Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Вехи истории

90 лет ЦИАМ

3 декабря 2020 года / AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

3 декабря 2020 года отмечает свой 90-летний юбилей одна из фундаментальных организаций отечественного авиастроения, без которой не мог бы подняться в воздух, наверное, ни один летательный аппарат - Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) – единственная в России научная организация, осуществляющая полный цикл исследований, необходимых при создании авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также научно-техническое сопровождение изделий, находящихся в эксплуатации.

История ЦИАМ – это история отечественного авиационного двигателестроения и неотъемлемая часть истории развития российской авиации. С момента своего основания в 1930 г. все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах. ЦИАМ является фундаментальной научной организацией - в институте было создано несколько научных школ мирового уровня, чья работа определяла пути развития отрасли на десятилетия вперед.

ЦИАМ был создан 3 декабря 1930 года, в результате объединения винтомоторного отдела ЦАГИ и отдела опытного моторостроения авиационного завода им. М. В. Фрунзе в единый Институт авиационных моторов. Приказом Народного комиссариата тяжёлой промышленности № 435 от 29 июня 1932 года Институт авиационного моторостроения был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения — ЦИАМ. В сентябре 1933 года ЦИАМ было присвоено имя заместителя наркома тяжелой промышленности Петра Ионовича Баранова, внесшего значительный вклад в развитие авиационной промышленности Советского Союза.

В своей работе новый институт объединил творческие силы страны в области авиационного двигателестроения. Начинают формироваться конструкторские отделы, которые ведут полноценную разработку авиамоторов. С 1930 по 1935 годы в институте были созданы, в частности, М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс, а также авиадизель АН-1, технологии которого использовались в знаменитом В-2 для легендарного танка Т-34.

Со временем от проектирования отдельных двигателей институт переходит к исследовательской работе по общим вопросам двигателестроения: рабочий процесс, прочность, система управления, топливоподача, нагнетатели, винты переменного шага. Проектные работы передаются в новые двигателестроительные КБ, и сотрудники института возглавляют большинство из них. Особое место занимает работа ЦИАМ по повышению мощности и высотности двигателей в годы Великой Отечественной войны, в результате которой советское авиамоторостроение добилось качественного превосходства над немецким.

В послевоенные годы в институте был создан самый мощный в мире, на тот момент, реактивный двигатель АМ-3 для самолетов Ту-16 и Ту-104. 

С середины 50-х до середины 1970 года реактивная авиация в СССР переживает период бурного развития, основой которого стало создание ТРД 2-го и 3-го поколений. В эти годы при участии ЦИАМ были созданы такие двигатели, как НК-12, который до сих пор остается самым мощным ТВД в мире, и ТРДФ Р11Ф-300 для МиГ-21, имевший в 2,5 раза меньшее количество ступеней, чем его американский аналог J79 для F4.

Важнейшим событием этого периода стало создание в 1953 г. Научно-испытательного центра ЦИАМ в Тураево – крупнейшей экспериментальной базы авиадвигателестроения в Европе. До 1991 г. на стендах НИЦ ЦИАМ было испытано более 900 двигателей.

1970 - 1990 годы - время расцвета авиации СССР, практически по всем позициям вышедшей на мировой уровень и зачастую опережавшей его. В этот период были созданы реактивные двигатели 4-го поколения, который претендуют на лавры лучших двигателей маневренной авиации XX в.

Начиная с 1990 года и до 2000 года для всей страны и для самого ЦИАМ наступили трудные времена. В новых экономических условиях встал вопрос о выживании отрасли. Благодаря преданности своему делу сотрудников и настойчивости руководства, удалось не только сохранить основные компетенции ЦИАМ, но и развить их в соответствии с требованиями времени.

28 ноября 1991 г. состоялось первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД С-57 в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», что стало результатом многолетних исследований ЦИАМ в этой области. Интерес к данному событию в мире был таков, что испытания продолжились с участием научных организаций США и Франции. Это послужило импульсом к резкой интенсификации международного сотрудничества ЦИАМ, что следует отнести к положительным результатам этих лет.

20 лет нового столетия для ЦИАМ прошли под знаменем преодоления кризисных явлений и разработок технологий будущего. Символом возрождения отрасли стал двигатель ПД-14 – первый российский авиадвигатель 5-го поколения, устанавливаемый на новый пассажирский самолет МС-21. В ЦИАМ разворачивается работа по созданию научно-технического задела как по этому двигателю, так и на перспективу вплоть до 2050 г.

В рамках проекта создания другого перспективного двигателя большой тяги ПД‑35, ЦИАМ совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель», РАН и отраслевыми институтами участвовал в формировании облика двигателя для головного разработчика и выработке перечня критических технологий. На очереди – разработка критических технологий следующего этапа НИР и испытания узлов.

Институт успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке совместно с предприятиями отрасли перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Основная задача ЦИАМ – научное обеспечение создания авиационных двигателей и развитие авиационной науки, которая способствовала бы созданию передовой конкурентоспособной авиационной техники.

Сегодня ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских и стационарных двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования в области возобновляемых источников энергии, в том числе водородной энергетики, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.

Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ.

ЦИАМ аккредитован Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) в качестве технически компетентного и независимого Сертификационного центра объектов гражданской авиации. Также ЦИАМ участвует в реализации государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»», в работе Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также в актуализации плана деятельности НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», совместно с организациями, входящими в его состав.

Роль ЦИАМ, как головного НИИ отрасли, – это не только закрепленный в документах статус, но и авторитет, который невозможно создать никакими постановлениями. Это результат многолетней работы тысяч людей, среди которых имена, прославившие отечественную науку и технику, академики, генеральные и главные конструкторы ведущих КБ: В.С. Авдуевский, С.С. Баландин, А.А. Бессонов, В.А. Добрынин, В.А. Доллежаль, К.Н. Жданов, М.В. Келдыш, В.Я. Климов, П.А. Колесов, В.А. Константинов, С.А. Косберг, А.М. Люлька, Н.Г. Мецхваришвили, А.А. Микулин, Г.И. Петров, Г.П. Свищёв, Л.И. Седов, С.В. Серенсен, Б.С. Стечкин, С.К. Туманский, Е.В. Урмин, В.В. Уваров, О.Н. Фаворский, А.Д. Чаромский, В.Н. Челомей, Г.Г. Черный, А.Д. Швецов, В.М. Яковлев.

В ЦИАМ работает большая группа видных ученых – руководителей научных школ, труды которых в области физико-технических проблем энергетики, гиперзвуковых технологий, теории пограничного слоя, турбулентности, горения и теплопроводности, течения электропроводящего газа, газовой динамики лопаточных машин, динамики и прочности, теории двигателей, математического моделирования высокого уровня, высокоэнергетического топлива, авиационной химмотологии и других дисциплин, широко известных в России и за рубежом.

Портал AVIA.RU Network от всей души поздравляет коллектив ЦИАМ - уникального научного центра авиамоторостроения с 90-летием! 

О том, над какими проектами работает институт сегодня, читайте в интервью генерального директора ЦИАМ Михаила Гордина


AVIA.RU



комментарии (0):









Материалы рубрики

Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина



Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена
Профсоюз летного состава России
Ивановскому Николаю Николаевичу исполнилось 60 лет
Журнал "АвиаСоюз"
АО «ХелиВерт»: знаменательные даты
ЮТэйр
Ушел из жизни Геннадий Павлович Ласкин
AVIA.RU
Роберту Сулейманову 75 лет
Илья Вайсберг
Техническое братство
AVIA*RU Network
Юбилей выдающегося авиаконструктора
Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове
Илья Вайсберг
Строитель авиапрома
Роберт Сулейманов
Сергею Скуратову 70 лет
Михаил Вахнеев
90 лет МАИ
Виктор Горлов
Олег Смирнов - пилот, командир, общественный деятель
AVIA.RU
Центр стратегических разработок в гражданской авиации отмечает 10-летие
AVIA.RU
Ветерану вооруженных сил и гражданской авиации Анатолию Стромову исполнилось 100 лет!
Александр Книвель
О Генеральном конструкторе замолвите слово
AVIA.RU
Поздравляем Николая Гедеоновича Донианца со 100-летием
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 2)
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 1)
Марк Либерзон
Эпоха Г.Е. Лозино-Лозинского
Владимир Карнозов
Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом
Госкорпорация "Ростех"
80 лет как один "МиГ"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer