Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс

13 мая 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

В 2021 г. исполняется 50 лет одному из ведущих российских вузов авиационного профиля – Московскому государственному техническому университету гражданской авиации (МГТУ ГА).

Елисеев Борис Петрович
Ректор МГТУ ГА с 2007 г., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, член коллегии Росавиации. Б.П. Елисеев окончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета и аспирантуру Российской академии управления. Занимался преподавательской работой в вузах, специализировался на административном, финансовом и воздушном праве. Сфера научных интересов – управление крупными социально-экономическими системами в условиях внешней дезорганизации.
Работал начальником отдела в Администрации Президента РФ, в 1999-2007 гг. – заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» по правовым вопросам. Награжден Орденом Почета и Орденом Дружбы, имеет государственные награды ряда зарубежных стран.

- Борис Петрович, расскажите, пожалуйста, кратко об истории организации вуза, его первых руководителях.

- Конец 1960-х гг. – начало 1970-х гг. были для гражданской авиации СССР периодом интенсивного и успешного развития. Именно в это время воздушный транспорт стал массовым, им пользовался каждый третий житель страны. Суммарная протяженность авиалиний СССР приближалась к 1 млн км. Самолеты Аэрофлота совершали регулярные рейсы почти в 90 стран мира. Реконструировались существующие и строились новые аэродромы и аэропорты, авиаремонтные заводы.

Столь бурное развитие отрасли потребовало притока высококвалифицированных авиационных специалистов. В этих условиях руководством Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР) было принято решение о создании в Москве института инженеров гражданской авиации (МИИГА).

Еще в 1948 г. в столице был открыт учебно-консультационный пункт (УКП) Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) для студентов-заочников Московского авиаузла. В 1951 г. УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА, находившееся на территории бывшего аэровокзала по Ленинградскому проспекту. Его возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 г. Отделение было преобразовано в Московский филиал КИИГА по заочному обучению.

16 апреля 1971 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации Московского института инженеров гражданской авиации». На его основании 17 мая 1971 г. издан приказ министра гражданской авиации Б.П. Бугаева с аналогичным названием, где предписывалось организовать с 1 июня 1971 г. на базе Московского филиала КИИГА Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения.

Важным событием стало установление вузу в 1993 г. статуса «технического университета», он получил новое наименование «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА).

Первым ректором МИИГА был доктор технических наук, профессор Иван Семенович Голубев (1929-2017 гг.), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный работник высшего образования РСФСР.

В 1983 г. его на посту ректора сменил доктор технических наук, профессор Владимир Георгиевич Воробьев, также удостоенный высокого звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

- Давайте поговорим о сегодняшнем дне возглавляемого Вами Университета: инфраструктура, основные направления подготовки специалистов, филиалы, международное сотрудничество...

- Сегодня МГТУ ГА – это крупный учебно-научный и культурно-спортивный комплекс, оснащенный современными тренажерами, компьютерным оборудованием, просторными аудиториями, лабораториями, спортивной базой, клубом, современной библиотекой, а также учебным авиационно-техническим центром с самолетами гражданской авиации, на которых студенты проходят различные виды производственных практик.

В МГТУ ГА обучаются около 12 тыс. студентов и курсантов, здесь трудятся высококвалифицированные преподаватели, в том числе 60 докторов и 145 кандидатов наук. В состав университетского комплекса входят шесть филиалов, включая четыре авиационно-технических колледжа.

МГТУ ГА и его филиалы обладают современными тренажерами Boeing и Airbus, в учебном авиационно-техническом центре стоят самолеты с работающей авионикой, а в аудиториях вуза расположены многочисленные двигатели, агрегаты, механизмы, необходимые для практического, а не только теоретического изучения. Оборудованы лаборатории, компьютерные классы с уникальным программным обеспечением. В Университете имеются спортивные залы для занятий разными видами спорта, а также современный актовый зал: университетская жизнь включает и творческую активность, и физическую.

В наши дни мировая авиационная отрасль – одна из наиболее технологичных и быстроразвивающихся. Воздушные суда и аэронавигационные системы очень динамично модернизируются и совершенствуются, а экономика давно установила определенные правила: пассажирский самолет должен как можно меньше находиться на перроне аэропорта между рейсами, при этом инженерный состав должен оперативно выполнять все необходимые технические процедуры, обеспечивая безопасность полетов.

Это задает определенные условия для подготовки кадров. Авиационный инженер обязан лучше пилота знать работу систем самолета, уметь оперативно решать сложные задачи по техническому обслуживанию и ремонту. Само собой, Университет должен выпускать специалистов, знакомых с современной техникой, программы и учебники требуют ежегодного обновления, а то и чаще.

Университет, за счет своего динамичного развития и постоянного обновления, оперативно отвечает на запросы рынка кадров. Так, недавно были открыты направления «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте», «Обеспечение полетов воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Актуальной стало создание магистратуры по направлению «Технология транспортных процессов», и в связи с этим в предстоящем учебном году МГТУ ГА станет первым транспортным вузом, который начнет прием магистров по этой специальности!

Мы оперативно реагируем на запросы отрасли и на уровне субъекта Федерации. Так, в 2017 г., недалеко от Ростова-на-Дону был открыт новый аэропорт «Платов», ставший главным хабом юга России. Возрос спрос на высококвалифицированных инженеров, и сразу в Ростовском филиале МГТУ ГА был открыт первый набор на очное обучение (заочников обучали и ранее) по программе «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

В МГТУ ГА развито международное сотрудничество. Это естественно: деятельность гражданской авиации охватывает практически весь мир, а не только территорию одного государства. Коммерческий рынок авиаперевозок во многом обеспечивают самолеты Boeing и Airbus, которые собираются сетью предприятий из разных стран. В нашей стране выпускается «Суперджет 100», готовится к выходу и на российскую, и международную арены новейший МС-21; мировая сеть авиаперевозок работает в соответствии с нормами ИКАО.

В этой отрасли просто невозможно обучать инженеров и работать по своим нормам, даже внутри одного государства. Поэтому только тесная международная кооперация может обеспечить качественную подготовку кадров для авиации. МГТУ ГА входит в разные международные ассоциации, тесно взаимодействует со многими аэрокосмическими, техническими университетами мира. Мне неоднократно приходилось встречаться с Генеральным секретарем ИКАО доктором Фан Лю, под ее руководством реализуется новая международная программа «Новое поколение авиаторов». МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО, что делает его диплом «конвертируемым» в большинстве стран мира. Сегодня в Университете обучается более 500 иностранных граждан из почти 40 стран мира, а всего прошли обучение граждане 75 стран!

Ничего удивительного, что при таких показателях МГТУ ГА входит в международный рейтинг университетов Ranking Web of Universities с штаб-квартирой в Мадриде.

Таких высот удалось достичь благодаря высокопрофессиональной и слаженной работе командно-руководящего, профессорско-преподавательского состава и всего вспомогательного персонала. В «одном строю» студентов обучают заслуженные ветераны авиации и молодые преподаватели, что позволяет эффективно передавать знания и сразу интегрировать их в текущие реалии отрасли.

- Каковы основные направления научной деятельности в Университете?

- На последней студенческой научно-технической конференции в середине апреля этого года на 26 тематических секциях было представлено около 500 докладов от студентов Университета. Они регулярно становятся победителями различных научных конкурсов и грантов. Из крупнейших конкурсов последних лет, например, несколько наших студентов и аспирантов стали призерами Всероссийского инженерного конкурса. Еще один студент стал лауреатом всероссийского конкурса молодежных проектов «Моя страна – моя Россия». В первом этапе номинации «Транспорт. Пути сообщения моей страны» приняли участие более двух тысяч человек, из них в финал прошли всего четыре.

В 2015 г. МГТУ ГА получил бессрочную лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление всего цикла работ по проектированию и разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, в том числе двойного назначения. Университет регулярно ведет разработки по заказу от разных авиапредприятий. Большое внимание уделено беспилотной авиации. Уже несколько лет в МГТУ ГА успешно функционирует лаборатория БЛА, где ведутся разработки в области беспилотной авиации и проходят обучение операторы беспилотников.

- Как организована в Университете система дополнительного образования?

- В МГТУ ГА успешно функционирует Институт повышения квалификации и аттестации кадров (ИПКиАК), имеющий сертификат авиационного учебного центра. Перечень реализуемых программ переподготовки очень обширный и продолжает увеличиваться в зависимости от запросов рынка авиационных кадров. Дополнительное образование осуществляется как в стенах МГТУ ГА, так и «на местах», когда преподаватели по запросу проводят обучение работников авиапредприятий в любом уголке России.

Кстати, осенью 2020 г. ИПКиАК выпустил первую группу инструкторов по эксплуатации беспилотных воздушных судов массой до 30 кг. Курс подготовки инструкторов для обучения специалистов беспилотных авиационных систем был разработан специалистами института самостоятельно и утвержден ректором Университета. Первый выпуск составили сотрудники МГТУ ГА – головного вуза и Егорьевского филиала. На его аэродроме проходила летная практика обучающихся. Сегодня на основании опыта МГТУ ГА ведется совместная с Росавиацией разработка типовой обучающей программы для операторов БЛА.

К дополнительному образованию можно отнести и довузовскую подготовку школьников. МГТУ ГА на протяжении многих лет участвует в общегородских проектах «Инженерный класс в московской школе», «Университетские субботы» и др., задача которых – познакомить учеников старших классов столичных школ с обучением в Университете. Они получают базовые знания в области аэродинамики, физики, программирования и по другим авиационным дисциплинам. Опыт Университета подсказывает, что такая довузовская подготовка существенно повышает уровень обучающихся после их полноценного поступления в Университет.

- Борис Петрович, Вы возглавляете вуз уже в течение 14 лет. Что удалось сделать в развитии МГТУ ГА за этот период?

- Прежде всего хотел бы отметить такое важное событие, как преобразование Университета в вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс, оснащенный всем необходимым для подготовки кадров для наземного обслуживания летательных аппаратов, обеспечения гражданской авиации инженерами, техниками.

В 2013 г. была завершена работа по присоединению филиалов Университета в городах Егорьевск (Московская область), Иркутск, Рыльск (Курская область), Кирсанов (Тамбовская область) и Троицк (Челябинская область) – филиалов среднего профессионального образования, число обучающихся выросло до 12 тыс. человек. Все наши филиалы успешно функционируют и сегодня, обеспечивая гражданскую авиацию всех регионов России инженерами и специалистами авиационного профиля.

Как я уже отмечал, в 2015 г. Университет получил лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники. Это дало право на производство разработанных в студенческом конструкторском бюро сверхлегких самолетов SKY RANGER и многоцелевых дельталетов «Поиск – 06», в полетах на них принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Динамично развивалось международное сотрудничество. Помимо обучения иностранных граждан в Университете, МГТУ ГА заключил договоры о сотрудничестве с десятками университетов и авиапредприятий Европы, Азии и стран СНГ. Эта работа не остановилась и в пандемию: встречи с представителями образовательных учреждений из разных стран и международных организаций продолжились в формате видеоконференций.

Была организована работа по оснащению вуза современной тренажерной техникой. Установлены деловые и взаимовыгодные контакты вуза с работодателями. Кроме того, нам удалось значительного улучшить уровень благосостояния членов коллектива. К слову, заработная плата в МГТУ ГА – одна из самых высоких в вузах Москвы!

- Каковы перспективы развития МГТУ ГА?

- МГТУ ГА успешно функционирует как крупный авиационный образовательно-научный комплекс. Университет постоянно модернизируется и реагирует на запросы отрасли. Имеются мощности и для полноценной подготовки пилотов, если такой запрос поступит от рынка авиационных кадров нашей страны. Авиационная отрасль динамично развивается, даже несмотря на удары пандемии. Продолжается строительство и модернизация аэропортов, разрабатываются и строятся новые самолеты, в том числе современные МС-21, Ил-114, продолжается многолетнее беспрерывное производство SSJ 100. Пока отрасль живет и развивается, ей требуются высококвалифицированные работники, и МГТУ ГА их готовит, открывая новые направления подготовки. Университет обучает инженеров, авиадиспетчеров, программистов, операторов беспилотников и готов их учить по любой программе, которая потребуется авиации.

Подготовка работников для авиации требует соблюдения как российских, так и международных норм и правил. Несмотря на активное взаимодействие с другими областями транспортной отрасли, авиационное образование должно оставаться обособленным и в некоторой степени автономным. Сложности возникают тогда, когда необходимо следовать трендам всего транспортного блока, который стремится к некоторой унификации и интеграции программ подготовки специалистов для разных видов транспорта, и, при этом, сохранить необходимые условия для подготовки инженеров для авиации, которые обучаются по обособленным, узкоспециализированным программам подготовки, применимым только в авиации и нигде больше.

У авиаторов есть полная уверенность, что славная история МИИГА – МГТУГА будет продолжена успешным трудом дружного коллектива нашего Университета!

 - Борис Петрович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer