Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Крылатая alma mater: полет из века в век

15 декабря 2020 года / AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

Новые самолеты – новые пилоты и инженеры: УТЦ № 21 «Внуково» в декабре 2020 года отметил 70-летний юбилей, а в будущем году и самому аэропорту Внуково исполнится 80!

Аэропорт Внуково является старейшим действующим в Московском авиаузле. Его история нераз­рывно связана со многими важнейшими событиями, как бывшего СССР, так и России.

Строительство аэропорта было завершено накануне Великой Отечественной войны, весной 1941 года. Пригодность аэропорта к эксплуатации воздушных судов подтвердила Валентина Гризодубова, бывшая в ту пору начальником управления между­народных авиалиний. Она в присутствии Наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова совершила взлет и посадку на самолете Ли-2. Официально аэропорт был открыт уже после начала войны, 2 июля 1941 года.

На второй день после начала войны на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения, куда вошли и авиаторы Внуково, которые за время войны совершили более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, перевезли около 300 тысяч военнослужащих и более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда. А после окончания войны, 21 июня 1945 года, именно в аэропорт Внуково было доставлено Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом 30 апреля.

Уже в сентябре 1945 года Внуково было решено сделать гражданским аэропортом, первые гражданские рейсы из него начали выполняться в 1946 году. Уже с первых лет работы внуковские авиаторы были пионерами освоения практически всех новых типов магистральных воздушных судов. В их число вошли поршневые Ил-12 и Ил-14, турбовинтовой Ил-18, первый отечественный широкофюзеляжный самолет Ил-86.

Не случайно в настоящее время аэропорт носит имя А.Н. Туполева. Именно из Внуково 15 сентября 1956 года был выполнен первый пассажирский рейс на первом отечественном турбореактивном самолете Ту-104. Во Внуково начали свою летную жизнь и первый отечественный дальнемагистральный самолет Ту-114 с четырьмя турбовинтовыми двигателями, и региональные Ту-124 и Ту-134, и самый массовый среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154, который в разных модифи­кациях эксплуатировался в аэропорту до конца первого десятилетия нынешнего века. С аэропорта Внуково началась и история эксплуатации воздушных судов Ту-204.

Сегодня аэропорт Внуково способен принимать все типы воздушных судов, включая крупнейшие из них: Boeing 747 и Airbus А380.

Аэропорт Внуково специализируется не только на коммерческих рейсах. Из него вылетают самолеты, выполняющие перевозки руководства страны и иностранных правительственных делегаций. Также во Внуково действует крупнейший центр бизнес-авиации в Европе. Не менее значимой частью деятельности аэропорта является и обслуживание грузовых рейсов.

Благодаря тому, что в аэропорту Внуково начиналась история почти всех новых отечественных пассажирских воздушных судов, Учебно-тренировочный центр № 21 «Внуково» стал одним из самых значимых учебных заведений гражданской авиации, занимающихся подготовкой авиационных специалистов различного профиля. УТЦ был основан 6 декабря 1950 года как 21-й Учебно-тренировочный отряд. Он готовил кадры авиаработников по 112 профилям, в том числе пилотов, штурманов, бортинженеров, бортрадистов для Москов­ского ордена Ленина Транспортного управления, а также специалистов для других социалистических стран.

В преддверии юбилея на вопросы корреспондента наше го издания ответила руково­дитель УТЦ №21 «Внуково» Наталья Констан­тиновна Калинина.

– Наталья Константиновна, какое событие послужило поводом считать началом истории УТЦ №21 именно названную дату?

– История образования УТО началась 6 декабря 1950 г. с выходом приказа Главного управления гражданского воздушного флота о создании 21-го Учебно-тренировочного отряда. Первым местом базирования был определен аэропорт Остафьево. В 1953 году 21-й Учебно-тренировочный отряд был переведен из Остафьево во Внуково и размещался в финском домике на летном поле. В декабре 1963 года 21-й УТО получил новое пятиэтажное здание, в котором находится и по сей день.

УТО располагал коллективом высококвалифициро­ванных преподавателей и 25 классами, оборудован- ными всеми необходимыми средствами обучения. В год он выпускал более 3000 авиационных специалистов.

В 1975 году, когда отряд отметил свое 25-летие, уже было подготовлено 26 335 авиаспециалистов, в числе которых 10 321 представитель летного состава и 6 694 – инженерно-технического. Для социалисти­ческих стран было подготовлено 237 специалистов, в числе которых 54 командира корабля, 31 штурман, 30 бортинженеров и 16 бортрадистов.

– На какие типы воздушных судов велась подго­товка?

С первых лет своего существования 21-й УТО превращается в основную «кузницу» по обучению авиаработников. Отряд готовил специалистов для полетов на самолетах Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-154, Ту-144.

– Можно ли назвать каких-либо знаменитых героев истории авиации из руководителей УТО (УТЦ)?

– Руководителями 21-го УТО в разные периоды были: Н.Ф. Малашенков, М. Шамрицкий, Герой Совет­ского Союза М.Г. Клименко, А.П. Львов, Николай Григорьевич Пилипенко, Заслуженный пилот СССР Михаил Николаевич Заика, Заслуженный пилот СССР, президент Ассоциации учебных центров Анатолий Гаврилович Меркулов, Заслуженный военный летчик РФ Владимир Алексеевич Камчатов, Заслуженный военный летчик РФ Юрий Иванович Кононов, Валерий Константинович Ратников.

Анатолий Гаврилович Меркулов с 1972 по 1975 годы исполнял должности командира Внуковского Объединенного авиаотряда и начальника аэропорта Внуково. К данному периоду он уже был удостоен многих наград за заслуги в профессиональной деятельности и обладал званием «Заслуженный пилот СССР».

Среди преподавателей УТО было немало ученых. Один из них, кандидат технических наук В. Х. Хан, являлся автором 80 научных трудов. Ю. А. Яковлев, чей преподавательский стаж насчитывал более 45 лет, написал не менее 50 научных работ. Препо­даватель аэродинамики Александра Георгиевна Сокова 50 лет своей жизни посвятила гражданской авиации, из которых 30 лет – внуковскому УТО. По ее инициативе и эскизам был оборудован класс аэроди­намики, а также изготовлено более 30 учебных пособий. В настоящее время в УТЦ № 21 трудится преподаватель Лопатина Лидия Ивановна, в 2019 году отметившая 60-летие трудовой деятельности.

Учебную часть учебно-тренировочного отряда с 1952 по 1983 годы возглавлял Виль Михайлович Кругляков. В преподавательский состав входили специалисты, многие из которых прошли Великую Отечественную войну с начала и до самой Победы, участвовали в боевых вылетах, обслуживали военную технику, были награждены орденами и медалями за участие в ВОВ, имели большой практи­ческий и жизненный опыт. В их числе – Михаил Иосифович Волга; Артур Александрович Лейзерах; Анатолий Иванович Марченко; Варвара Федоровна Тюгулева; Леонид Владимирович Лысковцев; Фаина Алексеевна Кривова, Юрий Александрович Яковлев и Алексей Гаврилович Дубовицкий.


 

Алексей Гаврилович Дубовицкий (1920–2018) – легенда истории отечественной и мировой гражданской авиации. Как многие авиаторы- внуковцы, он являлся героем Великой Отечественной войны. Алексей Гаврилович окончил 2-е Чкаловское военно-авиационное училище штурманов и всю Великую Отечественную войну прошел в составе 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ. Он совершил 84 вылета за линию фронта. С 1946 года в течение 50 лет Алексей Гаврилович проработал в летных подразделениях гражданской авиации. Он являлся организатором и участником выполнения многих правительственных заданий. Когда первый в мире космонавт Юрий Гагарин после совершения своего исторического космического полета вернулся в Москву, командиром экипажа самолета Ил-18 (СССР-75717) был будущий Министр Гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев, а штурманом – Алексей Гаврилович Дубовицкий. За время своей летной жизни он освоил полеты на самолетах Р-5, С-47, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-62. Его безава­рийный налет составил более 10 000 часов. Будучи на пенсии, Алексей Гаврилович являлся членом Совета музея Боевой и Трудовой Славы аэропорта Внуково. Он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Ему также было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман СССР».

Легендой истории авиации является и Николай Федорович Малашенков, начавший службу в авиациив 1-м авиаполку 1-й авиатранспортной дивизии дальнего действия почти в самом начале войны. С первых ее дней Николай Федорович обслуживал и готовил к вылетам самолеты Ли-2 и С-47. За время войны он обеспечил 2000 боевых самолетовылетов, из которых 600 были совершены ночью в глубокий тыл противника, более 20 из них – с посадкой в тылу противника. Как специалист высокого класса он был выдвинут старшим бортмехаником и успешно справлялся со своими обязанностями, не имея возврата самолетов и происшествий по техническим причинам. Николай Федорович обеспечивал все спецрейсы по маршруту Москва – Баку в период работы Тегеранской конференции, на которой собрались руководители трех держав.

Михаил Гаврилович Клименко (1906–1991) служил в Красной Армии в 1928–1931 годах и с июня 1941 года. В 1930 году он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Луганскую военную авиационную школу пилотов. Работал инструктором-летчиком в Гражданском Воздушном Флоте (ГВФ). На фронтах Великой Отечественной войны – с июля 1941 года. Командир звена 57-го штурмового авиационного полка (8-я бомбардиро­вочная авиационная бригада, ВВС Краснознаменного Балтийского флота) старший лейтенант Михаил Гаврилович Клименко к концу 1941 года выполнил пятьдесят два успешных боевых задания. Вместе с группой он уничтожил и вывел из строя тридцать четыре вражеских танка, тридцать зенитных орудий, двенадцать бронемашин, сто четыре автомашины, много другой боевой техники. На боевом счету славного летчика-балтийца – лично потопленная подводная лодка противника.

Владимир Алексеевич Камчатов (родился в 1945 году) – летчик военно-транспортной авиации, полковник, освоивший самолеты Як-18, Ил-12, Ан-12 (в том числе и в версии БК-ППС) и Ил-76. После училища Владимир Алексеевич был назначен в ВТА помощником командира корабля в 566-й военно-транспортный авиационный полк (п. Сеща). Здесь в 1969 году он в числе первых стал командиром корабля. В последующем Владимир Алексеевич проходил службу в гарнизонах Шяуляй, Мелитополь, Завитинск. В ВТА он прошел путь от помощника командира корабля до командира 930-го отдельного военно-транспортного авиаполка (г. Завитинск). С 1976 по 1979 годы обучался в ВВА им. Ю.А. Гагарина. С 1987 года – старший инспектор-летчик, а затем заместитель начальника отдела боевой подготовки ДА и ВТА Управления боевой подготовки ВВС. Владимир Алексеевич Камчатов принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В 1995 году ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик РФ». В 1995 году по возрасту он был уволен в запас, после чего возглавил УТЦ № 21 «Внуково».

– Когда УТО был впервые оснащен авиатрена­жерами? Тренажеры каких самолетов появились первыми?

– Развитие отечественной авиации, высокие требования к безопасности полетов, экономическая целесообразность сделали объективно необхо­димым применение тренажерной техники в деле профессиональной подготовки летного состава. Первый этап оснащения Учебного отряда трена­жерами относится к 1964 году, когда был получен от авиационной промышленности и введен в эксплу­атацию комплексный тренажер самолета Ту-104.


 

Группа специалистов, которые стали «пионерами» по обслуживанию: летчик-инструктор тренажера Н. Н. Чугунов, инженеры Э. В. Балашов и В. Н. Унуков, техники М. Г. Афанасьев, Е. С. Жуков и В. И. Смирнов. На 2-м этапе развития тренажерной базы приме­нялись тренажеры самолетов Ил-14, Ил-18 (2 изд.) и Ил-62. Первые инструкторы тренажеров обладали не только практическим опытом летной работы, но и владели знаниями в области психологии и педагогики. Это Заслуженный пилот СССР А. Я. Эпп, Заслуженный пилот СССР А. С. Шевченко, Заслу­женный пилот СССР А. И. Самойлов, Заслуженный пилот СССР Г. М. Парамонов, Заслуженный пилот СССР А. И. Белов, Заслуженный пилот СССР Ю. А. Луговой, Заслуженный штурман СССР А. Г. Дубовицкий, В. М. Корниюк, В. И. Бычинов.

В настоящее время в эксплуатации находятся: комплексный тренажер самолета Ту-154М, оборудо­ванный цветной оптико-коллимационной системой визуализации, компьютерной системой качества взлета и посадки по I и II категории ИКАО, комплексный тренажер самолета Ил-62М по I категории ИКАО, имеющие сертификат для трени­ровки летных экипажей; авиационный тренажер по аварийно-спасательной подготовке, предна­значенный для тренировки летных и кабинных экипажей по действиям в случаях возникновения аварийной ситуации в полете и эвакуации пасса­жиров.

– Каких специалистов готовит УТО помимо летного состава в настоящее время?

– УТЦ № 21 осуществляет подготовку авиаспеци­алистов практически всех категорий: летный состав; инженерно-технический состав; работники служб аэропорта (СОПП – служба организации пасса­жирских перевозок; САБ – служба авиационной безопасности; ЦУК – центр управления и коорди­нации); бортпроводники.

Работа ведется по следующим направлениям: повышение квалификации авиаспециалистов; переучивание на новую авиационную технику; языковая подготовка членов летных экипажей для полетов на международных воздушных линиях; первоначальная подготовка бортпроводников; начальная профессиональная подготовка специа­листов наземных служб.

– Как развивались преподавательский состав и оснащение УТО (УТЦ)?

– За всю историю своей деятельности УТЦ № 21 превратился из небольшого учебного отряда (в 1951 году было всего 2 штатных преподавателя, 5 учебных классов, а годовая подготовка составляла 300 человек) в крупный авиационный учебный Центр, оснащенный современными средствами технического обучения, укомплектованный высоко­профессиональными преподавательскими кадрами, инструкторами тренажеров, инженерно-техническим составом. УТЦ № 21 является структурным подраз­делением АО «Международный аэропорт «Внуково» с рентабельностью 20%.


 

Учебный центр располагает развитой материально-технической базой, опытным препода­вательским составом, необходимыми помещениями, оборудованием, учебно-методическими пособиями, что позволяет обеспечивать качественную органи­зацию и проведение учебного процесса. Наш центр имеет 32 класса, оборудованных необходимыми электрифицированными стендами, приборами, макетами и разрезами двигателей, 3 кабинета иностранного языка. В учебном процессе исполь­зуется компьютерная техника (3 компьютерных класса, оснащенных мультимедийным оборудо­ванием). Имеются сертифицированные контро­лирующие программы проверки знаний. Все это повышает эффективность и качество учебного процесса.

В технической библиотеке имеется необходимая учебно-методическая литература, в т. ч. методические разработки и учебные пособия, разработанные и подготовленные преподава­телями УТЦ по всем типам ВС для членов летного и кабинного экипажей, инженерно-технического состава. Преподаватели принимают активное участие в проведении профессиональной и техни­ческой учебы в подразделениях, летных отрядах и службах аэропорта. Более 25 лет работают в нашем УТЦ Лопатина Лидия Ивановна, Локти­онова Валентина Дмитриевна, Криворот Александр Иванович.

УТЦ № 21 сертифицирован и лицензирован. Ему предоставлено право на подготовку авиационного персонала ВС: Ту-134А, Ту-154БМ, Ту-204, Ту-214, Ил-76, Ил-62М, Ил-96, Як-42, Ан-12, Ан-148, Embraer EMB 120, Boeing 737 и других типов ВС.

– Какова доля УТЦ в подготовке авиаци­онных специалистов? Какие авиакомпании и какие структурные подразделения гражданской авиации направляют специалистов на подго­товку?

– За весь период работы подготовлено более 140 тысяч авиаспециалистов. Ежегодно в УТЦ № 21 проходят подготовку более 4500 человек из 60 различных авиапредприятий, в том числе: ФГБУ «СЛО «Россия», ФГУ «ГАК «223 летный отряд», АСК МЧС России, ЦПК им. Ю. А. Гагарина, АК «ЮТэйр», АП «БизнесАэро», АК «РусДжет», АК «СириусАэро», Мирнинское АП АК «Алроса», ПО «Космос», АО «Международный аэропорт «Внуково», ЗАО «Центр Бизнес-Авиации», в/ч 3553, ФГКУ «ОАО СН» ФСБ РФ и других предприятий.

Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" 11-12.2020


AVIA.RU



комментарии (0):











Материалы рубрики


Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»



Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения
AVIA.RU
60 лет в космосе
Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино
АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань

Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer