← Назад

Главная История История и современностьПутешествия с Ростехом: Уфа

23 марта 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. Очередной рассказ из  рубрики «Путешествия с Ростехом» посвящен в столице Башкирии – Уфе.

За свою многовековую историю город успел накопить богатое наследство, обзавестись множеством памятников культуры. Кроме того, Уфа является крупным промышленным центром – здесь расположено около 200 предприятий, в числе которых много «ростеховских». В столице Башкирии производят двигатели для современных самолетов, выпускают новейшие вакцины против смертельных заболеваний, создают аппаратуру для космических кораблей.

Уфимские двигатели прогресса

Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОДК-УМПО) – предприятие с большой историей. Завод, начавший свою работу с выпуска комбайновых моторов, позже сменил профиль на производство моторов для авиации. Силовые установки, произведенные на этом уфимском заводе, подняли в небо около 170 типов и модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и его модификаций.

Сегодня «ОДК-УМПО» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и участвует практически во всех основных проектах отечественного авиационного двигателестроения. Уфимское предприятие ведет работу над перспективными двигателями для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для лайнера МС-21, выпускает компоненты вертолетных двигателей ВК-2500.

Фото: ОДК

В прошлом году на базе «ОДК-УМПО» был открыт новый центр по производству узлов вертолетных двигателей мощностью до 350 моторокомплектов в год. В России это первое профильное производство такого масштаба. Здесь будут выпускаться узлы серийных и перспективных вертолетных двигателей: ВК-2500, ТВ3-117, ВК-650В, ВК-1600В, в том числе для вертолетов семейства Ми-8/17, ударных Ми-28 и Ка-52, а также многоцелевых Ка-226Т и Ка-62.

Кроме того, на базе «ОДК-УМПО» создается Производственно-учебный центр авиационного кластера Госкорпорации Ростех – отдельное здание площадью 14,5 тыс. кв. м, где разместятся 150 единиц учебного оборудования. Ежегодно выпускниками Центра станут около 2 тыс. специалистов, которые будут востребованы не только в «ОДК-УМПО», но и на других предприятиях Ростеха в Башкортостане.

«Молния» зажигает

Если в «ОДК-УМПО» двигатели производят, то в УНПП «Молния» двигателям «добавляют искру» – предприятие занимает 95% российского рынка в области разработки систем зажигания для авиационных двигателей.

Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» входит в состав холдинга «Технодинамика». История предприятия на башкирской земле насчитывает восемь десятилетий – в 1941 году завод был эвакуирован в Уфу. В военное время здесь выпускали свечи для поршневых двигателей самолетов. В 1950-ые годы появились первые изделия электронной автоматики, в следующее десятилетие – электронная аппаратура регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин, а в 1980-е годы специалисты предприятия создали первую отечественную бортовую встраиваемую микро-ЭВМ.

Сегодня разработанные «Молнией» изделия нашли свое применение практически на всех отечественных самолетах и вертолетах, а также на летательных аппаратах стран дальнего и ближнего зарубежья. На предприятии ведется разработка системы зажигания для двигателя большой тяги ПД-35, а производство аналогичной системы для ПД-14 уже освоено серийно.

Непрерывно продолжается и освоение новых типов продукции. На предприятии разработана, сертифицирована и запущена в серию электронная аппаратура управления и контроля для маршевых и вспомогательных двигателей учебно-боевого самолета Як-130 и самолета-амфибии Бе-200, вертолетов Ка-52, Ка-31, Ми-8 и их модификаций. 

На страже национального иммунитета

В прошлом году исполнилось 115 лет одному из ведущих научно-промышленных комплексов России по разработке и выпуску иммунобиологических лекарственных средств – уфимскому «Иммунопрепарату». Сегодня предприятие является филиалом НПО «Микроген» (находится под управлением холдинга «Нацимбио»).

Трудовая биография предприятия началась с создания Пастеровской станции, в штате которой значилось лишь пять человек. В Уфе был начат выпуск оспенного детрита, а в 1907 году производство противодифтерийной и противоскарлатинозной сыворотки. Производство расширялось год за годом, его подлинный расцвет пришелся на 1930-е годы – именно в это время в институте производство бактерийных препаратов было поставлено на новый, более качественный уровень. Это позволило в годы войны наладить здесь выпуск вакцин и бактериофагов, которые были жизненно необходимы фронту. Благодаря работе уфимских микробиологов удалось предотвратить «эпидемический пожар», что спасло сотни тысяч жизней.

Фото: Нацимбио

Сегодня предприятие выпускает вакцины для применения в рамках Национального календаря профилактических прививок. Производство вакцин продолжает модернизироваться – созданы новые подразделения и производственные участки. В этом году именно на площадке уфимского «Иммунопрепарата» начнется выпуск новейшей российской вакцины – препарата «МенингоВак А+С» для профилактики менингококковой инфекции. Годом ранее здесь был запущен первый в России Биологический ресурсный центр по изучению бактериофагов. Центр является хранилищем уникальной коллекции микроорганизмов из более чем 10 тыс. штаммов бактериофагов, которые будут использованы при конструировании актуальных, клинически эффективных и безопасных препаратов.

Из Уфы в космос и обратно

Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) в этом году отмечает свой 65-летний юбилей. Сегодня предприятие входит в состав КРЭТ и специализируется на серийном выпуске бортового оборудования, в том числе автопилотов, систем управления и прочих изделий для авиапрома. В Уфе производится около трети всех вычислительных машин систем управления для российской авиации. Также на УППО освоено производство нефтегазового оборудования: пневматических приводов со струйным двигателем.

В истории предприятия есть место и космических успехам. В середине 1960-х годов в Уфе производили блоки управления для космических кораблей, орбитальной станции «Мир». Пожалуй, один из самых необычных космических заказов специалистам УППО поступил в 1971 году – создание первой электробритвы для космонавтов.

Электробритва «Агидель-К»

Воспользоваться обычной бритвой в космосе весьма затруднительно – главная проблема заключается не в отсутствии обычной сети в 220 В, а в отсутствии гравитации. Электробритва «Агидель-К» была создана уфимскими специалистами в результате совместной работы с конструкторами космических кораблей. Кроме питания от бортовой сети 27 В, она получила встроенный микропылесос. Первыми качество электробритвы оценили советские космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин – свой положительный отзыв они озвучили на весь мир прямо с орбиты. Позже еще не одно поколение советских космонавтов пользовалось этим космическим гаджетом из Уфы. Между тем у электробритвы «Агидель» богатая история и на Земле – эта уфимская марка хорошо известна, особенно старшему поколению россиян.

Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-ufa/

Публикуется с сокращениями


Ростех


URL: http://www.aex.ru/docs/1/2021/3/23/3231/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.