Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Путешествия с Ростехом: Лыткарино

7 апреля 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Этот маленький городок на берегу Москвы-реки в окружении сосновых лесов на первый взгляд ничем не может удивить. Но именно здесь сделали зеркало для самого большого в мире телескопа, ракетные двигатели для доставки луноходов на Луну, а также впервые запустили двигатель истребителя Су-57.

Первое упоминание о Лыткарино датируется XV веком – в архиве Чудова монастыря обнаружена дарственная грамота некоей инокини Марфы, в которой говорилось о «селе Лыткорине». Позже имение перешло во владение воспитателя Петра I – Никиты Зотова и его потомков. Сегодня в родовой усадьбе располагается Лыткаринский историко-краеведческий музей. Вблизи Лыткарино находится еще несколько интересных памятников архитектуры, которые манят любителей истории. Здесь на высоком берегу Москвы-реки расположилась Усадьба Петровское с двумя старинными церквями и парком.

Фото: Городской портал Лыткарино

Впрочем, в Лыткарино могут интересно провести время даже любители пляжного отдыха. Волкушинский или Лыткаринский карьер – пожалуй, самое популярное место в летнее время. Сегодня это озеро с песчаными пляжами, а когда-то здесь добывали песок. Добыча камня-известняка и песчаника началась в этом месте много веков назад. Есть версия, что само название города произошло от слова «лытка» – это старинный камнетесный инструмент. Из плит лыткаринского песчаника выложены: подпорная стена храма Василия Блаженного на Красной площади, фундаменты Большого театра, Манежа и многое другое.

Как считают ученые, эти отложения когда-то были дном древнего моря. Молчаливые свидетели тому – отпечатки раковин ископаемых моллюсков Юрского периода, которые можно встретить в местных песчаниках. В 1930-х годах началась активная разработка карьера в Лыткарино. Редкий по своей чистоте здешний кварцевый песок мог стать отличным сырьем для производства высококачественного стекла. Поэтому было принято решение о строительстве Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС). Во время войны на предприятии изготавливались прожекторные зеркала для зенитных установок противовоздушной обороны, бронестекла для самолетов, смотровые призмы для танков и прочая продукция для фронта. Позже ЛЗОС начал выпуск оптики для приборостроения, медицинской техники, объективов фотоаппаратов и другие изделия отрасли.

Космическая оптика из Лыткарино

Сегодня это градообразующее предприятие, которое входит в холдинг Ростеха «Швабе». ЛЗОС является ведущим российским производителем оптического стекла и стекловолокна, крупногабаритных астрономических и космических зеркал, космических объективов, различных оптических деталей и приборов. Именно благодаря Лыткаринскому заводу Россия входит в тройку крупнейших мировых поставщиков оптического стекла. Кроме выпуска оптических материалов, завод лидирует в изготовлении крупногабаритной астрономической оптики – ЛЗОС производит около трети всего мирового рынка крупногабаритной оптики.

Большие зеркала диаметром в несколько метров на ЛЗОС начали изготавливать еще в 1980-х годах. Это ключевая часть любого телескопа, и, пожалуй, его самая сложная деталь. Специалистами ЛЗОС разработана уникальная технология, которая позволяет изготовить зеркало массой несколько десятков тонн и обработать его с точностью до нанометра. Так в Лыткарино были произведены зеркала для самых известных телескопов в мире: Большого телескопа азимутального (БТА), когда-то крупнейшего в мире, а сегодня – в Евразии; китайского гиганта LAMOST, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT и многих других международных проектов.

Где учат двигатели летать

Развитие Лыткарино связано, в том числе, и с основанием здесь значимых предприятий отечественного двигателестроения. В городе находятся Научно-испытательный центр ЦИАМ – крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиадвигателей, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», где создаются жидкостные ракетные двигатели для космических аппаратов, а также Лыткаринский машиностроительный завод (ЛМЗ).

Предприятие было основано в 1955 году как филиал опытного завода №165 (ныне ОКБ им. А. Люльки – филиал «ОДК-УМПО»). На заводе в Лыткарино изготавливались узлы и детали, проводились испытания нескольких поколений авиадвигателей марки «АЛ» (Архип Люлька). В наши дни Лыткаринский машиностроительный завод также является филиалом «ОДК-УМПО». Это испытательная база для всех опытных двигателей, выпускаемых в «ОДК-УМПО». Здесь в прямом смысле двигатели учатся летать – после испытаний в Лыткарино моторы идут прямым ходом на самолеты.

К примеру, в 2014 году здесь прошли государственные испытания изделия 117С – двигателя для истребителя поколения 4++ Су-35С. В ноябре 2016 года на ЛМЗ состоялся первый наземный запуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас на заводе была проведена масштабная реконструкция испытательной станции, завершено строительство нового стенда, где будут проходить испытания опытные образцы перспективных авиадвигателей.

Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-lytkarino/

Опубликовано с сокращениями


Ростех



комментарии (0):










Материалы рубрики

Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения
AVIA.RU
60 лет в космосе
Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино



АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань

Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer