Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Исторический обзор

"Салют": рекордные авиамоторы

5 ноября 2020 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Недавно 108-й день рождения отметило одно из старейших в стране предприятий по изготовлению авиадвигателей – Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Моторы, созданные в его стенах, – это история рекордов отечественной авиации. Двигатели «Салюта» подняли в небо самолет Петра Нестерова и «оживили» его знаменитую «мертвую петлю», они перелетели океан вместе с Валерием Чкаловым, а во время войны придали скорости и маневренности легендарным штурмовикам Ил-2. Сегодня с помощью «салютовских» двигателей летают истребители Су-27 и МиГ-29, предприятие участвует в производстве новейших силовых установок ТВ7-117, ВК-2500, ПД-14.

Вспоминаем историю предприятия и рекордные полеты, которые стали возможны благодаря его продукции.

Время рекордов

19 октября 1912 года в Москве начинает работу небольшое производство авиадвигателей французской компании «Гном-Рон», которое должно было обеспечивать моторами молодую российскую авиацию. В 1915 году из Риги эвакуируется авиамоторный завод «Мотор», а в 1917 году французы строят еще один завод в Москве под названием «Сальмсон». После революции вся авиапромышленность национализируется, и в 1927 году московские авиамоторные предприятия объединяются в завод №24 им. М.В. Фрунзе.

Рабочие механического цеха завода «Гном» и французский инженерный персонал с мотором «Гном» 60 л.с., 1913 год

В 1927 году завод приступает к серийному производству двигателя М-17, на котором в 1929 году бомбардировщик АНТ-4 «Страна Советов» совершил исторический перелет Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Во многом благодаря работе завода Советский Союз в короткое время смог получить независимость от других стран в авиастроении.

АНТ-4 «Страна Советов»

В 1930-е годы под руководством главного конструктора А.А. Микулина на заводе №24 выпускается семейство разработанных им моторов марки «АМ». С их помощью поднимались в небо самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7. На самолетах этих моделей было установлено множество мировых рекордов и совершены уникальные перелеты. Например, в 1937 году команда летчика В.П. Чкалова на самолете АНТ-25 пролетела без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки. Американцы были удивлены качеством советского авиадвигателя АМ-34, которому не потребовалось ремонта для обратной дороги. Этот и последующие перелеты стали триумфом всей отечественной авиации и моторостроения в частности.

Цель №2 для немецких авианалетов

Перед самым началом Великой Отечественной войны завод концентрируется на выпуске мощного двигателя АМ-38, который ставился на одноместный штурмовик Ил-2. Это было очень верное решение, так как самолет, прозванный «летающим танком», стал в итоге самым массовым боевым самолетом в истории и сыграл важнейшую роль в захвате превосходства в воздухе во время войны.

Завод №24 в Куйбышеве

С началом войны завод №24 удваивает производство двигателей. О значимости предприятия в 1941 году говорит тот факт, что на немецких картах для бомбовых ударов по Москве оно числилось как цель №2 после Кремля. 15 октября 1941 года завод эвакуируется в Куйбышев, но всего через несколько месяцев, когда враг был отброшен от столицы, производство восстанавливается. Завод получает новый номер 45 и внушительный план – выпустить 800 двигателей за 1942 год. По крупицам воссоздаются цеха, собирается коллектив, и план выполняется.

За годы войны предприятие 19 раз завоевывало почетное Красное знамя Государственного комитета обороны. В июне 1945 года за работу по выпуску авиадвигателей для фронта завод №45 награждается орденом Ленина. Всего за время войны предприятие выпустило 8470 силовых установок.

Авиадвигатели под прикрытием байдарок

В послевоенные годы, когда мир разделился на два противостоящих лагеря, в целях секретности заводу присвоили нейтральное имя «Салют» и организовали производство гражданской продукции: автомобильных двигателей, лодочных моторов, байдарок, весов, мясорубок. Нужно сказать, что благодаря своему качеству эти изделия высоко ценились потребителями, а байдарки «Салют» долгое время были самыми популярными среди советских туристов.

Истребитель МиГ-15 с раскапотированным двигателем ВК-1А

В 1947 году на «Салюте» осваивается производство первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 разработки Архипа Люльки. С 1948 года под руководством конструктора В.Я. Климова выпускается двигатель РД-45 и его модификации для истребителя МиГ-15, одного из самых массовых реактивных боевых самолетов в истории. 1950 год ознаменовался постановкой в серию климовского двигателя ВК-1 и его модификаций (ставился на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-114).

Далее были двигатели АЛ-7Ф1, Р-15Б-300, АЛ-21Ф для различных моделей самолетов Су и МиГ. С 1984 года «салютовцы» производят двигатель АЛ-31Ф, устанавливаемый на истребитель четвертого поколения Су-27 – самый распространенный российский самолет в мире. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажными камерами помог Су-27 поставить ряд мировых рекордов и позволяет выполнять сложнейшую фигуру высшего пилотажа − «кобру».

Современные разработки и цифровое будущее «Салюта»

С 1990-х годов при «Салюте» работает конструкторское бюро, где разрабатываются и модернизируются собственные образцы продукции. Однако конструкторская работа практически всегда дополняла серийное производство предприятия. Стоит вспомнить имена выдающихся конструкторов А.А. Микулина, В.Я. Климова, А.М. Люльки, которые были непосредственно связаны с «Салютом».

В 2015 году «Салют» был преобразован в акционерное общество и вошел в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Это позволило предприятию более плотно кооперироваться с отраслью авиадвигателестроения и принять активное участие в работе по созданию новых и модернизируемых изделий. А с января 2019 года предприятие является производственным комплексом в составе АО «ОДК». 

Сегодня основная область деятельности Научно-производственного центра газотурбостроения «Салют» − выпуск газотурбинных авиационных двигателей семейства АЛ-31Ф и его модификаций для боевых самолетов Су-27, Су-30, Су-33. Также на предприятии производится двигатель АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130 и узлы двигателей РД-33 и его модификаций для семейства истребителей МиГ-29. В кооперации с другими предприятиями ОДК «Салют» ведет работу по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500, ПД-14 и участвует в других проектах.

Двигатель АЛ-31Ф-М2

Кроме авиационных силовых установок «салютовцы» работают и над наземной газотурбинной техникой. Отработавшие свой срок двигатели АЛ-21 с помощью специалистов «Салюта» продолжают свою жизнь в промышленных газотурбинных установках. Они могут обеспечивать теплом и электроэнергией удаленные поселки, предприятия нефтегазодобывающей промышленности. Среди других неавиационных разработок «Салюта» − мусороперерабатывающие и опреснительные установки.

Сегодня производственный комплекс «Салют» АО «ОДК»  является предприятием полного цикла, обладает мощным технологическим потенциалом и всеми видами современных производств. Предприятие располагает высококвалифицированными кадрами технологов, конструкторов, инженеров. «Салют» является одним из пионеров в области внедрения цифровых технологи на производстве. В настоящее время на предприятии реализуются проекты по созданию «цифровых двойников» двигателей и по внедрению платформы промышленного интернета вещей с элементами искусственного интеллекта. Система будет отслеживать изготовление двигателей и позволит моделировать их испытания в виртуальной среде. Эти технологии позволят ускорить производство и прохождение испытаний, сократить время цикла разработки, увеличить точность численного моделирования и снизить затраты на проектирование и выпуск изделий производственного комплекса.


Ростех



комментарии (0):











Материалы рубрики


Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»



Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения
AVIA.RU
60 лет в космосе
Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино
АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань

Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer