Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Вехи истории

Полярная авиация создана именно в нашей стране

2 марта 2021 года / Артур Чилингаров / Aviation EXplorer
 

Обращение специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде Артура Чилингарова в связи со знаменательным юбилеем – 90-летием полярной авиации нашей страны.

Чилингаров Артур Николаевич
Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде, президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза и Герой России.

Дорогие друзья!

Вся моя жизнь связана с исследованием и освоением полярных территорий, а полярная авиация играла в этом процессе решающую роль. Без нее просто невозможно было добраться до отдаленных и труднодоступных арктических пространств, занимающих более 40% территории России. И не случайно первым полярным летчиком в мире стал российский офицер Нагурский, совершивший полет на Новую Землю еще в августе 1914 года. Да и сама полярная авиация была создана именно в нашей стране в советское время, когда развитию и освоению территорий Крайнего Севера и Арктики уделялось первостепенное внимание. По размеру выделяемых средств статья расходов на это была в бюджете второй после расходов на оборону. Такой уникальной системы авиационного обслуживания полярных регионов не было нигде в мире.

Наши летчики, как гражданские, так и военные, а также штурманы, радисты, метеорологи, работники аэродромных служб осуществляли пассажирские, транспортные и почтовые перевозки в экстремальных погодных условиях. Как организатор и участник многих полярных экспедиций хочу лишний раз напомнить о мужестве и самоотверженности летчиков, занимавшихся снабжением и спасением людей на дрейфующих льдинах. Практически каждый их полет был подвигом, они рисковали своей жизнью, но никогда не отступали и добивались своих целей.

1970 год. Полярник и его новые друзья

Так было, например, когда полярные летчики, рискуя жизнью, спасли высадившихся на льдине участников экспедиции затонувшего ледокола «Челюскин». Именно они вполне заслуженно стали первыми Героями Советского Союза. Золотыми буквами вписано в историю полярной авиации имя прославленного летчика Валерия Чкалова, осуществившего сначала перелеты через всю российскую Арктику на остров Удд в Охотском море, а затем через Северный Полюс в американский Ванкувер. Полярные летчики эвакуировали с первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1» ее экипаж, подвиг которого сравним с самыми выдающимися достижениями в исследовании нашей планеты.

Традиция активного изучения и освоения Арктики, да и Антарктиды, наиболее отчетливо проявлявшаяся в советское время, была прервана в первое десятилетие рыночных реформ. Государство фактически отстранилось от дальнейшего освоения Арктики и Крайнего Севера, резко сократились расходы на исследование Антарктиды. Естественно, все это самым пагубным образом отразилось на полярной авиации, переживающей в настоящее время кризисный период.

Жизнь показала недальновидность и ошибочность такой позиции и сегодня руководство страны вносит необходимые коррективы в проведение своего курса по отношению к исследованию и освоению полярных пространств. Разработаны и осуществляются федеральные целевые программы развития этих территорий. Россия возвращается в Арктику, и этот курс, как отмечал Президент РФ В.В. Путин, носит долгосрочный, стратегический характер. Восстановлению и подъему полярной авиации в нем отводится важное место. Как подчеркивал глава российского государства, «без полярной авиации активное изучение и освоение арктических территорий попросту невозможно. Здесь надо не только восстановить, но и поднять на качественно новый уровень то, что было в нашей стране в советский период».

1970 год. Дрейфующая станция «СП‑19». Подготовка к погружению под лед

Определенный старт возрождению полярной авиации уже дан: на всем протяжении российской Арктики происходит восстановление аэропортов, ремонтируется и обновляется техника. Но пока эти процессы идут крайне медленно. Здесь нужен радикальный разворот в сторону развития арктических территорий, отвечающий стратегическим интересам России. Руководство страны понимает это и в последнее время предпринимает конкретные шаги в направлении ускорения такого развития.

Не сомневаюсь в том, что в ближайшие десятилетия российская полярная авиация выйдет на второй виток своего развития, а спрос на авиационные услуги будет увеличиваться. И это связано не только с разработкой углеводородных ресурсов в Арктике, которая в последнее время приобретает все более широкие масштабы. Дальнейшее развитие арктических территорий требует и создания современной региональной транспортной инфраструктуры, в том числе грузовых и пассажирских авиаперевозок. Здесь надо учитывать и начавшийся процесс таяния арктических льдов, что требует внесения определенных корректив в разработку перспективной авиационной техники. Крайне важными становятся и вопросы обеспечении безопасности страны на ее северных рубежах, что особенно актуально в условиях растущей агрессивности блока НАТО, руководители которого открыто заявляют о его стремлении распространить свою деятельность и на арктические регионы.

Восстановления и обновления парка воздушных судов для полярных регионов требует и развитие туристической индустрии. До сих пор на безграничных просторах Крайнего Севера много неизведанного, что притягивает человека. Люди восторгаются неповторимыми арктическими красотами, изучают и осваивают Север. Арктика привлекает внимание не только ученых, но и инвесторов, романтиков, туристов.

2007 год. Северный полюс. Возвращение экипажа МИР‑1

Сегодня к арктической зоне прилегают территории восьми государств. Мы всегда выступали и выступаем за активное сотрудничество и взаимодействие с ними в решении всех возникающих проблем. Но приоритетное право здесь все-таки принадлежит России. Оно оправдано экономически, географически, исторически, да и по человеческой справедливости, наконец. И этого права наша страна не уступит никому. Но эффективное изучение и освоение арктических территорий возможно только с помощью современной и подлинно инновационной полярной авиации. И потому у нее большое будущее.

Надеюсь, что и журнал «Гражданская авиация» будет впредь всемерно способствовать распространению знаний об отечественной полярной авиации, о ее проблемах и перспективах, неразрывно связанных развитием арктических регионов России, а значит, и судьбой всей нашей великой страны.

Фото из архива автора

Опубликовано в журнале "Гражданская авиация"


Артур Чилингаров



комментарии (0):










Материалы рубрики

Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино
АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань




Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена
Профсоюз летного состава России
Ивановскому Николаю Николаевичу исполнилось 60 лет
Журнал "АвиаСоюз"
АО «ХелиВерт»: знаменательные даты
ЮТэйр
Ушел из жизни Геннадий Павлович Ласкин
AVIA.RU
Роберту Сулейманову 75 лет
Илья Вайсберг
Техническое братство
AVIA*RU Network
Юбилей выдающегося авиаконструктора
Генрих Новожилов
Новожилов о Таликове

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer