Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Память

Как не хватает Генриха Васильевича…

27 октября 2020 года / Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов / Aviation EXplorer
 

Прошел год, как не стало с нами замечательного творца авиационной техники, интереснейшего человека, истинного патриота, гражданина своего Отечества Генриха Васильевича Новожилова. С его ухода прошло немного времени, но даже в наш стремительный век бесспорно, что имя его не будет предано забвению. С годами оно станет еще ярче светиться, как образец беззаветного служения авиационному делу, своему народу.

Мне не так часто приходилось общаться с Генеральным конструктором ОКБ имени С.В. Ильюшина Генрихом Васильевичем Новожиловым. Но еще в лейтенантские годы службы в Вооруженных Силах, а затем, работая в промышленности и Министерстве обороны России на ответственных должностях, я знал, что имя Г.В. Новожилова связано с выдающимися самолетами, которые создавались в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации, и с исключительно ответственным отношением этого человека к поручному делу.

Генрих Васильевич на протяжении более чем 70 лет работы в одной организации участвовал в создании самолетов, ставших этапными для всего отечественного авиастроения: гражданских самолетов Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ил-96-300, Ил-103, Ил-114, а также самолетов для Военно-воздушных сил: Ил-28, Ил-40, Ил-54, Ил-38, Ил-76. В течение 23 лет Генрих Васильевич работал под руководством своего выдающегося учителя Генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. И был им рекомендовал для руководства сложнейшим механизмом, которым является Опытно-конструкторское бюро самолетостроения.

Под руководством Генриха Васильевича Новожилова коллектив ОКБ создал прекрасные самолеты, которые стали вехами в развитии отечественного и мирового авиастроения. Исключительно надежные пассажирские лайнеры Ил-86 и Ил-96-300, а также военно-транспортный самолет Ил-76 сыграли выдающуюся роль в транспортном обеспечении нашей огромной страны. Работы по самолетам Ил-96МО и Ил-103 показали, что отечественные авиационные разработки ни в чем не уступают своим зарубежным конкурентам, а в некоторых вопросах и опережают их.

За создание авиационной техники Генрих Васильевич был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1971 г., 1981 г.), за разработку и внедрение в эксплуатацию самолета Ил-62 он стал лауреатом Ленинской премии (1970 г.), а за активное участие в разработках и создании новейших образцов авиационной техники ему было присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации» (2005 г.).

Генрих Васильевич Новожилов пользовался огромным и заслуженным авторитетом у руководства страны, командования Вооруженных Сил, в российском и международном авиационном сообществе.

Память о Генрихе Васильевиче Новожилове, выдающемся авиаконструкторе, навсегда останется в сердцах его современников и авиаторов будущих поколений.

Юрий Борисов,

заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

Вклад Генриха Васильевича и руководимого им ОКБ в развитие отечественной гражданской авиации огромен, его невозможно переоценить. Самолеты «Ил» на протяжении десятилетий составляли основу гражданского воздушного флота страны. Их модельный ряд в свое время был лучшим в мировой гражданской авиации.

В 2015 г., в день его 90-летия, ветераны гражданской авиации и общественники, в т. ч. руководители гражданской авиации, заслуженные пилоты СССР и РФ, крупные инженеры-эксплуатационники направили художественно оформленный адрес, в котором назвали Генриха Новожилова великим русским авиаконструктором и поставили его в один почетный ряд с именами Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Сергея Илюшина, Александра Яковлева, Олега Антонова, Артема Микояна, Павла Сухого и Михаила Миля. Авиаторы полностью разделяют мнение ветеранов и общественности.

В истории отечественной гражданской авиации обозначены яркие вехи, связанные с именем Генриха Васильевича.

Проведение испытаний и внедрение в эксплуатацию самолета Ил-18 (апрель 1959 г.) в качестве заместителя главного конструктора. Ил-18 – великий воздушный труженик, первый в гражданской авиации (ГА) самолет с турбовинтовыми двигателями. Прошло более 60-ти лет, он до сих пор летает в государственной авиации.

Разработка и внедрение в эксплуатацию самолетов Ил-62, Ил-62М (1967 г., 1973 г.) в качестве первого заместителя, а затем Генерального конструктора. Ил-62 – первый отечественный межконтинентальный самолет с турбореактивными двигателями. И сегодня эксплуатируется в государственной авиации.

Создание уникального тяжелого транспортного самолета Ил-76, в 1973 г. внедрен в эксплуатацию в ВВС и ГА. Модернизированные Ил-76 составляют основу ВТА и грузового парка ГА.

