Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Путешествия с Ростехом: Лыткарино

7 апреля 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Этот маленький городок на берегу Москвы-реки в окружении сосновых лесов на первый взгляд ничем не может удивить. Но именно здесь сделали зеркало для самого большого в мире телескопа, ракетные двигатели для доставки луноходов на Луну, а также впервые запустили двигатель истребителя Су-57.

Первое упоминание о Лыткарино датируется XV веком – в архиве Чудова монастыря обнаружена дарственная грамота некоей инокини Марфы, в которой говорилось о «селе Лыткорине». Позже имение перешло во владение воспитателя Петра I – Никиты Зотова и его потомков. Сегодня в родовой усадьбе располагается Лыткаринский историко-краеведческий музей. Вблизи Лыткарино находится еще несколько интересных памятников архитектуры, которые манят любителей истории. Здесь на высоком берегу Москвы-реки расположилась Усадьба Петровское с двумя старинными церквями и парком.

Фото: Городской портал Лыткарино

Впрочем, в Лыткарино могут интересно провести время даже любители пляжного отдыха. Волкушинский или Лыткаринский карьер – пожалуй, самое популярное место в летнее время. Сегодня это озеро с песчаными пляжами, а когда-то здесь добывали песок. Добыча камня-известняка и песчаника началась в этом месте много веков назад. Есть версия, что само название города произошло от слова «лытка» – это старинный камнетесный инструмент. Из плит лыткаринского песчаника выложены: подпорная стена храма Василия Блаженного на Красной площади, фундаменты Большого театра, Манежа и многое другое.

Как считают ученые, эти отложения когда-то были дном древнего моря. Молчаливые свидетели тому – отпечатки раковин ископаемых моллюсков Юрского периода, которые можно встретить в местных песчаниках. В 1930-х годах началась активная разработка карьера в Лыткарино. Редкий по своей чистоте здешний кварцевый песок мог стать отличным сырьем для производства высококачественного стекла. Поэтому было принято решение о строительстве Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС). Во время войны на предприятии изготавливались прожекторные зеркала для зенитных установок противовоздушной обороны, бронестекла для самолетов, смотровые призмы для танков и прочая продукция для фронта. Позже ЛЗОС начал выпуск оптики для приборостроения, медицинской техники, объективов фотоаппаратов и другие изделия отрасли.

Космическая оптика из Лыткарино

Сегодня это градообразующее предприятие, которое входит в холдинг Ростеха «Швабе». ЛЗОС является ведущим российским производителем оптического стекла и стекловолокна, крупногабаритных астрономических и космических зеркал, космических объективов, различных оптических деталей и приборов. Именно благодаря Лыткаринскому заводу Россия входит в тройку крупнейших мировых поставщиков оптического стекла. Кроме выпуска оптических материалов, завод лидирует в изготовлении крупногабаритной астрономической оптики – ЛЗОС производит около трети всего мирового рынка крупногабаритной оптики.

Большие зеркала диаметром в несколько метров на ЛЗОС начали изготавливать еще в 1980-х годах. Это ключевая часть любого телескопа, и, пожалуй, его самая сложная деталь. Специалистами ЛЗОС разработана уникальная технология, которая позволяет изготовить зеркало массой несколько десятков тонн и обработать его с точностью до нанометра. Так в Лыткарино были произведены зеркала для самых известных телескопов в мире: Большого телескопа азимутального (БТА), когда-то крупнейшего в мире, а сегодня – в Евразии; китайского гиганта LAMOST, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT и многих других международных проектов.

Где учат двигатели летать

Развитие Лыткарино связано, в том числе, и с основанием здесь значимых предприятий отечественного двигателестроения. В городе находятся Научно-испытательный центр ЦИАМ – крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиадвигателей, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», где создаются жидкостные ракетные двигатели для космических аппаратов, а также Лыткаринский машиностроительный завод (ЛМЗ).

Предприятие было основано в 1955 году как филиал опытного завода №165 (ныне ОКБ им. А. Люльки – филиал «ОДК-УМПО»). На заводе в Лыткарино изготавливались узлы и детали, проводились испытания нескольких поколений авиадвигателей марки «АЛ» (Архип Люлька). В наши дни Лыткаринский машиностроительный завод также является филиалом «ОДК-УМПО». Это испытательная база для всех опытных двигателей, выпускаемых в «ОДК-УМПО». Здесь в прямом смысле двигатели учатся летать – после испытаний в Лыткарино моторы идут прямым ходом на самолеты.

К примеру, в 2014 году здесь прошли государственные испытания изделия 117С – двигателя для истребителя поколения 4++ Су-35С. В ноябре 2016 года на ЛМЗ состоялся первый наземный запуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас на заводе была проведена масштабная реконструкция испытательной станции, завершено строительство нового стенда, где будут проходить испытания опытные образцы перспективных авиадвигателей.

Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-lytkarino/

Опубликовано с сокращениями


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer