Главная История Вехи истории

Авиация – космосу: связанные одним небом

12 апреля 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer

Авиастроительная отрасль, а сегодня основные предприятия авиационной промышленности входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, всегда была и остается одним из основных партнеров ракетно-космической промышленности России. Многие известные отечественные космические конструкторы начинали свою деятельность в авиации. Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев окончил авиационное отделение МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководителем его дипломного проекта – легкого самолета СК-4 – был молодой Андрей Туполев, а первые космонавты, в том числе и Юрий Гагарин, были отобраны из числа военных летчиков.

12 апреля исполняется 60 лет первому в мире полету человека в космическое пространство. Юрий Гагарин, сделав на корабле «Восток» оборот вокруг Земли за 108 минут, открыл дорогу в космос всему человечеству.

Справедливо считается, что наиболее близкие условия к космическому полету по психологическим и физическим нагрузкам испытывают летчики самолетов-истребителей. И до сих пор многие российские космонавты приходят на подготовку из частей воздушно-космических сил.

Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М.М. Громова внес большой вклад в создание средств индикации и оборудования рабочего места космонавта. В 1960 году в институте под руководством Сергей Даревского был создан первый тренажер кабины космического корабля «Восток». Он позволял проводить имитацию космического полета. Именно на этом тренажере в ЛИИ прошли обучение и сдали экзамены первые отечественные космонавты, включая Гагарина.

Авиационные конструкторы участвовали во всех отечественных авиакосмических проектах. ОКБ Микояна в 1960-е – начале 1970-х годов вело разработку воздушно-космической системы «Спираль», состоящей из орбитального самолета с ракетной ступенью и гиперзвукового самолета-разгонщика. В дальнейшем основные специалисты, работавшие над «Спиралью», были переведены из ОКБ Микояна в специально созданное НПО «Молния», где был разработан космический корабль многоразового использования «Буран». В создании космического челнока принял участие и коллектив Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ), которому в 1981 году было присвоено имя Владимира Мясищева. Конструкторы предприятия разработали герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения.

И уже в начале XXI века авиационные специалисты принимали участие в создании российских проектов аэрокосмических систем: ОКБ Сухого и ЦАГИ работали совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королева над крылатой версией пилотируемого многоразового космического корабля «Клипер». ЭМЗ им. В.М. Мясищева в настоящее время активно участвует в проекте Фонда перспективных исследований по разработке возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы «Крыло-СВ».

Многие испытания элементов ракетно-космической техники проводятся на летающих лабораториях. Наиболее полно это происходило при создании орбитального корабля «Буран» в 1980-е годы. В частности, для отработки системы автоматической посадки корабля использовались самолеты-лаборатории МиГ-25 и Ту-154.

Для окончательной отработки завершающего этапа полета «Бурана» и его посадки, в том числе и в автоматическом режиме, был построен полноразмерный самолет-аналог БТС-002. Его испытания проводились в подмосковном Жуковском – в ЛИИ совместно с ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Впервые он совершил полет 10 ноября 1985 года, его пилотировали летчики-испытатели ЛИИ Игорь Волк и Римантас Станкявичюс. Именно они изначально планировались в качестве экипажа для первого пилотируемого полета «Бурана».

Фото: Aktug Ates / wikimedia.org

Самолеты используются и для подготовки российских космонавтов. Летные тренировки в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина проводятся на учебно-тренировочных самолетах L-39. На них будущие участники космических полетов выполняют даже фигуры пилотажа, как простые – «виражи», «пикирование», «горки», – так и сложные «переворот», «петля», «косая петля».

Для подготовки космонавтов к работе в условиях невесомости были созданы самолеты-лаборатории Ил-76МДК. В полете «Ил» выполняет маневр «горка», на верхнем участке которого создаются, пусть и ненадолго – примерно на 25 секунд за один режим – условия невесомости.

И конечно, самолеты использовались и продолжают использоваться ракетно-космической отраслью в качестве транспорта. Ведь только по воздуху можно было доставить на космодром Байконур элементы сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» и планер корабля «Буран»: по железной дороге они не вписывались в габариты. Для этого ЭМЗ им. В.М. Мясищева разработал уникальный транспортный самолет ВМ-Т «Атлант», на «спине» которого и крепились «негабариты». Сегодня для доставки «нежных» аппаратов – спутников и разгонных блоков – часто используются военно-транспортные самолеты.

Источник: https://rostec.ru/news/aviatsiya-kosmosu-svyazannye-odnim-nebom/

Ростех

Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.

Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет

Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
Пилот, руководитель, общественный деятель
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Путешествие с Ростехом: Самара