Первый отечественный аэробус Ил-86 на 350 мест (в эксплуатации с 1980 г.). Один из наиболее любимых самолетов летного, а также инженерно-технического состава.

Разработка и внедрение в эксплуатацию самолетов нового поколения с цифровым пилотажно-навигационным оборудованием и высокоэкономичными двигателями:

 - Ил-96, широкофюзеляжный магистральный самолет на 300-430 пассажиров с дальностью 9000 км (1993 г.). Выпущено более 30 самолетов, коммерческая эксплуатация прекращена в 2014 г.;

- Ил-114, турбовинтовой самолет на 64 пассажира для местных авиалиний (2001 г.). На авиазаводе в Ташкенте выпущено около 20 самолетов. Сегодня в гражданской авиации России не эксплуатируется.

Распад СССР и кризисные явления 1990-х гг. не дали возможность организовать массовое производство и эксплуатацию самолетов «Ил» нового поколения.

Вызывают надежду и удовлетворение планы по развертыванию производства Ил-114 в России. Мы знаем, как тяжело переживал Генрих Васильевич драматическую ситуацию, сложившуюся с производством и эксплуатацией Ил-96 и Ил-114.

Авторам этой статьи на протяжении многих лет выпало счастье общаться с этим великим человеком. И не просто общаться, а находиться в тесном взаимодействии, дискуссиях, поисках решений сложных проблем, возникающих при эксплуатации самолетов. Что нас неизменно удивляло и поражало – это его могущий ум, организованность, умение взять ответственность на себя, желание лично и глубоко разобраться в проблеме, определить кардинальные, а не поверхностные профилактические меры, обеспечивающие безопасность полетов. Он был очень настойчив и одержим при достижении поставленной цели, но при этом очень коммуникабельным и доступным. Умел слушать оппонента. Старался, чтобы его личное мнение совпадало (гармонизировало) с мнением окружающих специалистов. Он никогда не занимался «чисткой мундира», считая, что это только вредит делу. Строгая оценка своих действий и подчиненных – его характерная черта.

Генрих Васильевич всегда поддерживал хорошие отношения с верховной властью страны, министрами, аппаратом министерств. Но особенно его отличала живая творческая связь непосредственно с авиапредприятиями. Его высоко ценили и уважали Министры гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев, А.Н. Волков, Б.Е. Панюков, руководители гражданской авиации страны, министры транспорта Российской Федерации Б.Б. Ефимов, Н.П. Цах, С.О. Франк, И.Е. Левитин. М.Ю. Соколов.

У авиаторов он пользовался особым уважением за исключительно внимательное отношение к запросам и предложениям эксплуатационников.

Генрих Васильевич принимал активное участие в общественной жизни отрасли. Был членом ветеранских организаций (Клуб «Опыт» и Клуб «Экипаж»), постоянно посещал отраслевые мероприятия, интересно выступал, его любили слушать как ветераны, так и молодежь.

Для нас, гражданских авиаторов, дороги все генеральные и главные конструкторы авиационной техники. Но Генрих Васильевич был любимцем отрасли особенно. Нам импонировало его трепетное отношение к своему великому учителю – Сергея Владимировича Ильюшину. Когда разговор заходил о самолетах, то первое, что звучало в его речи – слово «Ильюшин», а затем уже все остальное.

Приведем несколько интересных примеров общения с Генрихом Васильевичем.

В.В. Горлов: В начале 1980-х гг. на самолете Ил-86 в полете разрушилась секция закрылка. Полет завершился благополучно, но инцидент взбудоражил все авиационное сообщество. Ил-86 – первый в стране самолет, получивший в соответствии с международными требованиями Сертификат типа. Все причастные организации МАП СССР и МГА СССР (ОКБ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИ ГА, Госавианадзор и др.) подключились к определению причины. Я в то время – заместитель начальника ГосНИИ ГА. Быстро выявилась причина разрушения – флаттер закрылка из-за неудовлетворительного демфирования секций закрылков в убранном состоянии (быстрый износ демфирующих резиновых накладок). Самолет для обеспечения высоких взлетно-посадочных характеристик был оснащен трехщелевыми закрылками.

Секция, формирующая третью аэродинамическую щель в закрылках, разрушилась в воздухе. Г.В. Новожилов однозначно определил, что это – недостаток конструкции. Как первоначальную профилактическую меру потребовал провести разовую проверку и замену изношенных демфирующих накладок, а как радикальную – определил доработку конструкции в виде модернизации самолета в облик с двущелевыми закрылками. Да, были несколько снижены взлетно-посадочные характеристики Ил-86, но мы забыли о флаттере до конца эксплуатации Ил-86. Обеспечение безопасности полетов Г.В. Новожилов считал самой приоритетной задачей.

А.В. Нерадько: Мое тесное сотрудничество с Генрихом Васильевичем началось в начале 2000-х гг. Всем известен его огромный авторитет в авиастроении. Мне вспоминается случай, когда он попытался использовать свой авторитет и административный ресурс в вопросах, связанных с оформлением документации на самолеты Ил-96.

Руководством страны была поставлена задача создать самолет Ил-96-ПУ со встроенными трапами. Она была успешно решена. Но это было связано с внесением главных изменений в конструкцию самолета и требовало проведения дополнительной сертификации. Так вот, изначально Генрих Васильевич попытался своим авторитетом «продавить» вопрос без проведения дополнительной сертификации. Тогда нам и пришлось с ним обстоятельно обсуждать конструкцию самолета и необходимость сертификации. И удивительно, как Генрих Васильевич после нашей первой встречи и конструктивного разговора изменил точку зрения и не стал настаивать, используя свой авторитет. Поддержал необходимость проведения дополнительной сертификации главных изменений конструкции. Самолет успешно прошел процедуру, испытания и получил дополнения к сертификату.

На мой взгляд, его отличительная черта – отстаивание справедливых решений. В начале 2000-х гг. была попытка приостановить эксплуатацию Ил-86 под надуманным предлогом «обеспечение безопасности полетов». Так иногда бывает, что под этим предлогом решаются коммерческие интересы отдельными лицами, имеющими административный ресурс. Генрих Васильевич решительно вступился за сохранение и продолжение эксплуатации Ил-86 в тот период.

Мне заполнилось его яркое и аргументированное выступление на совещании в ГСГА России, которое проходившее именно по вопросу запрета на эксплуатацию Ил-86. Генрих Васильевич, как гениальный конструктор, взвесил все обстоятельства, прекрасно оценил риски и, тем не менее, поддержал взвешенное решение о продолжении эксплуатации Ил-86. И он успешно продолжал летать и завершил свою летную карьеру после введения ограничений на полеты «шумящих» воздушных судов. К слову, самолет Ил-86 за весь период эксплуатации не имел ни одной катастрофы с пассажирами.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что Генрих Васильевич был очень порядочным человеком, и это, наверное, главное качество этого неординарного авиационного конструктора.

Таким был Генеральный конструктор Генрих Васильевич Новожилов в действии.

Нам, авторам статьи, приходилось и приходится заниматься решением крупных и сложных задач по регулированию и управлению гражданской авиации. Мы оба – профессиональные авиационные инженеры. И искреннее гордимся, что нам довелось долго и тесно взаимодействовать с этим великим человеком, ощущать интеллектуальную силу истинного ученого и создателя сложной авиационной техники. Ощущать его порядочность, скромность, доброту и крепкое мужское рукопожатие.

Как не хватает Генриха Васильевича…

Александр Нерадько,

первый заместитель министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

Виктор Горлов,

заместитель министра гражданской авиации СССР (1986-1991гг.), заместитель руководителя федеральных органов в области гражданской авиации (1991-2000 гг.)

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов



комментарии (0):









Материалы рубрики

AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации



AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена
Профсоюз летного состава России
Ивановскому Николаю Николаевичу исполнилось 60 лет
Журнал "АвиаСоюз"
АО «ХелиВерт»: знаменательные даты
ЮТэйр
Ушел из жизни Геннадий Павлович Ласкин
AVIA.RU
Роберту Сулейманову 75 лет
Илья Вайсберг
Техническое братство
AVIA*RU Network
Юбилей выдающегося авиаконструктора
Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове
Илья Вайсберг
Строитель авиапрома
Роберт Сулейманов
Сергею Скуратову 70 лет
Михаил Вахнеев
90 лет МАИ
Виктор Горлов
Олег Смирнов - пилот, командир, общественный деятель
AVIA.RU
Центр стратегических разработок в гражданской авиации отмечает 10-летие
AVIA.RU
Ветерану вооруженных сил и гражданской авиации Анатолию Стромову исполнилось 100 лет!
Александр Книвель
О Генеральном конструкторе замолвите слово
AVIA.RU
Поздравляем Николая Гедеоновича Донианца со 100-летием
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 2)
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 1)
Марк Либерзон
Эпоха Г.Е. Лозино-Лозинского
Владимир Карнозов
Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом
Госкорпорация "Ростех"
80 лет как один "МиГ"
Михаил Терещенко, Виктор Горлов
Пилот и строитель в гражданской авиации
В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer