Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Память

Конструктор. Ученый. Гражданин.

27 октября 2020 года / Николай Таликов / Aviation EXplorer
 

27 октября 2020 г. – 95 лет со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, академика АН СССР и РАН, Генерального конструктора «Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина» Генриха Васильевича Новожилова.

Генрих Васильевич был прекрасным олицетворением отечественной школы Генеральных конструкторов, создававших сложнейшую авиационную технику второй половины ХХ – начала ХХI столетия.

В 1948 г. после окончания Московского авиационного института, Г.В. Новожилова распределили в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В те годы молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили обязательное собеседование с самим Главным конструктором, и он лично направлял их в разные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с реальной работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью и строгостью.

Молодой инженер-механик пришел в конструкторское подразделение планера самолетов. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.

Г.В. Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивных бомбардировщиков Ил-46 и Ил-54. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора I категории.

Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и организаторский талант, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и партийными органами. Г.В. Новожилова в 1956 г. избирают секретарем парткома ОКБ. К этому времени он прошел все ступеньки конструкторской карьерной лестницы. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью – работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.

В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов «Ил», в том числе в Аэрофлоте. Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.

В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности СССР своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора. С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62, занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию.

В конце 60-х гг. в ОКБ приступили к созданию первого отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часто общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующими Военно-транспортной авиации (ВТА) генерал-полковником Г.Н. Пакилевым и Воздушно-десантных войск (ВДВ) генералом армии В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе.

Следует отметить, что деловые отношения у Г.В. Новожилова были со всеми последующими командующими ВТА и ВДВ, что способствовало улучшению технических и эксплуатационных характеристик Ил-76 и его многочисленных модификаций.

В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. В этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.

Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами...»

По сути, Сергей Владимирович готовил Г.В. Новожилова, прежде, чем передать ему руководство ОКБ. Само название – Конструкторское бюро – предполагает, что главенствующая роль в нем принадлежит именно конструкторам, то есть людям, имеющим соответствующее образование в области создания авиационной техники.

Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что, заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжал работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры мирового авиастроения.

Первый полет опытного самолета Ил-76 выполнен 25 марта 1971 г. с Центрального аэродрома Москвы. Ил-76 провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель – Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик – Генрих Васильевич Новожилов. Это было очень трогательно и правильно.

Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: «Мы с С.В. Ильюшиным, как всегда, все осмотрели. Он попросил еще раз просчитать. А потом сказал одно слово: «Можно». Это запомнилось, потому, что он больше делал, чем говорил».

И еще одно фраза Генриха Васильевича Новожилова: «Меня часто спрашивают о том, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу. У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» – обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы – ильюшинцы!»

С 1974 г. самолет поступает в полки военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом ВТА, выполняя большинство задач по переброске войск и их вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.

Ил-76 – первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. На сегодня самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 950 этих самолетов.

Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант В.Ф. Денисов: «Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач по десантированию воздушных десантов, воздушным перевозкам войск, боевой техники и грузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации раненых и больных, выполнению специальных задач...

Самолет Ил-76 с точки зрения руководства и всего личного состава Военно-транспортной авиации навсегда останется в истории ОКБ и завода золотой страницей».

В настоящее время Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 г. совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А российского производства. Почти 50 лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.

Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ имени С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 70-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко выросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты.

В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета.

Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.

Как сказал известный журналист А.Вульфов: «В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (ильюшинский стиль!)»

Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, – доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных ОКБ и серийным заводом совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры. Г.В. Новожилов – член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а с 1984 г. – действительный член Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов.

В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения – дальне-магистральный широкофюзеляжный пассажирский Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. самолет получил Сертификат типа, беспосадочным рейсом Москва – Нью-Йорк на нем начались пассажирские перевозки.

Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, – самый безопасный отечественный самолет. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но возлагает на них и высокую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации.

В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 90-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96Т не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.

Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, мог разговаривать с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы – самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС – как патрульный.

Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя в качестве локомотива сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка Г.В. Новожиловым, многие вопросы решались практически с листа.

В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114. Он успешно эксплуатировался в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. И годовой налет в 1800-2000 ч говорит сам за себя. Сегодня решается вопрос запуска в серийное производство этого самолета в России. Уже работая на другой должности, Г.В. Новожилов, вкладывал в этот проект знания, опыт и, что важно, свою душу.

В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса. Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.

Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы конструкторов. Кроме Ил-103, при его содействии появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который и сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке создан грузовой самолет Ил-114Т, и на основе этой работы разработан грузовой вариант самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.

Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.

Генеральный конструктор требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно добивался принятия всех мер по устранению недостатков.

Генеральный со всей строгостью относился к тому, что касалось работы. Генрих Васильевич прощал допущенные ошибки, но терпеть не мог разгильдяйства, не выносил лесть и ложь. Он доверял тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.

Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора – Генерального конструктора, своего ученика – В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП». Новый Генеральный директор – Генеральный конструктор довольно часто обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался в числе активно работающих сотрудников, совмещая работу на предприятии с деятельностью в Российской академии наук и различных общественных организациях.

Это говорило о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.

Г.В. Новожилов избирался членом ЦК КПСС, многократно – депутатом Верховного Совета СССР, был народным депутатом СССР.

Родина высоко оценила заслуги Генриха Васильевича Новожилова: лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, «Трудового Красного Знамени», Дружбы народов, «Знак Почета» и многими медалями. Генрих Васильевич – Заслуженный конструктор РФ, Почетный авиастроитель, награжден Золотой медалью (№ 2) Межгосударственного авиационного комитета «За особые заслуги в развитии авиации СНГ» и Золотой медалью имени А.Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники». Всех наград и званий, которые заслужил Г.В. Новожилов, трудно перечислить.

Но, к сожалению, жизнь человека имеет свои ограничения.

7 мая 2019 г. проститься с Генрихом Васильевичем пришло более семисот человек, работавших с ним и знавших его лично. В их числе: вице-премьер Юрий Борисов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, ректор МАИ Михаил Погосян и другие руководители организаций и предприятий, работавшие многие годы и с Генеральным конструктором, и с ОКБ в целом.

Юрий Борисов отметил, что Г.В. Новожилов – легендарный конструктор. «При его участии были созданы лучшие машины Военно-транспортной авиации и Вооруженных сил», – подчеркнул вице-премьер.

«Я благодарен ему за советы, он обладал непревзойденными человеческими качествами. Нам его будет очень не хватать. А опираясь на его наследие, надо выполнять поставленные задачи», – сказал Юрий Слюсарь.

С уходом Генриха Васильевича Новожилова завершилась эпоха ярких отечественных Генеральных конструкторов авиационной техники, которые продолжили дело своих предшественников и сделали все, чтобы советская авиация была в числе лидеров мировой авиации. Это касалось и военной, и гражданской авиации. В результате их работы родились семейства всемирно известных самолетов «Ил», «Ту», «Ан», «Як», «МиГ», «Су», «Бе».

Генрих Васильевич Новожилов оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кто работал с ним, кто хоть раз соприкасался с таким Великим Человеком, Конструктором, Ученым, Гражданином своей страны, будут помнить его всегда.

А человек жив до тех пор, пока его помнят…

главный конструктор ПАО «Ил»

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Николай Таликов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer