обхитрить бандитов и посадить самолет на территории военного аэродрома в Кобулети (СССР). Но Бразинскас-старший все понял и предупредил, что взорвет воздушное судно. Больше попыток обмануть террористов не предпринималось. Ан-24 пересек советскую границу и приземлился в аэропорту города Трабзон (Турция).

Незадолго до этого второй пилот Сулико Шавидзе нажал секретную кнопку, послав диспетчеру сигнал о захвате самолета — на взлетно-посадочной полосе уже ожидали сотрудники турецкой полиции. При задержании Бразинскасы сопротивления не оказали — и, добровольно сдав оружие, отправились в полицейский участок.

«Мы сделали круг и пустили зеленые ракеты, дав понять, чтобы освободили полосу. Зашли со стороны гор и сели так, чтобы, случись что, приземлиться на море».

Турецкие власти террористов Советскому Союзу не выдали. Несмотря на угон самолета, убийство и крайнюю жестокость, Бразинскаса-отца приговорили к восьми годам тюрьмы, сына – к двум. Однако через два года оба бандита оказались на свободе и сумели перебраться в США. В Америке они сменили имена и фамилии на Фрэнка и Альберта Уайтов и поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. Его сын окончил бухгалтерские курсы, устроился работать в страховую компанию и женился на американке. Бразинскасы даже написали собственную книгу об угоне самолета, а к 30-летию трагедии Ан-24 направили в литовские газеты очерк, где хвалились своим «подвигом». Однако отношения отца и сына «на воле» не сложились. С годами Бразинскас-старший становился все более раздражительным и начал выпивать — ему не давал покоя маниакальный страх, что за ним следят агенты КГБ, которые хотят выкрасть его обратно в СССР. В итоге, во время одной из ссор, 45-летний Альгирдас Бразинскас насмерть забил своего 77-летнего отца спортивной гантелей. Суд признал его виновным и осудил на 16 лет тюрьмы.

Раненых членов экипажа Ан-24 отправили в больницу, а пассажиров на следующий день военным вертолетом доставили на родину. Чуть позже перегнали и угнанный Ан-24.

Гроб с телом Надежды Курченко был доставлен в СССР. Девушку с почестями похоронили сначала в городском комсомольском парке в центре Сухуми. Тысячи горожан шли за гробом по улицам города и несли цветы, а самолеты, уходившие в рейсы, покачивали крыльями в знак памяти и восхищения подвигом своей юной сослуживицы. В Сухуми в честь Надежды Курченко был назван городской парк, в котором установлен памятник отважной стюардессе.

Надежда Курченко посмертно была награждена орденом Красного знамени. Через двадцать лет после трагических событий, по просьбе матери, останки Надежды перевезли на кладбище в родном городе Глазов. В школе юных летчиков в столице республики - Ижевске был открыт музей ее имени, которому присвоено звание «народного».

Произошедшая трагедия стала для всей страны не только потрясением, но и серьезным предупреждением. Именно после этого авиабилеты начали продавать по паспортам, в аэропортах начали досматривать багаж пассажиров, пилотов и бортпроводниц инструктировать, как вести себя при захвате самолета – некоторое время пилоты были даже вооружены пистолетами Макарова. Также на самолетах установили усиленные двери кабины пилота с глазками и обязали держать их закрытыми в течение всего полета.

Удавшийся угон и несоразмерность наказания с содеянным могли стать плохим примером для подражания. Поэтому с 1971 года все рейсы пассажирских самолетов, проходившие вблизи рубежей СССР, стали сопровождаться сотрудниками милиции в штатском, в обязанность которых вменялось недопущение угона самолета за границу любой ценой. А в 1972 году в СССР была ратифицирована Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

p.s. В процессе написания статьи нами было собрано немало материалов о трагедии, произошедшей 50 лет назад. Среди прочих была и фотограция отца и сына Бразинскасов. И у нас не поднялась рука опубликовать лица этих самодовольных нелюдей, избежавших справедливого наказания, рядом с фотографией молодой отважной девушки, отдавшей жизнь защищая экипаж. Светлая память Надежде Курченко и наше презрение террористам, какой бы идеей они не прикрывали свои злодеяния!


AVIA.RU



комментарии (0):











Материалы рубрики

Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!



Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения
AVIA.RU
60 лет в космосе
Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино
АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань

Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer