← Назад

Главная История Вехи историиПолярная авиация создана именно в нашей стране

2 марта 2021 года / Артур Чилингаров / Aviation EXplorer

Обращение специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде Артура Чилингарова в связи со знаменательным юбилеем – 90-летием полярной авиации нашей страны.

Чилингаров Артур Николаевич
Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде, президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза и Герой России.

Дорогие друзья!

Вся моя жизнь связана с исследованием и освоением полярных территорий, а полярная авиация играла в этом процессе решающую роль. Без нее просто невозможно было добраться до отдаленных и труднодоступных арктических пространств, занимающих более 40% территории России. И не случайно первым полярным летчиком в мире стал российский офицер Нагурский, совершивший полет на Новую Землю еще в августе 1914 года. Да и сама полярная авиация была создана именно в нашей стране в советское время, когда развитию и освоению территорий Крайнего Севера и Арктики уделялось первостепенное внимание. По размеру выделяемых средств статья расходов на это была в бюджете второй после расходов на оборону. Такой уникальной системы авиационного обслуживания полярных регионов не было нигде в мире.

Наши летчики, как гражданские, так и военные, а также штурманы, радисты, метеорологи, работники аэродромных служб осуществляли пассажирские, транспортные и почтовые перевозки в экстремальных погодных условиях. Как организатор и участник многих полярных экспедиций хочу лишний раз напомнить о мужестве и самоотверженности летчиков, занимавшихся снабжением и спасением людей на дрейфующих льдинах. Практически каждый их полет был подвигом, они рисковали своей жизнью, но никогда не отступали и добивались своих целей.

1970 год. Полярник и его новые друзья

Так было, например, когда полярные летчики, рискуя жизнью, спасли высадившихся на льдине участников экспедиции затонувшего ледокола «Челюскин». Именно они вполне заслуженно стали первыми Героями Советского Союза. Золотыми буквами вписано в историю полярной авиации имя прославленного летчика Валерия Чкалова, осуществившего сначала перелеты через всю российскую Арктику на остров Удд в Охотском море, а затем через Северный Полюс в американский Ванкувер. Полярные летчики эвакуировали с первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1» ее экипаж, подвиг которого сравним с самыми выдающимися достижениями в исследовании нашей планеты.

Традиция активного изучения и освоения Арктики, да и Антарктиды, наиболее отчетливо проявлявшаяся в советское время, была прервана в первое десятилетие рыночных реформ. Государство фактически отстранилось от дальнейшего освоения Арктики и Крайнего Севера, резко сократились расходы на исследование Антарктиды. Естественно, все это самым пагубным образом отразилось на полярной авиации, переживающей в настоящее время кризисный период.

Жизнь показала недальновидность и ошибочность такой позиции и сегодня руководство страны вносит необходимые коррективы в проведение своего курса по отношению к исследованию и освоению полярных пространств. Разработаны и осуществляются федеральные целевые программы развития этих территорий. Россия возвращается в Арктику, и этот курс, как отмечал Президент РФ В.В. Путин, носит долгосрочный, стратегический характер. Восстановлению и подъему полярной авиации в нем отводится важное место. Как подчеркивал глава российского государства, «без полярной авиации активное изучение и освоение арктических территорий попросту невозможно. Здесь надо не только восстановить, но и поднять на качественно новый уровень то, что было в нашей стране в советский период».

1970 год. Дрейфующая станция «СП‑19». Подготовка к погружению под лед

Определенный старт возрождению полярной авиации уже дан: на всем протяжении российской Арктики происходит восстановление аэропортов, ремонтируется и обновляется техника. Но пока эти процессы идут крайне медленно. Здесь нужен радикальный разворот в сторону развития арктических территорий, отвечающий стратегическим интересам России. Руководство страны понимает это и в последнее время предпринимает конкретные шаги в направлении ускорения такого развития.

Не сомневаюсь в том, что в ближайшие десятилетия российская полярная авиация выйдет на второй виток своего развития, а спрос на авиационные услуги будет увеличиваться. И это связано не только с разработкой углеводородных ресурсов в Арктике, которая в последнее время приобретает все более широкие масштабы. Дальнейшее развитие арктических территорий требует и создания современной региональной транспортной инфраструктуры, в том числе грузовых и пассажирских авиаперевозок. Здесь надо учитывать и начавшийся процесс таяния арктических льдов, что требует внесения определенных корректив в разработку перспективной авиационной техники. Крайне важными становятся и вопросы обеспечении безопасности страны на ее северных рубежах, что особенно актуально в условиях растущей агрессивности блока НАТО, руководители которого открыто заявляют о его стремлении распространить свою деятельность и на арктические регионы.

Восстановления и обновления парка воздушных судов для полярных регионов требует и развитие туристической индустрии. До сих пор на безграничных просторах Крайнего Севера много неизведанного, что притягивает человека. Люди восторгаются неповторимыми арктическими красотами, изучают и осваивают Север. Арктика привлекает внимание не только ученых, но и инвесторов, романтиков, туристов.

2007 год. Северный полюс. Возвращение экипажа МИР‑1

Сегодня к арктической зоне прилегают территории восьми государств. Мы всегда выступали и выступаем за активное сотрудничество и взаимодействие с ними в решении всех возникающих проблем. Но приоритетное право здесь все-таки принадлежит России. Оно оправдано экономически, географически, исторически, да и по человеческой справедливости, наконец. И этого права наша страна не уступит никому. Но эффективное изучение и освоение арктических территорий возможно только с помощью современной и подлинно инновационной полярной авиации. И потому у нее большое будущее.

Надеюсь, что и журнал «Гражданская авиация» будет впредь всемерно способствовать распространению знаний об отечественной полярной авиации, о ее проблемах и перспективах, неразрывно связанных развитием арктических регионов России, а значит, и судьбой всей нашей великой страны.

Фото из архива автора

Опубликовано в журнале "Гражданская авиация"


Артур Чилингаров


URL: http://www.aex.ru/docs/1/2021/3/2/3222/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.