Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Поздравления

Новожилов о Таликове

22 мая 2020 года / Генрих Новожилов / Aviation EXplorer
 

22 мая 2020 года исполняется 75 лет одному из ведущих и авторитетных специалистов в отечественной авиационной промышленности, Главному конструктору Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Николаю Дмитриевичу Таликову. Редакция журнала «АвиаСоюз» предлагает статью выдающегося авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова об одном из своих лучших учеников, опубликованную в журнале «АвиаСоюз» № 2 2015 г.

После окончания Московского авиационного технологического института Николай Таликов с 1968 г. работает в нашем ОКБ. Он начинал с работ по самолету Ил-76 в новом подразделении – КБ-7, которое возглавлял заместитель главного конструктора Р.П. Папковский. Н.Таликов попал в бригаду С.И. Сумачева, она занималась разработкой нового для нас десантно-транспортного оборудования.

Важным в воспитании молодого конструктора была работа с ветеранами Д.И. Коклиным и А.Н. Туркиным, работавшими в ОКБ со времени его образования и имевшими большой опыт создания систем вооружения для самолетов «Ил». Н.Таликов прошел настоящую «ильюшинскую» школу. Опытные специалисты не только помогали в работе, но учили ответственности.

Николай Таликов начинает заниматься работами, которые проводил Герой Советского Союза (за это он и был удостоен высокого звания) ведущий летчик-испытатель А.М. Тюрюмин, и лично контролировались командующими ВДВ Героем Советского Союза генералом армии В.Ф. Маргеловым и ВТА генерал-полковником Г.Н. Пакилевым. Общение с десантниками оказало серьезное влияние на профессиональную деятельность Н.Таликова.

Все стадии конструкторской иерархии Н.Таликов прошел в КБ-7. Шло время. В 1976 г. Р.П. Папковский стал главным конструктором по самолету Ил-76, а начальником КБ-7 я назначил Николая Дмитриевича Таликова.

В сентябре 1979 г. мы получили техническое задание, связанное с возможностью десантирования воинских грузов и техники с предельно малых высот. Работа оказалась сложной. Летчик-испытатель А.М. Тюрюмин выполнил ряд полетов на высоте 2-7 м и скорости 240-300 км/час. Сделаны специальные расчеты по определению устойчивости и управляемости при выходе из самолета грузов. Завод «Универсал» разработал специальное оборудование. Для десантирования БМД-1 потребовалось создать трехкупольную вытяжную парашютную систему.

Первое десантирование прошло 11 февраля 1981 г. Платформа Мп-219 с грузом благополучно приземлилась. После осмотра оказалось, что она стоит в нормальном положении, груз в порядке, амортизация слегка деформирована. В июне 1983 г. успешно завершены госиспытания. Научились сбрасывать не только платформы, но и БМД. После сброса экипаж занимал свои места, и БМД была готова к бою. В день 60-летия ВДВ на аэродроме в Тушино Герой Советского Союза С.Г. Близнюк впервые продемонстрировал такое десантирование публике. Все эти работы прошли под руководством Николая Таликова.

Николая Дмитриевича всегда тянуло в полярные страны. Он сам участвовал в выполнении сложных полетов и в Арктике, и Антарктике.

В декабре 1986 г. – январе 1987 г. методом парашютного десантирования в условиях полярной ночи были доставлены грузы на дрейфующие станции «Северный полюс-27» и «Северный полюс-28». Из аэропорта Тикси было выполнено пять рейсов, в каждом из них было доставлено 26 т различных грузов: дизельное топливо, продовольствие и даже новогодняя елка.

Грузы размещались на фанерных платформах ПГС-500А, на каждую швартовалось около тонны. Их выход происходил не под действием вытяжных парашютов, а под весом составляющей платформы, скатывающейся по роликовым дорожкам, за счет создания летчиками заметного угла наклона пола грузовой кабины. Этот способ десантирования был применен впервые. Обосновали и разработали его Н.Д. Таликов и начальник отдела В.В. Архипов, которые участвовали в полетах.

В 1989 г. выполнялся полет самолета Ил-76МД по доставке членов международной экспедиции с ездовыми собаками на антарктический остров Кинг-Джордж, который проходил по маршруту: Москва – Монреаль (Канада) – Миннеаполис (США) – Гавана (Куба) – Лима (Перу) –Буэнос-Айрес (Аргентина) – Пунта Аренас (Чили). Командир экипажа С.Г. Близнюк. Руководил экспедицией заместитель главного конструктора Н.Д. Таликов.
Завершающим этапом был перелет с аэродрома Пунта Аренас на военную базу чилийских ВВС на антарктическом острое Кинг-Джордж, (длина заснеженной грунтовой ВПП всего 1295 м). Проявив высочайшее мастерство и применив все средства торможения, экипаж успешно произвел посадку.

Для Н.Таликова работа с полярниками – не только романтика, но и стремление лично участвовать в опробовании методик выполнения заданий, которые он разрабатывал.

По самолету Ил-76 была широко развернута работа по модификациям: Ил-76К для тренировки космонавтов в невесомости, топливозаправщик Ил-78, поисково-спасательный Ил-76ПС, Ил-76МФ «Скальпель» – летающий госпиталь.

В сентябре 1989 г. совершил первый полет противопожарный самолет Ил-76МД с экспериментальным комплектом оборудования, позволившим иметь большой объем воды внутри фюзеляжа для борьбы с огнем.

Группа конструкторов, возглавляемая Н.Д. Таликовым, в инициативном порядке приступила к работе по «противопожарному самолету». Была поставлена задача обеспечить простоту конструкции и эксплуатации и, главное, дать возможность в аэродромных условиях провести переоборудование любого транспортного самолета без каких-либо доработок его конструкции.

Летные испытания подтвердили правильность выбранной конструкции. Полет на высоте от 50 до 500 м со скоростью 240-280 км/час со сбросом 32 т воды не стали необычными режимами для самолета.

В 1992 г. в крайне сложных условиях под Ереваном летчик-испытатель Герой России И.Р. Закиров выполнил полеты по тушению пожара на складе боеприпасов с участием первого заместителя министра МЧС Ю.Л. Воробьева и заместителя главного конструктора Н.Д. Таликова. Все были награждены орденами «За личное мужество».

Ю.Л. Воробьев дал задание создать серийный улучшенный агрегат ВАП-2 с увеличенным до 42 000 л объемом резервуаров. Выполнили заказ на 5 таких систем. В ноябре 1995 г. самолет и противопожарное оборудование получили Золотую медаль и диплом международного жюри на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».

Интересно, что в 1998 г. после пожаров во Флориде американцы, ознакомившись с возможностями «пожарного» Ил-76, назвали его «водяным бомбардировщиком» – «стратегическим оружием в деле пожаротушения».

В начале 80-х гг. мы начали заниматься созданием турбовинтового пассажирского самолета местных воздушных линий Ил-114, который должен был прийти на смену Ан-24.

Приказом Министра авиационной промышленности в январе 1987 г. Н.Д. Таликов был назначен заместителем главного конструктора по этому самолету. Несмотря на большую загрузку ОКБ работами по дальнемагистральному Ил-96, он умудрялся продвигать проектирование новой машины с присущей ему энергией и ответственностью за порученное дело.

29 марта 1990 г. в ЛИИ Ил-114(летчик-испытатель С.В. Белоусов) совершил первый полет. Все радовались, но еще никто не знал, что самолет ждет трудная, «горемычная» судьба.

Ил-114 запустили в серийное производство в Ташкенте, где 7 августа 1992 г. состоялся первый полет серийного самолета. К этому времени Н.Д. Таликов уже стал главным конструктором.

Вот его впечатление после полета: «Я был поражен той относительной тишиной в салоне. В любом месте самолета, даже в зоне работы винтов, можно было говорить, не повышая голоса».

Не буду утомлять рассказом об очень большой работе Н.Таликова по этой машине. Все прекрасно изложено в его книге «Ил-114 боль и надежда». Несмотря на трудности последних десятилетий, самолет более 10 лет эксплуатируется в Узбекистане. Усилиями Николая Дмитриевича в Санкт-Петербурге летает специальный самолет «Калибр», помогающий создавать электронное оборудование.

Мы все же надеемся на второе рождение машины. Ил-114 в Арктике и Антарктике может и должен продолжить славный путь поршневого Ил-14. Н.Д. Таликов в этом уверен и его полярному опыту можно верить.

В 1993 г. я назначил Николая Дмитриевича руководителем ОКБ. В это время шла работа с FAA США по сертификации российско-американского самолета Ил-96 (двигатели «Пратт энд Уитни», пилотажно-навигационный комплекс «Коллинз», программы функционирования – ГосНИИ АС). Потом наступили трудные времена безденежья, нужная, но не самая интересная работа по модификациям самолетов «Ил». Эту работу подразделений трудно организовывать, но главный конструктор Н.Д. Таликов, который понимает, знает и умеет, справился.

Минобороны РФ нашло деньги, и мы продолжаем работы по легкому ВТС Ил-112, начатые еще в 2003 г.

Не могу не отметить еще один талант Николая Дмитриевича, начавшего собирать и отмечать в своих записях все события, связанные с деятельностью нашего КБ, начиная с 13 января 1933 г., когда Сергей Владимирович Ильюшин стал начальником ЦКБ завода № 39 им. В.Р. Менжинского.

В знаменитой книге «В небе «Ильюшин» Николай Дмитриевич пишет: «За простыми фактами стояли и сейчас стоят люди – простые, честные специалисты, беззаветно влюбленные в самолеты и в свою профессию.

При выполнении этой сложной, но крайне важной работы пришлось с головой окунуться в романтическую атмосферу прошлых лет, когда лозунгом авиации было «выше, дальше, быстрее», во всем отчетливо чувствовался напряженный ритм работы ОКБ».

Поздравляя Н.Д. Таликова с 70-летием, выражаю искреннюю благодарность от всех «ильюшинцев» за проделанную работу. Желаем ему доброго здоровья, успехов и удачи во всех делах.

В любимой мною песне есть слова «…а удача – награда за смелость», присущая всей работе главного конструктора Николая Дмитриевича Таликова.
 
Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» поздравляют Николая Дмитриевича Таликова с юбилеем!
Здоровья и успехов в создании новых самолетов «Ил»!

Генрих Новожилов


комментарии (1):

МИГ-9      24/05/2020 [11:49:40]#1
Ничего не сказано о самолете ИЛ-103. А это самолет Таликова. Он не стал массовым просто потому, что родился не в то время.










Материалы рубрики

Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»



Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена
Профсоюз летного состава России
Ивановскому Николаю Николаевичу исполнилось 60 лет
Журнал "АвиаСоюз"
АО «ХелиВерт»: знаменательные даты
ЮТэйр
Ушел из жизни Геннадий Павлович Ласкин
AVIA.RU
Роберту Сулейманову 75 лет
Илья Вайсберг
Техническое братство
AVIA*RU Network
Юбилей выдающегося авиаконструктора
Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове
Илья Вайсберг
Строитель авиапрома
Роберт Сулейманов
Сергею Скуратову 70 лет
Михаил Вахнеев
90 лет МАИ
Виктор Горлов
Олег Смирнов - пилот, командир, общественный деятель
AVIA.RU
Центр стратегических разработок в гражданской авиации отмечает 10-летие
AVIA.RU
Ветерану вооруженных сил и гражданской авиации Анатолию Стромову исполнилось 100 лет!
Александр Книвель
О Генеральном конструкторе замолвите слово
AVIA.RU
Поздравляем Николая Гедеоновича Донианца со 100-летием
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 2)
Владимир Карнозов
Правда и вымысел о воздушных боях на Халхин-Голе (Часть 1)
Марк Либерзон
Эпоха Г.Е. Лозино-Лозинского
Владимир Карнозов
Воздушные Войска Монголии пополнились МиГом
Госкорпорация "Ростех"
80 лет как один "МиГ"
Михаил Терещенко, Виктор Горлов
Пилот и строитель в гражданской авиации
В.Горлов, К.Руппель
О Замотине Вадиме Валентиновиче
Илья Вайсберг
"АвиаСоюз" - 15 лет в полете!
Михаил Вахнеев
SVOё 60-летие
Юлия Кузьмина
Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»
Николай Таликов
Навечно в истории авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer