Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Путешествие с Ростехом: Самара

24 мая 2021 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Отправляемся в живописный город на Волге и крупный промышленный центр региона – Самару. Здесь Ростех представлен предприятиями различных отраслей: на заводе «ОДК-Кузнецов» производят двигатели для космических ракет, на предприятии «Авиаагрегат» – самолетные и вертолетные шасси, а НИИ «Экран» выпускает лазерные станции для защиты самолетов.

«Ах, Самара-городок…» 

Самара – уже давно не тот «городок», о котором поется в популярной народной песне, а один из крупнейших мегаполисов России. По численности населения Самара входит в первую десятку, а в составе Самарско-Тольяттинской агломерации и вовсе занимает третье место. Образованная в 1586 году как крепость для защиты юго-восточных рубежей России, Самара сегодня − экономический, научный и промышленный центр Среднего Поволжья. 

Самарская промышленность сегодня переживает подъем. Облик и характер города формируют большие и малые промышленные предприятия, многие из которых входят в Госкорпорацию Ростех: ПАО «ОДК-Кузнецов», «Авиаагрегат», НИИ «Экран», «Металлист-Самара», Завод индустриальных покрытий, Самарский электромеханический завод, «Полимер», Жигулевский радиозавод, Самарское инновационное предприятие радиосистем. 

 «ОДК-Кузнецов»: двигатели с берегов Волги 

Одно из старейших предприятий отечественного двигателестроения – самарское ПАО «ОДК-Кузнецов» – входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. За свою 108-летнюю историю завод эволюционировал от производства французских поршневых моторов «Гном» до выпуска силовых установок для авиации, космической техники и промышленности. 

Изначально созданный в Москве, осенью 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев. Здесь заводчане сразу взялись за изготовление авиадвигателей для штурмового истребителя Ил-2, выпуская до 50 моторов в сутки. Затем был первый в СССР турбореактивный двигатель ВК-1 для фронтовой авиации. В 1950-е годы осваивается производство газотурбинных двигателей «НК» Николая Кузнецова, который в 1956 году стал генеральным конструктором завода. Двигатель НК-12, поднимавший в воздух стратегический бомбардировщик Ту-95, стал прорывом в турбовинтовом направлении. А легендарный ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» и сегодня оснащается сверхзвуковым двигателем НК-32. 

Сразу после запуска первого советского спутника, в конце 1957 года, предприятие становится частью космической отрасли. В ее интересах было освоено серийное производство двигателей РД-107/РД-108 для ракет типа Р-7. С этого момента и до сегодняшнего дня на самарском предприятии производят сверхнадежные двигатели I и II ступеней для ракет-носителей «Союз». Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью двигателей ПАО «ОДК-Кузнецов». 

Создаются на «Кузнецове» и сугубо земные силовые установки – турбины для газовой промышленности и двигатели для магистральных газотурбовозов по заказу РЖД. Среди уникальных разработок предприятия − модуль горелочного устройства для чаши олимпийского огня на зимней Олимпиаде Сочи-2014. 

Сегодня в комплексе предприятий, входящих в ПАО «ОДК-Кузнецов», работает более 10 тыс. человек. Благодаря новым проектам, в том числе двигателю НК-32 второй серии для ракетоносца Ту-160, завод обеспечен работой на долгие годы. С 2017 года на ПАО «ОДК-Кузнецов» проводится масштабная модернизация. Только в 2019 году в развитие самарского предприятия ОДК инвестировано 3,9 млрд рублей. Обновляются существующие производства и строятся новые. Проект рассчитан до 2023 года.

«Авиаагрегат»: выпустить шасси! 

Как и для ПАО «ОДК-Кузнецов», вторым рождением завода «Авиаагрегат» стала эвакуация предприятия в 1941 году из Подмосковья в город Куйбышев. За годы Великой Отечественной войны завод №35 выпустил более 90 тыс. авиационных винтов, 40 тыс. из которых предназначалось легендарному штурмовику Ил-2. 

После войны завод переключается на производство шасси для авиационной техники – специализацию, которая и сегодня является основной для предприятия. В советские годы здесь выпускались шасси для самолетов и вертолетов всех конструкторских бюро страны. Будущий «Авиаагрегат» ставил на колеса и военную, и гражданскую авиатехнику. В эти же годы завод осваивает производство товаров широкого потребления и сельскохозяйственного оборудования. 

С 2008 года «Авиаагрегат» входит в состав Госкорпорации Ростех, являясь частью холдинга «Технодинамика». Среди актуальных проектов предприятия – разработка компонентов для перспективного авиалайнера SSJ-New, который будет оснащен новыми шасси с улучшенной амортизацией и системой контроля параметров. «Авиаагрегат» принял участие еще в одном важнейшем проекте российского авиапрома – создании нового военно-транспортного самолета Ил-112В. Для него «Авиаагрегат» разработал шасси и гидроцилиндры.

Не обошла предприятие стороной и программа диверсификации. В ее рамках на «Авиаагрегате» производят станки с ЧПУ и такой интересный продукт, как линейка уличных спортивных комплексов «Заряжайся». В 2019 году станочный парк предприятия был обновлен на сумму свыше 400 млн рублей. Это позволило повысить эффективность изготовления и качество выпускаемых шасси, снизить трудоемкость работ и создать новые рабочие места.  


НИИ «Экран»: лазеры на защите авиации 

Еще одно самарское предприятие, теперь уже в составе холдинга КРЭТ – Научно-исследовательский институт «Экран». Основное направление работы НИИ − создание авиационной радиотехнической аппаратуры, систем радиоэлектронной и оптико-электронной защиты самолетов и вертолетов от авиационных и зенитных ракетных комплексов. 

«Экран» был создан в 1949 году и за свою историю разработал сотни радиотехнических изделий, установленных на самолетах и вертолетах практически всех отечественных марок. Здесь создавались контрольно-регулировочная аппаратура и средства измерения для рабочих мест самолетов, самолетные станции ответных помех, станции общей радиотехнической разведки, контрольно-проверочная и эксплуатационно-ремонтная аппаратура. 

С начала 1990-х годов НИИ разрабатывает бортовые комплексы обороны боевых вертолетов. С 2005 года на предприятии активно развивается еще одно из перспективных направлений техники радиоэлектронного противодействия (РЭП) − создание лазерных станций подавления, обеспечивающих эффективную защиту летательных аппаратов от переносных зенитно-ракетных комплексов. 

Сегодня НИИ «Экран» является головным предприятием по ряду направлений в области РЭП и выполняет разработки в рамках Гособоронзаказа. В целях увеличения доли гражданской продукции институт разрабатывает и изготавливает оптические компоненты лазерной техники для использования в медицинской технике и научных исследованиях.


Ростех



комментарии (0):










Материалы рубрики

Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения
AVIA.RU
60 лет в космосе
Ростех
Путешествия с Ростехом: Лыткарино



АО «Авиапром»
Ушел из жизни Владимир Тимофеевич Иванов
AVIA.RU
Поздравления руководителю Росавиации А.В.Нерадько с 60-летием
Николай Таликов
Полувековой полет Ил-76
Ростех
Путешествия с Ростехом: Уфа
"Авиасоюз"
Летно-исследовательский центр мирового уровня
Артур Чилингаров
Полярная авиация создана именно в нашей стране
Ростех
Путешествия с Ростехом: Казань

Памяти Ефима Яковлевича Померанца
Илья Кабачник
Памяти Анатолия Слюсаря
Юрий Дарымов
Прерванный полет. В память о Борисе Александровиче Кармалееве
Аэропорт "Толмачево"
Памяти Анатолия Ивановича Сизякина
Журнал "АвиаСоюз"
Ветеран авиационной науки
Е.Д.Згировская
АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства
А.Ю. Левин
Юрию Александровичу Нагаеву исполняется 90 лет
AVIA.RU
Крылатая alma mater: полет из века в век
AVIA.RU Network
Ушел из жизни Евгений Шапошников
AVIA.RU
Памяти Валентина Сушко
AVIA.RU
90 лет ЦИАМ
Ростех
"Салют": рекордные авиамоторы
Илья Вайсберг
Памяти Владимира Ивановича Бабкина
Николай Таликов
Конструктор. Ученый. Гражданин.
Ю.И.Борисов, А.В.Нерадько, В.В.Горлов
Как не хватает Генриха Васильевича…
AVIA.RU
Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» – 70 лет!
AVIA.RU
Памяти Тульского Станислава Георгиевича
Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахрамеев
История развития и сегодняшний день беспилотной авиации
AVIA.RU
«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»
Андрей Гришин
Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта
Василий Шапкин
Каким быть ГосНИИ ГА?
Валерий Кудинов
Важное событие для инженерно-авиационной службы гражданской авиации
Анатолий Журин, Илья Вайсберг
"Штучные люди"
Анатолий Липин
Светлой памяти Гриневича Альберта Станиславовича
Лариса Алексеева
Авиация и сцена

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer